Особенности структуры подготовительного периода хоккеистов высшей лиги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 06.07.2022

Статья просмотрена: 361 раз

Библиографическое описание:

Шишков, И. Ю. Особенности структуры подготовительного периода хоккеистов высшей лиги / И. Ю. Шишков, Я. Н. Наумов, Р. Р. Калиниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 194-199. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93810/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье впервые показана детальная структура всех этапов подготовительного периода с позиции энергетического компонента направленности тренировочных и соревновательных нагрузок хоккеистов команды высшей хоккейной лиги российского чемпионата.

Ключевые слова: хоккей, подготовительный период, ВХЛ, тренировочная нагрузка.

Введение. С точки зрения энергетической системы, хоккеисты должны постоянно, на протяжении всей игры, а порой и в дополнительное время многократно производить максимальные и субмаксимальные рывки и ускорения короткой продолжительности с краткими периодами восстановления, поэтому направленность физической подготовки хоккеистов на развитие способности игроков к повторному спринту должна являться преимущественной в тренировочных программах подготовки хоккеистов [1, 3, 5]. Помимо развития энергетической системы, хоккей требует выполнения односторонних действий, непрерывно в течение длительного периода времени, таких как спринт, рывки, броски, щелчки, повороты, маневрирование с шайбой и постоянное взаимодействие с соперником [2, 4].

В связи с вышесказанным в данной статье нами была предпринята попытка изучить структуру процесса подготовительного периода высококвалифицированных хоккеистов в высшей лиге отечественного хоккея.

А ктуальность исследования продиктована необходимостью изучить периодизацию именно подготовительного периода, на примере одной из команд ВХЛ — элитной лиги отечественного хоккея. Подготовительный период определяет эффективность функциональной подготовленности спортсменов в соревновательном периоде. Гипотеза исследования. Предполагалось, что разбитый на три этапа подготовительный период, в отличии от традиционного двухэтапного, будет способствовать более эффективному выступлению команды в сезоне. Объект исследования — тренировочный процесс команды высшей хоккейной лиги. Предмет исследования — тренировочные и соревновательные нагрузки в подготовительном периоде. Цель исследования — изучить особенность структуры нагрузок различной энергетической направленности, и её взаимосвязь на различных этапах подготовительного периода хоккеистов вышей лиги.

Задачи исследования : 1. Изучить структуру подготовительного периода хоккеистов высокой квалификации на примере команды высшей хоккейной лиги (ВХЛ); 2. Выявить соотношение общих и специальных тренировочных нагрузок в зависимости от их энергетической направленности на различных этапах подготовительного периода; 3. Показать динамику нагрузок различной направленности хоккеистов высокой квалификации на примере команды высшей хоккейной лиги (ВХЛ);

Методы исследования: 1. Теоретический анализ и обобщение научной и научно-методической литературы; 2. Педагогическое наблюдение за тренировочной деятельностью хоккеистов. Использовалась принципиальная схема оценки распределения объёмов тренировочной нагрузки разного физиологического воздействия на отдельных этапах подготовительного периода по Волкову Н. И. [2]. Классификация тренировочных нагрузок на пять зон интенсивности по характеру их физиологического воздействия показала на практике возможность строго регламентировать и точно учитывать тренировочную работу. 3. Контроль ЧСС с использованием системы “Polar” (производство Финляндии); 4. Изучение и анализ документов планирования, обработка индивидуальных тренерских планов; 4. Методы математической обработки данных.

Результаты исследований . В результате педагогических наблюдений за тренировочным процессом хоккеистов высшей хоккейной лиги «Ижевск» г. Ижевск совместно с тренерами и врачом команды был рассчитан объем тренировочных нагрузок различной энергетической направленности хоккеистов команды на первом, втором и третьем этапе (30.06–16.07.2021г.) подготовительного периода подготовки. Результаты представлены последовательно в таблицах 1–3.

Весь подготовительный период состоял из 68 дней, включая тренировочные дни, а также дни этапного и медицинского обследования. В нашей работе мы особо выделили структуру тренировочных дней с одной и двухразовыми тренировками, которые составили 47 %. Количество одноразовых тренировок и дней отдыха составили по 26.5 %.

Основным средством подготовки были двухразовые тренировки 32 дня (47 %) что является типичным для этого периода подготовки. Особенно хотелось бы выделить второй этап (17.07–26.07.2021) подготовительного периода подготовки длительностью 10 дней, 8 из которых составили двухразовые тренировки. Этот этап выделен как период подготовки хоккеистов с использованием тренировок общей и специальной направленности нагрузок, с чередованием занятий на льду и на земле двумя группами, специально выделен тренерами команды. Что касается содержания тренировочных нагрузок, мы видим значительные различия в объёмах средств энергетической направленности тренировок. Так на первом этапе (таблица 1) основной объем составляли нагрузки аэробной направленности 11.0 (ч.).

Таблица 1

Соотношение объёмов тренировочных нагрузок различной энергетической направленности хоккеистов команды ВХЛ на первом этапе подготовительного периода подготовки

Тренировочная нагрузка на земле

всего за этап (час.)

кол-во тренировочных занятий в день

аэробная (час.)

анаэробная (час.)

аэробно-анаэробная (час.)

силовая

ОРУ, кроссы

гликолитическая

алактатная

одна

две

7.6

11.0

5.7

2.4

3.7

30.4

3

10

средний объем тренировочных нагрузок в день: 2.34 ч.

Затем нагрузки, связанные с развитием силовых способностей (7.6 ч.). Доля нагрузок анаэробной направленности составила 8.1 ч. из которых упражнения алактатной направленности составили 2.4 ч. анаэробно-гликолитической 5.7 ч. Средний объем тренировочных нагрузок в день составил 2.34 часа.

Вторым этапом подготовки команды был ударный 10-дневный цикл, который являлся промежуточным между общеподготовительным и специально подготовительным этапами подготовительного периода. В этом цикле команда поочерёдно группами приступила к занятиям на льду. Начался специально подготовительный этап с использованием средств общефизической подготовки на земле и в тренажёрном зале. Соотношение объёмов тренировочных нагрузок различной энергетической направленности хоккеистов команды ВХЛ на втором этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение объёмов тренировочных нагрузок различной энергетической направленности хоккеистов команды ВХЛ на втором этапе подготовительного периода подготовки

Тренировочная нагрузка на земле

всего

кол-во тренировочных занятий в день за этап

аэробная (час.)

анаэробная (час.)

аэробно-анаэробная (час.)

силовая

ОРУ, кроссы

гликолитическая

алактатная

одна

две

3.7

2.7

0.7

2.6

-

9.7

Тренировочная нагрузка на льду

всегоо

-

8

аэробно-анаэробная (час.) (тренировочная)

анаэробная (час.)

аэробно-анаэробная игровая (час.)

гликолитическая

алактатная

10.4

2.0

2.5

-

14.9

средний объем тренировочных нагрузок в день: 3.08 ч.

24.6

На этом этапе мы отметили самый высокий по сравнению с предыдущим и последующим выделенными периодами средний объем тренировочных нагрузок в день. Он составил 3.08 часов в день. Основной часовой объем составили аэробно-анаэробные нагрузки на льду (смешанные) 10.4 часа (24 %). Важно отметить соотношение нагрузок анаэробной направленности на льду и на земле. Параллельное использование специфических и неспецифических средств могло отрицательно отразиться на общей подготовленности игроков. Анаэробные нагрузки на земле составили 3.3 часа на льду — 4.5 часа. При этом нагрузки анаэробной направленности, связанные с развитие скоростной выносливости (гликолитические), превалировали на льду — 2.0 часа (а на земле 0.7 ч.). Нагрузки скоростно-силового характера примерно были в одинаковом объёме как на земле, так и на льду соответственно 2.6, 2.5 ч.

Заключительный специально-подготовительный этап подготовки хоккеистов составил 41дня, включая дни отдыха. На этом этапе начались контрольные и товарищеские игры, которые рассматривались как одно из основных средств специальной подготовки команды. За 41 день команда сыграла 9 игр 22 % (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение объёмов тренировочных нагрузок различной энергетической направленности хоккеистов команды ВХЛ на третьем этапе подготовительного периода

Тренировочная нагрузка на земле

всего

кол-во тренировочных занятий в день за этап

аэробная (час.)

анаэробная (час.)

аэробно-анаэробная (час.)

силовая

ОРУ, кроссы

гликолитическая

алактатная

одна

две

3.9

8.6

1.5

6.8

1.5

22.0

Тренировочная нагрузка на льду

всего

15

14

аэробно-анаэробная (час.) (тренировочная)

анаэробная (час.)

аэробно-анаэробная игровая (час.)

гликолитическая

алактатная

29.1

2.8

7.1

27.0

66.0

средний объем тренировочных нагрузок в день: 3.04 ч.

88.0

Средний объем дневных тренировочных нагрузок составил 3.04 часа в день, что немногим меньше чем в предыдущем ударном 10-дневном цикле (3.08 ч.). Такой жёсткий режим на заключительном этапе подготовки на наш взгляд является характерным для вида спорта как хоккей с шайбой.

Интересным на заключительном этапе представлялся анализ нагрузок различной энергетической направленности. При этом доля занятий вне льда составляла 25 % (22.0 ч.) с использованием анаэробных нагрузок 8.3 % (в больше степени скоростно-силовых 6.8ч.). Доля занятий в тренажёрном зале на развитие силовых качеств составила 3.9 ч., а поддержания аэробных способностей хоккеистов — 8.6 ч. Почти 10 часов составили анаэробные нагрузки гликолитической 2.8 ч. и алактатной 7.1 ч. Смешанные нагрузки технико-тактической направленности были в абсолютном превосходстве 29.1 ч. а игры составили 27 часов.

Таким образом, проанализировав три этапа подготовительного периода подготовки квалифицированных хоккеистов мы можем отметить три отдельных цикла. Традиционный обще подготовительный этап длительностью 17 дней с превалирующей долей нагрузок аэробной направленности 11.0 (ч.). Затем нагрузки, связанные с развитием силовых способностей (7.6ч.). Доля нагрузок анаэробной направленности составила 8.1 ч. из которых упражнения алактатной направленности составили 2.4 ч. анаэробно-гликолитической 5.7 ч. Средний объем тренировочных нагрузок в день составил 2.34 часа. Краткосрочный второй 10-дневный микроцикл имел ударную направленность с нагрузками преимущественно анаэробной направленности 7.8 ч. (26 %) и аэробно-анаэробной направленности нагрузок на льду 10.4 часа (24 %). Средний объем тренировочной нагрузки в день составил 3.08 часов. На третьем специально-подготовительном этапе средний объем тренировочных нагрузок в день составил 3.04 ч. Основная нагрузка была аэробно-анаэробной направленности в объёме 56.1 час., из которых доля игровой практики составила 27.0 час.

Более интересным представлялось соотношение нагрузок в динамике подготовительного периода в соотношении к количеству тренировочных дней в конкретном периоде. На рисунке 2 представлена диаграмма соотношения нагрузок анаэробной направленности на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды «Ижевск» в сезоне ВХЛ 2021года. Мы видим увеличение как объёма алактатных нагрузок в абсолютных значениях (таблицы 1–3) так и из расчёта времени в день (рисунок 1) от первого периода подготовки к заключительному. Это на наш взгляд говорит о запланированном постепенном увеличении в тренировочном процессе доли скоростно-силовых нагрузок как на земле, так и на льду в общем объёме. Касательно профессионально значимой скоростной выносливости (нагрузки гликолитического характера), то они наоборот, имели тенденцию к снижению с 26 минут в день на первом этапе к 9 минутам на заключительном.

Соотношение нагрузок анаэробной направленности на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ

Рис. 1. Соотношение нагрузок анаэробной направленности на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ

Как правило, у хоккеистов высокой квалификации на специальном этапе подготовительного периода увеличивается объем нагрузок, направленных на развитие скоростной выносливости. В наших исследованиях этой тенденции мы не заметили. Возможно этот пробел в подготовке был компенсирован двухсторонними играми. Их команда провела на этом этапе девять. Вычленить специально нагрузки анаэробной направленности, тем более гликолитической направленности не предоставлялось возможным.

Аэробная подготовленность хоккеистов является одним из основных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма хоккеиста. К сожалению, нам не удалось провести обследования и получить показатель МПК. Тем не менее мы ориентировались на две категории аэробных нагрузок в тренировочном процессе хоккеистов на земле. Это собственно силовые нагрузки, работа в тренажёрном зале (общее время, не индивидуальное) а также кроссовая подготовка и развивающие упражнения как зарядки, растяжки, упражнения на гибкость. На рисунке 2 представлена диаграмма соотношения нагрузок аэробной направленности на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ. Мы видим, что в течении всего подготовительного периода нагрузки аэробной направленности распределились неравномерно. Так на первом обще подготовительном этапе объем составлял 18.6 ч. (в среднем 85.5 мин. в день), на втором этапе 6.4 ч. (48 мин. в день) на третьем 12.5 часов (25.8 минут в день). Таким образом прослеживается тенденция постепенного снижения объёма нагрузок аэробной направленности к концу подготовительного периода.

Соотношение нагрузок аэробной направленности на земле на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ

Рис. 2. Соотношение нагрузок аэробной направленности на земле на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ

Данные показатели динамики аэробной подготовленности согласуются с общими понятиями структуры подготовительного периода в командах по игровым видам спорта. На этом фоне мы рассмотрим соотношение нагрузок смешанной (аэробно-анаэробной направленности), как наиболее значимой и информативной для тренеров. На рисунке 3 представлены данные соотношения нагрузок аэробно-анаэробной направленности на земле и на льду на различных этапах подготовительного периода. На диаграмме представлены три вида смешанных нагрузок, которые мы видим только на 1 и 3 этапе, при этом в начале подготовительного периода они составляли 3.7 час (в среднем 17 минут в день) а на заключительном этапе только 1.5 часа (в среднем 4 минуты в день), что позволяет нам сделать вывод о неэффективности использования данной категории неспецифических нагрузок, рассматриваемых прежде всего, как вспомогательные. Основной объем тренировочных средств приходился на долю специальных игровых упражнений на льду и двусторонних игры. Так тренировочные нагрузки аэробно-анаэробной направленности на льду составили на 2 этапе 10.4 ч за 8 дней, в среднем 1 час и 18 минут в день. Эти нагрузки составляли основной объем времени ударного микроцикла.

Общее количество времени на специально-подготовительном этапе подготовительного периода составило 56.1 час (в среднем за день почти 2 часа).

Соотношение нагрузок аэробно-анаэробной направленности на земле и на льду на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ включая время тренировочных и тестовых игр

Рис. 3. Соотношение нагрузок аэробно-анаэробной направленности на земле и на льду на различных этапах подготовительного периода хоккеистов команды ВХЛ включая время тренировочных и тестовых игр

Таким образом проанализировав состав и динамику тренировочных и соревновательных нагрузок хоккеистов команды высшей лиги на различных этапах подготовительного периода, мы увидели характерную для игровых видов спорта динамику нагрузок аэробной направленности. У исследованной команды выявлено уменьшение объёма нагрузок анаэробно-гликолитической направленности. Эти нагрузки характерны для развития профессионально значимой скоростной выносливости. Выявленная тенденция снижения является нехарактерной для подготовки команд высокой квалификации. Возможно этот пробел в подготовке был компенсирован девятью двухсторонними играми, которых команда провела на заключительном этапе подготовки.

Выводы:

  1. Анализ структуры подготовительного периода подготовки квалифицированных хоккеистов высшей лиги позволил выделить три отдельных цикла. Традиционные обще и специально подготовительный этап был дополнен промежуточным ударным 10-дневным циклом, в котором команда приступила к групповым тренировочным занятиям, комбинирующим нагрузку на земле и на льду.
  2. Структура 68-дневного периода подготовки команды ВХЛ состояла из одно и двухразовых тренировок. Одноразовые тренировки составили 27.0 % двухразовые — 47 %. Количество дней отдыха ЭКО и УМО составили 26.0 %.
  3. У исследованной команды на специальном этапе подготовительного периода по сравнению с обще подготовительным периодом выявлено уменьшение объёма нагрузок анаэробно-гликолитической направленности с 5.7 часов на первом этапе до 4.3 ч. на заключительном. Эти нагрузки направлены на развитие профессионально значимой скоростной выносливости. Выявленная тенденция снижения является нехарактерной для подготовки команд высокой квалификации. Возможно этот пробел в подготовке был компенсирован двухсторонними играми, которые команда провела на заключительном этапе подготовки.

Литература:

  1. Волков Н. И. Программирование тренировочных нагрузок в годичной подготовке конькобежца / Волков Н. И., Васильковский Б. М., Ремизов Л. П. // Конькобеж. спорт: Ежегодник. — М., 1983. — С. 27–33.
  2. Дерябина, Г. И. Структура и содержание физической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе спортивной подготовки / Г. И. Дерябина, А. В. Тапильский, О. Г. Барашева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 72–78.
  3. Колузганов, В. М. Использование упражнений из различных видов спорта для совершенствования координационных способностей у юных хоккеистов / В. М.Колузганов, А. Ю.Букатин // Теория и практика физической культуры. — 2003.- № 4.- С.39–41.
  4. Рыбаков, В. В. Блочно-модульная физическая подготовка хоккеистов высокой квалификации / В. В. Рыбаков, А. В. Уфимцев, В. А. Молчанов, А. А. Зуев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. — 2005. — № 4–1. — С. 237–242.
  5. Шишков, И. Ю. Моделирование процесса подготовки хоккеисток высокой квалификации к краткосрочному турниру / И. Ю. Шишков // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXV Международного научного конгресса: в 2 ч., Минск, 15–17 октября 2020 года. — Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2020. — С. 289–298.
Основные термины (генерируются автоматически): подготовительный период, нагрузка, час, день, этап, анаэробная направленность, тренировочная нагрузка, аэробная направленность, различная энергетическая направленность, соотношение нагрузок.


Похожие статьи

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных хоккеистов

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

Анализ и перспективы выступлений сборной России по баскетболу на крупнейших международных соревнованиях

В статье представлена информацию о тенденциях и перспективах выступления мужской сборной команды России по баскетболу. Для этого проведен анализ выступления сборных команд России на крупнейших международных соревнованиях по баскетболу, а также намече...

Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности (СД) студенческой и профессиональных команд в мини-футболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы эффективности.

Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде

В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной в...

Условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее

В данной статье рассмотрена проблемная ситуация: отсутствие информации об условиях, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренерского состава в детско-юношеском хоккее. На основе опыта подготовки юных хоккеист...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Сравнительный анализ двигательной активности в соревновательной деятельности женских профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу

В статье приведен сравнительный анализ результатов педагогических наблюдений за двигательной активностью спортсменок профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу. Выявлены наиболее значимые параметры эффе...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу

В статье приведены результаты оценки уровня технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу, которые свидетельствуют о необходимости дифференциации подготовки игроков. Предложены условия эффективности дифференцированного подхода как...

Похожие статьи

Существующие трудности и проблемы в подготовке юных хоккеистов

В статье отражены существующие трудности подготовки резерва хоккеистов различных возрастных групп. Обозначена оценка подготовленности хоккеистов и пути устранения недостатков, необходимость проведения тестирования на всех этапах подготовки хоккеистов...

Анализ и перспективы выступлений сборной России по баскетболу на крупнейших международных соревнованиях

В статье представлена информацию о тенденциях и перспективах выступления мужской сборной команды России по баскетболу. Для этого проведен анализ выступления сборных команд России на крупнейших международных соревнованиях по баскетболу, а также намече...

Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности (СД) студенческой и профессиональных команд в мини-футболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы эффективности.

Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде

В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной в...

Условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее

В данной статье рассмотрена проблемная ситуация: отсутствие информации об условиях, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренерского состава в детско-юношеском хоккее. На основе опыта подготовки юных хоккеист...

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Сравнительный анализ двигательной активности в соревновательной деятельности женских профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу

В статье приведен сравнительный анализ результатов педагогических наблюдений за двигательной активностью спортсменок профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу. Выявлены наиболее значимые параметры эффе...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной атаки в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматривается техника нападения для студенческих команд.

Методика, направленная на воспитание специальной выносливости у хоккеистов 15–16 лет

Автором впервые проведено исследование, направленное на обоснование методики, направленной на воспитание специальной выносливости хоккеистов 15–16 лет.

Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу

В статье приведены результаты оценки уровня технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу, которые свидетельствуют о необходимости дифференциации подготовки игроков. Предложены условия эффективности дифференцированного подхода как...

Задать вопрос