На сегодняшний день выработаны единые показатели эффективности и критерии оценки эффективности предоставления социальных услуг их получателям, отражающие объективные результаты деятельности социальных служб, на законодательном уровне. Оценка качества организаций в сфере предоставления социальных услуг может осуществляться: общественным советом, утвержденным главным надзорным органом в сфере социального обслуживания (Минтруд РФ) [2]; исследовательским центром независимой оценки качества условий оказания услуг (далее НОВИ); региональным общественным советом — группой экспертов, состав которой утверждается региональными контролирующими органами (региональные органы власти, министерства, комитеты в сфере социальной защиты и системы здравоохранения, Роспотребнадзора и т. п.) и внутренней комиссией организации социального обслуживания [1].
Для более детальной оценки и удобства работы, необходимо проводить оценку, путем распределения всех показателей по следующим пунктам:
- Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее ИППСУ), индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (далее ИПРА);
- Состояние ПСУ: сбор первичных данных (состояние здоровья, социальный статус и т. д.);
- Внешний вид ПСУ, гигиена;
- Помощь в приготовлении пищи и приема пищи;
- Профилактика и уход.
- Подвижность и активизация ПСУ.
- Обеспечение безопасной окружающей среды.
- Организация досуга.
- Комфортность условий и доступность ПСУ.
- Удовлетворенность качеством предоставления социальных услуг ПСУ.
- Организация работы сотрудников.
- Оценка знаний сотрудников.
- Правильность заполнения необходимой документации для оказания социальных услуг на дому.
- Доступность информации об учреждении социального обслуживания.
- Взаимодействие организации.
Оценка каждого пункта проводится по балльной системе:
— 0 баллов — неудовлетворительный результат;
— 1 балл — недостаточный результат;
— 2 балла — удовлетворительный результат.
При изучении ИППСУ оцениваются заполнение программы при поступлении в учреждение, правильность заполнения в соответствии с инструкцией, возможность внесения изменений при необходимости.
ИППСУ включает определение объема и вида услуг (время, кратность, продолжительность) с учетом оценки индивидуального состояния ПСУ, способности к самообслуживанию.
Для поддержания активности и достижения максимально возможного уровня самостоятельного функционирования ПСУ необходима активизация и физическая реабилитация ПСУ, с применением индивидуального двигательного режима ПСУ [2]. Главными критериями оценки являются:
— сведения об ограничениях в подвижности в ИППСУ / ИПУ;
— необходимость активизации, правильность мобилизации немобильных ПСУ в пределах кровати;
— помощь в перемещении маломобильного ПСУ, правильная посадка и осанка в кровати, в кресле;
— мобилизация маломобильных ПСУ в пределах комнаты, содействие при перемещении ПСУ, использование средств малой реабилитации при содействии мобильности при покидании кровати;
— мобилизация маломобильных ПСУ в пределах отделения, содействие при передвижении ПСУ с ограниченной мобильностью;
— мобилизация активных ПСУ — проведение регулярных физических упражнений.
В целях повышения жизненной активности ПСУ, улучшения их психоэмоционального состояния необходимо вовлекать их в досуговую деятельность. Основными критериями оценки являются [3]:
— организация досуга ПСУ: чтение книг и журналов, проведение арт-терапевтических занятий и др.;
— возможность их сопровождения в театры, музей и т. п.
— регулярность досуговых мероприятий (не менее 3 раз в месяц)
Деятельность организации социального обслуживания зависит от продуктивного взаимодействия с различными организациями и ведомствами. Для этого должна быть создана постоянно действующая вневедомственная система.
Оцениваются присутствие заключенных договоров о взаимодействии со сторонними организациями, их выполнение:
— организация межведомственного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями; оцениваются наличие договора с медицинскими организациями, реальность его выполнения;
— организация межведомственного взаимодействия с бюро МСЭ, ФСС; оцениваются содействие в получении / актуализации ИПРА, наличие документации по обеспечению и учету протезно-ортопедических изделий;
— организация волонтерской деятельности; оцениваются наличие сведений и договоров с волонтерскими организациями, их контактные данные, регулярность посещения волонтерами ПСУ, сколько человек приходит, на какое время, что делают, какие проводят мероприятия;
— сотрудничество с религиозными организациями; оцениваются возможность свободы выбора вероисповедания, регулярность проведения мероприятий священнослужителями на дому для маломобильных ПСУ.
На основании полученных результатов составляется итоговый отчет о проведенной работе с выводами, предложениями корректирующих мероприятий и сроками их выполнения.
Таким образом, эффективность предоставления социальных услуг их получателям, прежде всего, зависит от уровня сознательности, гуманности и доброжелательности специалистов их оказывающих. Вторым критерием является своевременность предоставления данных услуг.
Литература:
- Итоги независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания населения Курской области // Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: adm.kursk.ru независимая оценка качества
- Независимая оценка качества условий оказания услуг // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/nsok
- Официальный сайт исследовательского центра независимой оценки качества условий оказания услуг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://н-о-к.рф/