Период подросткового возраста считается, по мнению ученых, одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Так как в данное время происходит коренная перестройка всех систем организма, наряду с существенными физическими изменениями происходят изменения психики человека. Подростки в данном возрастом периоде наиболее уязвимы, подвержены не всегда благоприятному влиянию со стороны ближнего окружения, что может привести к чрезмерной эмоциональной возбудимости, неуравновешенности подростка, импульсивности или замкнутости.
Именно в этом возрасте происходит становление личности, формируются социально-значимые ценности, которые воспитываются под влиянием накопленных знаний, опыта, искусства, а также непосредственного общения в семье, в процессе взаимодействия с окружающими.
Как правило, поведение подростков является отражением внутрисемейных отношений, и проявления отклоняющегося поведения в среде несовершеннолетних связывают с уровнем семейного благополучия. В научной литературе описаны многочисленные причины и условия возникновения таких семей, определены критерии и показатели, классифицирующие их по определенным типам, а также определяется уровень неблагополучия от степени реализации семейных функций [2].
За последнее время в России наблюдается укоренившиеся тенденции: нестабильность браков, увеличение доли неполных семей, снижение в семьях числа несовершеннолетних детей, невысокие темпы решения жилищной проблемы, крайне недостаточная компенсация государством затрат семьи (финансовых, моральных, организационных) на рождение, уход и воспитание подростков.
Рассчитывать, что значимость этих факторов в ближайшие годы уменьшится, пока нет оснований, а это означает, что средний размер семьи в обозримом будущем останется на сегодняшнем уровне.
Еще одной тенденцией жизнедеятельности современной российской семьи является увеличение числа разводов и так называемых «гражданских браков». Удивляться увеличению числа разводов не приходится. Семейная жизнь — серьезное напряжение физических и духовных сил, тяжелый нравственный труд, труд души, а к труду значительная часть молодежи, увы, не привыкла. К тому же порой начисто отсутствует умение (и желание) сглаживать острые углы и противоречия, неизбежные в начальный период адаптации, привыкания друг к другу, узнавания друг друга, познания особенностей характера и натуры.
Сегодня нарушена еще одна функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми и подростками.
Конечно, демократизация экономической и общественной жизни, развитие гражданских институтов создают предпосылки для формирования свободной личности. Позитивные тенденции, наметившиеся в последние годы, безусловно, вселяют определенный оптимизм. Вместе с тем положение современной российской семьи пока нельзя охарактеризовать как стабильное. Российская семья постоянно находится в зоне социальных рисков. Среди главенствующих опасностей в общественном сознании устойчиво доминируют экономическое неблагополучие (обнищание, снижение уровня жизни) [3].
Под государственную опеку попадают подростки из неблагополучных семей, проживающих в социально-опасных условиях. Для определения уровня неблагополучной семейной ситуации, используют критерии оценки обстоятельств по следующим характеристикам:
- Социально-демографические (состав семьи, наличие постоянного места жительства, влияние вероисповедания на условия жизни детейи подростков, степень родительской ответственности по отношению ко всем несовершеннолетним детям за весь период родительства);
- Условия жизни семьи по материально-экономическим характеристикам (иждивенческая нагрузка, наличие долговых выплат и степень рационального использования денежных средств);
- Уровень безопасного проживания подростков (уровень обеспеченности подростков необходимыми продуктами питания, сезонной одеждой и обувью, оценка бытовых условий проживания по возможности безопасной эксплуатации техники и мебели, а также самого жилья в целом);
- Санитарно-гигиенические и медицинские характеристики (соблюдение санитарно-гигиенических норм в месте проживания, уровень состояния подростков и родителей, возможность организации правильного ухода);
- Воспитательные характеристики (оценка педагогической грамотности для организации правильного воспитания детей и подростков, школьного обучения и досуга);
- Наличие случаев жестокого обращения с детьми и подростками (насилие в любых их проявлениях: физическое, сексуальное, эмоциональное);
- Уровень конфликтности (оценка взаимоотношений ребенка и родителей, наличие конфликтов в детско-родительских или в отношениях между иными членами семьи, присутствие агрессивного поведения);
- Асоциальное поведение (наличие у детей и подростков или их родителей пристрастий к употреблению алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ, присутствие асоциальных связей у детей и подростков или их родителей).
Таким образом, по вышеописанным критериям и можно определить степень неблагополучия семьи и социально-опасного положения подростка в данной семье. Данная степень может определяться от низкой до крайне высокой степени, и при фиксировании в конкретной семье ситуаций, угрожающих жизни и наносящих вред здоровью, в данном случае подросток должен быть изъят из семьи и направлен под государственную защиту. Как отмечает М. В. Литовчик: «Критерии и показатели, на основании которых изучаются условия жизни и воспитания имеют разное значение (вес) при оценке угроз. Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении выносится при определении средней степени хотя бы по одному из показателей, угрожающих жизни подростку [1]».
Литература:
- Литовчик, М. В. Критерии и показатели для оценки неблагополучия семьи и социального опасного положения несовершеннолетнего / М. В. Литовчик [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://voronovo.schools.by/pages/kriterii-i-pokazateli-dlja-otsenki-neblagopoluchija-semi-i-sotsialno-opasnogo-polozhenija-nesovershennoletnego
- Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studopedia.ru/2_72265_ponyatie-neblagopoluchnaya-semya-ee-osnovnie-harakteristiki-tipologiya-neblagopoluchnih-semey.html
- Сабитова, Г. В. Воспитательные ценности и стратегии современной российской семьи / Г. В. Сабитова // Научный альманах. — 2017. — № 8. — С. 631–637.