Особенности подготовки школьников к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО III ступени
Мизрахи Юлия Витальевна, студент
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (г. Москва)
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО III ступени. Подготовка должна осуществляться комплексно и включать в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую подготовку.
Ключевые слова: выполнение нормативов испытаний, ГТО, физическая культура, младший школьный возраст, психологическая подготовка, вид спорта, подготовка школьников, Российская Федерация, академическая гребля, легкая атлетика, физическая подготовка.
Актуальность. ВФСК ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан, включает виды испытаний и нормативы, перечень знаний навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков.
Поскольку ВФСК ГТО многоаспектен, подготовка школьников к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО III ступени должна включать в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и психологическую подготовку.
Нормативы испытаний ВФСК ГТО III ступени ориентированы на школьников в возрасте 11–12 лет. Они относятся к возрастным биологическим периодам: 8–12 лет (мальчики) и 8–11 лет (девочки) — второе детство и 12–15 лет (девочки) — подростки. Согласно традиционной классификации, это отрочество / подростковый период от 11–12 лет до 14–15 лет.
Испытания ВФСК ГТО III ступени включают: бег на 30м; бег на 60м; бег на 1500м; бег на 2000м; подтягивание; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье; челночный бег 3 × 10 м; прыжок в длину с места и с разбега; метание мяча весом 150г; поднимание туловища из положения лежа на спине; бег на лыжах на 2 км; плавание 50м; стрельбу и туристский поход.
Самое большое число испытаний в комплексе связано с легкой атлетикой (кросс и бег на длинные, короткие и средние дистанции; прыжки в длину с разбега и с места; метание гранаты и малого мяча на дальность).
Результативность выполнения школьниками нормативов, чаще всего, зависит от грамотного подбора и использования во время физической подготовки общеразвивающих упражнений и упражнений избирательно-направленного влияния, включающих в работу конкретные (необходимые) мышечные группы и системы организма, а также от применяемых урочных и внеурочных форм проведения занятий.
Для качественной подготовки к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО необходимо теоретическое просвещение школьников. По мнению В. В. Новокрещенова, «…теоретическая подготовка должна осуществляться по следующим разделам:
— влияние занятий физической культурой на состояние здоровья;
— повышение умственной и физической работоспособности;
— гигиена занятий;
— основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта;
— основы методики самостоятельных занятий;
— основы истории развития физической культуры;
— овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности».
После подготовки организма физически и формирования представления о правильной технике выполнения упражнений происходит освоение технических элементов, включенных в нормативы испытаний ВФСК ГТО III ступени по видам спорта: легкая атлетика, плавание, туризм, лыжные гонки.
Техническая подготовка в данном случае — это процесс обучения обучающихся 5–6 классов технике движений, свойственных данным видам спорта и доведение их до совершенства. При этом чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование. Физическая подготовка к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО непременно должна быть дополнена психологической подготовкой.
Заметим, что именно психологическая компонента, представляющая одну из составных единиц комплексной подготовки, оказывает существенное воздействие на физический функционал человека.
Процесс формирования мотивации к физкультурной и спортивной деятельности стоит осуществлять последовательно от внешне организованной работы, когда данные отношения зарождаются и актуализируются преимущественно под воздействием социального окружения и определены особенностями конкретной ситуации, к внутренне организованной, обусловленной непосредственно свойствами личности обучающегося. В этой связи вырастает значимость тех мероприятий, которые организуют и реализуют лица, ответственные за подготовку школьников к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО III ступени.
Психологическая подготовка должна осуществляться как до выполнения нормативов испытаний ВФСК ГТО, так и во время них.
Выводы. Таким образом, подготовка школьников к выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО III ступени должно включать мероприятия различной направленности: связанные с физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовкой обучающихся 11–12 лет. В программах мероприятий целесообразно выделить разделы, посвященные решению этих задач, при этом предусмотреть условия, способствующие их достижению. Одним из условий является грамотная организация мероприятий программы.
Литература:
- Готовность школьников города Краснодара к выполнению «Обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С. П. Аршинник, Н. А. Амбарцумян, Г. Н. Дудка, К. В. Малашенко, В. И. Тхорев // Ученые записки университета Лесгафта. — 2017. — № 9 (151). — С.13–19.
- Березина, Л. А. Оптимизация двигательной активности учащихся 5-х классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО / Л. А. Березина, Д. Н. Немытов, В. В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2019. -Т. 14. — № 1. — С. 141–146.
- Галанова, С. С. Сравнительный анализ нормативов Советского комплекса ГТО 1972 года и ВФСК «ГТО» 2014 года (для обучающихся 11–12 лет) / С. С. Галанова // Физическая культура и здоровье молодежи: XV Всероссийская научно-практическая конференция, 28 марта 2019 г. — СПб., 2019. — С. 80–83.
- Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э. А. Зюрин, Н. В. Масягина, В. А. Куренцов, Е. Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. — 2017. — № 5. — С. 43–47.
- Калинина, Н. Е. Сравнительный анализ структуры комплексов «Готов к труду и обороне» 1972 и 2014 годов / Н. Е. Калинина, В. С. Якимович, М. Н. Жегалова // Ученые записки университета Лесгафта. — 2015. — № 4 (122). — С. 68–72