Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 09.07.2022

Статья просмотрена: 279 раз

Библиографическое описание:

Петрова, В. В. Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей» / В. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93896/ (дата обращения: 16.11.2024).



Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Информационная карта проекта

Тип проекта:

— По доминирующей в проекте деятельности: информационно-исследовательский.

— По числу участников проекта: коллективный (старшие и подготовительные к школе группы).

— По времени проведения: среднесрочный: (май- июнь).

— По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.

— По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность

Экологические проблемы оказывают сильное влияние на жизнь каждого отдельного человека и общества в целом. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день и от отношения нас, взрослых к этому окружению.

Проблема:

— недостаточность знаний детей о явлениях природы, о современных способах определения погоды и приборах, диагностирующих погоду;

— несформированность экологических представлений детей о растительном и животном мире родного края и их связи с природой.

Описание содержания проекта

Согласно ФГОС, целью экологического воспитания является «непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры». Педагогами нашего ДОУ проводится работа по формированию экологических представлений дошкольников, согласно годовому плану, но чтобы эта работа была более интересной и плодотворной, необходимы новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и воспитанию любви и бережного отношения к природе. Огромную роль здесь играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Именно такой новой формой работы явился инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей». Проект предполагает систему мероприятий по ознакомлению с неживой природой и ее влиянием на жизнь живых организмов, и наблюдений на метеостанции с выносными приборами, позволяющими измерять силу и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, ориентирование по частям света и определение количества осадков. Для формирования познавательного интереса, мы использовали различные опыты. Каждый опыт раскрывает причину наблюдаемого явления (опыт с испарением и конденсатом воды помогает понять появление «росы» на траве), это приводит к взаимообмену мнениями, что позволяет детям делать самостоятельные выводы и приобщиться к работе исследователя. Представляем Вам паутинку проекта, которая разработана по всем образовательным областям в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах.

Новизна проекта

Экологическая культура поведения базируется на основе приобретенных знаний , практических навыков, эстетических переживаний. ФГОС определяет, что процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они обладают соответствующим содержанием и имеют деятельностные формы. Именно поэтому возникла необходимость в улучшении инфраструктуры ДОУ — приобретении метеоплощадки с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, гигрометр, термометр, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков) для дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах регистрации.

Цель проекта : Формирование представлений об элементарном прогнозировании состояния погоды посредством организации интерактивного пространства ДОУ и систематизация данных в календаре природы.

Задачи:

— Учить определять состояние погоды с помощью приборов — помощников: компаса, термометра, барометра, дождемера, снегомера, солнечных часов, флюгера.

— Формировать представление о значении погоды в жизни человека.

— Определять взаимосвязь живой и неживой природа.

— Прививать трудовые навыки.

— Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Этапы реализации проекта

l . Организационный

1. Деятельность педагогов:

— анкетирование педагогов и родителей и детей по проблеме;

— формулирование темы проекта, его целей, задач.

— информационный мониторинг (изучение педагогического опыта по данной проблеме, поиск эффективных технологий и методик в области обучения детей по экологическому воспитанию);

— разработка перспективного плана для участников проекта;

— совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (оборудование уголков природы и календаря погоды, создание информационного стенда для родителей);

2. Дети — вхождение в проект:

— Проявление интереса к осознанию проблемы.

— Беседы с детьми «Явления природы», «Приборы погоды — помощники мои» (ознакомительно)

— Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года». «Детская полька. Голоса природы». М. Глинка.

— Физкультурный досуг «Сильные, смелые»

— Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Солнцеворот», «Грачи прилетели», «От зари до зорьки», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Г. Скребицкий, «Четыре художника»;

3. С семьями воспитанников:

— Анкета для родителей

— Оказание помощи в подборе видеоматериалов, информации и иллюстративного материала, постройка стола для проведения опытов на метеоплощадке.

— Консультации для родителей: «Как воспитать маленького исследователя»; «Как сделать с ребенком воздушный барометр»;

ll . Планирование деятельности

1. Педагог

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

— Чтение художественной литературы и заучивание стихов.

— Индивидуальные и коллективные беседы о явлениях природы и их значении для окружающего мира растений и животных.

— Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Неживая природа», «Виды облаков», «Растения-часики», «Приборы-помощники».

— Экскурсия в разные экологические зоны (лес, парк, луг) с родителями.

— Слушание песен. Прослушивание музыкальных произведений.

2.Дети разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

— участие в конкурсах, беседах;

— художественная деятельность: изготовление поделок, выставка рисунков детей, рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;

— заучивание пословиц и поговорок, предложенных педагогами;

3.С семьями воспитанников:

— Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

— Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

— Экскурсия в различные экологические зоны.

— Подборка вместе с родителями материалов для оформления альбомов.

lll . Заключительный

Ожидаемый результат (на основе экспресс-опроса детей): имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога: приобрели навыки использования приборов для наблюдения за погодой; имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра; знают приметы, пословицы, поговорки о погоде; развита способность воспринимать и анализировать литературные произведения, живопись, родителями осознана важность экологического воспитания дошкольников

lV . Паутинка проекта

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность

Непосредственно-образовательная деятельность. Интегрированное занятие «Лето — веселая пора»

  1. Развлечение «Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода»
  2. Праздник «День Земли»

( для прослушивания и сопровождения)

  1. Песенка о лете (Вот оно какое, наше лето) — муз. Е. Крылатого, сл. Ю. Энтина, м/ф «Дед Мороз и лето»
  2. Песенка про кузнечика (В траве сидел кузнечик) — сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского — м/ф «Приключения Незнайки»
  3. Там, за облаками — сл. Р. Рождественского, муз. М. Фрадкина — к/ф «За облаками — небо»
  4. Дождь пойдет по улице (В небе туча хмурится, хмурится, хмурится) — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинский. — м/ф «Речка, которая течет на юг»
  5. Самая счастливая (Выглянуло солнышко, блещет на лугу) — муз. Ю. М. Чичков, сл. К. Ибряева.
  6. Не дразните собак — сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
  7. Радуга — сл.Т. Штерн, муз. А. Овсейчик.
  8. Дождик, ночью приходи. сл. и муз. Я. Жабко
  9. Детская полька. Голоса природы. М. Глинка
  10. Какого цвета лето — сл. А. Ануфриев, муз. А. Бауэр
  11. Облака — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского — м/ф «Трям! Здравствуйте!
  12. Колыбельная И. Брамс
  13. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
  14. М. Красев «Птичка»

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительное творчество. Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Рисование — «Чайка прилетела — лед идет».
  2. Рисование — «Наше лето зеленого цвета».
  3. Рисование «Цветы — часики»
  4. Лепка — пластилинография «Облака — белогривые лошадки».
  5. Лепка с элементами аппликации «Над землею коромысло разноцветное повисло».
  6. Лепка — пластилинография «Подсолнух, одуванчик — цветы-часики»»
  7. Аппликация — «Муравей — живой барометр».
  8. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Флюгер».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Рассматривание репродукций в альбомах: «Виды термометров»; «Растения, предсказывающие погоду» (презентация), «Живые барометры — насекомые Владимирской области» (презентация)
  2. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Султанчики».
  3. Рисование по замыслу
  4. Аппликация из полосок по замыслу

Социально-коммуникативное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы: «Природа Владимирского края (растения-барометры)», «Откуда дует ветер», «Как рождается дождь».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Просмотр мультфильмов данной тематики:

Мультфильмы, рекомендованные к просмотру в ДОУ:

— Тетушка Сова. Времена года. (https://youtu.be/nuQMG7TUAAg)

— Капелька чудесная (https://youtu.be/QAYJJkJFAlY)

— Человек и природа (https://youtu.be/FDJ-wvPf5Wg)

— Сказка старого дуба (https://yandex.ru/video/preview/4355435525814359043)

— Паровозик из Ромашково (https://yandex.ru/video/preview/3066649810453101847)

Мультфильмы, рекомендованные к просмотру дома:

— Фитиль. На природе. (https://youtu.be/qeEZ-Z9U52E

— Мальчик и Земля (https://youtu.be/49x9qCDcF_s)

— Берегите природу (https://youtu.be/qahTLIn-pOo)

— Сказка о белой льдинке (https://yandex.ru/video/preview/9449670519274713381)

— На лесной тропе (https://yandex.ru/video/preview/3688853416025346258)

— Клад (https://yandex.ru/video/preview/3890351117976931104)

— Про всех на свете (https://yandex.ru/video/preview/14477757676615330971)

— Зачем нужно беречь воду (https://youtu.be/FvXrVy3TFU4)

— Как козлик землю держал (https://yandex.ru/video/preview/9088631926486673517)

— Бабочка (https://yandex.ru/video/preview/16306930173013037194)

  1. Сюжетно ролевая игра : «Юный метеоролог».
  2. Ситуативные разговоры с детьми о неживой природе.

Речевое развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»; В. Бианки «Синичкин календарь».
  2. Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки.
  3. Заучивание стихотворений: Е. Серова «Гвоздика»; Е. Благинина «Одуванчик», А. Майков «Ласточка».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Чтение произведений: Е. Благинина «Черемуха», В. Бианки «Наши птицы», К. Ушинский «Четыре желания», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Соколов-Микитов «Год в лесу», Е. Серова «Ландыш», «Незабудки»,
  2. Рассказы еседы: «Народные приметы в определении погоды»; Беседа «Насекомые — предсказатели погоды».

Физическое развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

Эстафета «Сильные, смелые»

Познавательное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Вода — источник жизни на земле (знакомство с работой осадкомера). Опыт — испарение воды
  2. Зеленые — ладошки (назначение приборов, определяющих ветер) Опыт с разными приборами, определяющими силу и направление ветра.
  3. Какие бывают термометры? (беседа)
  4. Я у солнышка спрошу: «Сколько времени сейчас» (Знакомство с песочными часами).

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Инсценировка отрывка по русской народной сказке «Как Коза избушку построила».
  2. Чтение: М. Пришвин «Золотой луг», Г. Ганейзер «На лугу», Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки», Г. Снегирев «Кто сажает лес», Н. Осипов «В воде и у воды», Е. Серова «Наши цветы»;
  3. Беседа: «Знакомство с барометром»

Рефлексия

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты. Ребята имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра. Сформированы навыки использования приборов для наблюдения за погодой.

Совместно с родителями созданы альбомы: «Неживая природа», «Растения-часики». С большим интересом дети готовили рисунки и поделки к выставке. В ходе проекта ребята познакомились с произведениями детских писателей о природе родного края, климате земли и живых предсказателях погоды. Трудности возникли на первом этапе проекта при вовлечении детей в ежедневное наблюдение за приборами метеостанции. Для развития устойчивого интереса к прогнозированию погоды, считаем необходимым ввести еженедельную методику наблюдений ежемесячно, с привлечением детей старшего дошкольного возраста всех групп ДОУ, с фиксацией результатов наблюдений в календаре природы. Все это позволит более ярко увидеть смену времен года, взаимосвязь живой и неживой природы, привить трудовые навыки. Необходимо разработать перспективное планирование по работе с детьми, семьями воспитанников и педагогами ДОУ и включить его в годовое планирование.

Итог: Данный проект способствовал поиску новых форм взаимодействия с детьми, семьями воспитанников, педагогами в экологическом воспитании детей.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.
  3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23–27.
  4. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 6. — С. 17–21.
Основные термины (генерируются автоматически): непосредственно-образовательная деятельность, направление ветра, образовательная деятельность, ребенок, семья воспитанников, жизнь человека, муза, неживая природа, температура воздуха, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Волшебная бумага»

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поездка на лесную полянку»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Похожие статьи

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Волшебная бумага»

Педагогический образовательный проект «Волшебный мир литературы глазами детей дошкольного возраста»

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Наши сказки»

Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «Мы юные сыщики»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Поездка на лесную полянку»

Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности «Островок добра»

Рабочая программа по компьютерному обучению в детском саду «Игровая информатика» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект на тему «Растения-фитотерапевты» для детей подготовительной к школе группы

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы)

Задать вопрос