Инвалидность, временная или постоянная, может затронуть каждого, особенно в старости. В большинстве стран хотя бы один человек из двадцати является инвалидом, имеющим физические, умственные или сенсорные нарушения. На долю тех, кто непосредственно затронут инвалидностью, например, лиц, обеспечивающих уход за инвалидами, или членов семьи инвалидов, приходится одна четвертая часть населения мира.
Полноценная жизнь многих инвалидов невозможна без помощи со стороны, и предоставления им различных видов социальных услуг, без использования вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Именно поэтому необходимо развивать технологии социальной работы с инвалидами в стационарных учреждениях социального обслуживания, направленные на преодоление зависимого статуса людей с ограниченными возможностями, и повышение качества их жизнедеятельности.
На территории Курской области наблюдается значительная очередность инвалидов в психоневрологические интернаты. Это связано с большим количеством граждан, страдающих психоневрологическими заболеваниями и удаленности месторасположения интернатов психоневрологического профиля от места жительства инвалидов.
С целью совершенствования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и обхвата всех инвалидов социальными услугами необходимо создавать новые или перепрофилировать действующие учреждения социального обслуживания в многопрофильные центры. Реабилитационные и абилитационные мероприятия в многопрофильном центре могли бы предоставляться в стационарной, полустационарной формах и на дому, а также в условиях дневного стационара и амбулаторно.
Основной задачей многопрофильного центра является обеспечение эффективного функционирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, а также участие и оказание ранней помощи и сопровождения инвалидов и членов их семей, с использованием принципов эффективного межведомственного взаимодействия.
Специфика работы многопрофильного центра заключается в том, что он может оказывать услуги по медицинской, социальной (социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социально-педагогической, социокультурной), профессиональной реабилитации и абилитации различных категорий инвалидов, в том числе сразу после оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях [2].
На территории нашего региона сформировался высокий спрос на развитие в работе социальных учреждений технологий, ориентированных на оказание инвалидам надомных и полустационарных услуг с применением стационарозамещающих технологий. Они нацелены на максимально возможное продление автономной жизни граждан в привычных условиях, поддержание их социального, психологического и физического статуса, а также оптимизацию затрат на оказание помощи, повышение качества и доступности социальных услуг [1].
На территории Курской области уже внедрены такие формы стационарозамещения, как «приемные семьи для инвалидов», «стационар на дому» (Таблица 1). Организованы школы ухода за ослабленными гражданами, пункты проката технических средств реабилитации, сформированы мобильные междисциплинарные бригады, обеспечивающие доступность социальных услуг для граждан, проживающих в сельской местности.
Таблица 1
Количество граждан с психическими расстройствами, воспользовавшихся стационарозамещающими технологиями [1]
№ п/п |
Наименование услуги |
Численность обслуженных граждан |
|||
2020 |
2021 |
||||
Всего |
С психическими расстройствами |
Всего |
С психическими расстройствами |
||
1. |
«Услуги сиделки» |
319 |
62 |
361 |
72 |
2. |
«Стационар на дому» |
200 |
43 |
268 |
51 |
3. |
«Приемная семья» |
142 |
26 |
152 |
29 |
4. |
«Социальное сопровождение» |
803 |
163 |
943 |
188 |
5. |
«Мобильные бригады» |
7317 |
1458 |
8775 |
1721 |
Для подготовки инвалидов к самостоятельной жизни необходимо на базе интернатов организовывать тренировочные помещения, для обучения по социально-бытовому ориентированию.
Такие тренировочные комнаты необходимы для подготовки инвалидов, в особенности страдающими психическими расстройствами, к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Инвалиды могут научиться правилам ведения домашнего хозяйства, сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках. Также данные занятия благотворно влияют на коррекцию личностного развития и подготовку к самостоятельной жизни [2].
В целях обеспечения преемственности в работе по сопровождению граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью по психическому заболеванию проводится работа по обеспечению условий, приближенных к домашним, для самостоятельного проживания.
Но, несмотря на положительный опыт реализации вышеописанных технологий с молодыми инвалидами, охват граждан пожилого возраста с ментальными нарушениями такими технологиями очень мал. В настоящее время назрела необходимость внедрения новых технологий социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами с ментальными нарушениями во всех учреждениях стационарного и полустационарного социального обслуживания.
Таким образом, в связи с большой очередностью в психоневрологические интернаты, и малым охватом стационарным социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих психические расстройства, необходимо вести работу:
— по внедрению и развитию стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
— по развитию кадрового потенциала для организации эффективной социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами с ментальными нарушениями.
Литература:
- Об итогах работы органов и учреждений социальной защиты населения Курской области // Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adm.rkursk.ru/index.php?id=520&mat_id=54573
- Холостова, Е. И. Технология социальной работы: учебник / Е. И. Холостова, Л. И. Кононова. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и K о , 2020. — 478 с.