В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, которые необходимо учитывать тренеру по академической гребле при работе с данным контингентом. Отмечены психологические особенности развития внимания, мыслительных процессов. Правильно выстроенная мотивация детей младшего школьного возраста позволяет повысить интерес к занятиям греблей.
Ключевые слова: младший школьный возраст, возраст, ребенок, академическая гребля, тренировочный процесс, спортсмен, тренер.
Актуальность. Тренеру по академической гребле в процессе своей профессиональной деятельности приходится оказывать психологическое воздействие на спортсменов. Поэтому при работе с детьми ему необходимо учитывать этапы возрастного развития своих подопечных.
Возраст 7–10 лет принято считать младшим школьным возрастом, это переходный этап от детского к подростковому возрасту. Младший школьный возраст — это не самый простой период онтогенеза. У детей протекают кардинальные преобразования, активное развитие психики, становление личности. У них меняется сознание, система взаимоотношений, деятельность. В этот период повышается активность, а также проявляется стремление к самостоятельной деятельности. Формируются основы и определяются направления социальных и моральных установок личности. Поэтому он является важным периодом в жизни человека.
Тренеру при работе с детьми этого возраста нельзя проявлять неуважение к личности ребенка, поскольку унижение подрывает его авторитет в коллективе, вызывает у юных спортсменов чувство отторжения. Дети в возрасте 7–10 лет не любят, когда их отчитывают, ругают в присутствии сверстников, не принимают сочувствие и принуждение к откровенности. Для комфортного общения взрослым необходимо создавать атмосферу взаимопонимания, гармонии, доверительного общения. Дети негативно относятся к необоснованным запретам, им необходимо объяснять причины, по которым не следует так делать, а также позволять получать собственный опыт.
В возрасте 7–10 лет у детей ярко выражена повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, негативизм, склонность к аффектам, критичность, стремление к эмансипации. Нежелание слушать наставления старших — это стремление подростков к самоутверждению. А любовь к похвале — проявление потребности в признании, придании уверенности в себе.
В этом возрасте начинает зарождаться половая идентификация, которая выражается в различиях психического развития мальчиков и девочек. Самосознание формирует «Я»-образ, т. е. представление о собственном физическом облике, идентифицируя себя с мужским или женским эталоном.
Проявление детьми активности носит разнообразный характер, если в возрасте 7–8 лет ребенка больше привлекает сам процесс гребли, то в 9–10 лет формируются результативные мотивы, юные спортсмены начинают переживать за результат соревнований.
Также тренеру в ходе учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать сенситивные периоды развития физических качеств.
Таблица 1
Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)
Двигательные способности |
Среднегодовой прирост |
Общий прирост |
||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
Скоростные |
5,7 |
6,0 |
17,2 |
18,0 |
Силовые |
12,7 |
8,7 |
38,0 |
26,0 |
Общая выносливость |
7,9 |
5,5 |
31,6 |
22,1 |
Скоростная выносливость |
3,4 |
3,6 |
13,4 |
14,4 |
Силовая выносливость |
10,4 |
7,4 |
11,7 |
29,7 |
Взаимоотношения между детьми младшего школьного возраста и тренером меняются: если в возрасте 7–8 лет тренер является непререкаемым авторитетом, то при работе со спортсменами 9–10 лет авторитет тренеру необходимо заслужить. Для этого наставнику следует соответствовать запросам детей, иметь определенные качества личности. Проявление строгости в воспитании юных спортсменов должно дополняться настойчивостью, вежливостью и умением интересно организовать тренировочный процесс. Тренеру рекомендуется при работе с юными спортсменами проявлять педагогический такт, выполнять роль старшего наставника, оказывать психологическую поддержку, помощь в жизненных ситуациях. Нельзя смеяться над проблемами и сложностями в жизни детей.
К позитивным изменениям поведения младших школьников относятся повышение чувства ответственности за свои действия, проявление самостоятельности, расширение круга интересов, появление планов на будущее.
К отрицательным изменениям поведения детей данного возраста следует отнести протесты против запретов, отрицание ребенком своего детского статуса, постоянные изменения настроения, неадекватные реакции на происходящее.
Выводы . При организации тренировочного процесса по академической гребле следует учитывать интересы, мотивы, потребности детей младшего школьного возраста, которые носят динамичный характер. Большое значение в этом возрасте имеют личные достижения, которые вдохновляют детей, а неудачи способны привести к снижению интереса. Однако, в некоторых ситуациях отрицательные результаты побуждают ребят младшего школьного возраста к стремлению доказать, что они способны на большее, что неудача — случайное явление.
На основании проведенного анализа разработаны рекомендации для тренеров, которые позволяют выстраивать учебно-тренировочный процесс с учетом возрастных особенностей детей:
- Для младшего школьного возраста ведущими на занятиях являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т. п.). Несмотря на то, что дети занимаются академической греблей, необходимо большую часть времени уделять общей физической подготовке.
- На одном занятии целесообразно решать не более 2–3 задач связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.
- Чем младше возраст, тем больше внимания следует уделять укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.
- На каждом занятии обязательно проводить подвижные игры. Игровой материал может занимать примерно половину общего времени занятий с детьми в возрасте до 10–11 лет.
- При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (техника движений), а также сочетать процесс обучения с развитием двигательных способностей.
Литература:
- Аганянц, Е. К. Очерки по физиологии спорта / Е. К. Аганянц, Е. М. Бердичевская, А. Б. Трембач. — Краснодар: Экоинвест, 2011. — 204 с.
- Аганянц, Е. К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей / Е. К. Аганянц, Е. В. Демидов. — М.: 2002. — 102 с.
- Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. — Харьков: Основа. — 1993. — 241 с.
- Безруких, М. М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Академия, 2002. — 416 с.