Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Информационная карта проекта
Тип проекта:
— По доминирующей в проекте деятельности: информационно-исследовательский.
— По числу участников проекта: коллективный (старшие и подготовительные к школе группы).
— По времени проведения: среднесрочный: (май- июнь).
— По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.
— По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Актуальность
Экологические проблемы оказывают сильное влияние на жизнь каждого отдельного человека и общества в целом. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день и от отношения нас, взрослых к этому окружению.
Проблема:
— недостаточность знаний детей о явлениях природы, о современных способах определения погоды и приборах, диагностирующих погоду;
— несформированность экологических представлений детей о растительном и животном мире родного края и их связи с природой.
Описание содержания проекта
Согласно ФГОС, целью экологического воспитания является «непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры». Педагогами нашего ДОУ проводится работа по формированию экологических представлений дошкольников, согласно годовому плану, но чтобы эта работа была более интересной и плодотворной, необходимы новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и воспитанию любви и бережного отношения к природе. Огромную роль здесь играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Именно такой новой формой работы явился инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей». Проект предполагает систему мероприятий по ознакомлению с неживой природой и ее влиянием на жизнь живых организмов, и наблюдений на метеостанции с выносными приборами, позволяющими измерять силу и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, ориентирование по частям света и определение количества осадков. Для формирования познавательного интереса, мы использовали различные опыты. Каждый опыт раскрывает причину наблюдаемого явления (опыт с испарением и конденсатом воды помогает понять появление «росы» на траве), это приводит к взаимообмену мнениями, что позволяет детям делать самостоятельные выводы и приобщиться к работе исследователя. Представляем Вам паутинку проекта, которая разработана по всем образовательным областям в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах.
Новизна проекта
Экологическая культура поведения базируется на основе приобретенных знаний , практических навыков, эстетических переживаний. ФГОС определяет, что процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они обладают соответствующим содержанием и имеют деятельностные формы. Именно поэтому возникла необходимость в улучшении инфраструктуры ДОУ — приобретении метеоплощадки с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, гигрометр, термометр, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков) для дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах регистрации.
Цель проекта : Формирование представлений об элементарном прогнозировании состояния погоды посредством организации интерактивного пространства ДОУ и систематизация данных в календаре природы.
Задачи:
— Учить определять состояние погоды с помощью приборов — помощников: компаса, термометра, барометра, дождемера, снегомера, солнечных часов, флюгера.
— Формировать представление о значении погоды в жизни человека.
— Определять взаимосвязь живой и неживой природа.
— Прививать трудовые навыки.
— Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Этапы реализации проекта
l . Организационный
1. Деятельность педагогов:
— анкетирование педагогов и родителей и детей по проблеме;
— формулирование темы проекта, его целей, задач.
— информационный мониторинг (изучение педагогического опыта по данной проблеме, поиск эффективных технологий и методик в области обучения детей по экологическому воспитанию);
— разработка перспективного плана для участников проекта;
— совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (оборудование уголков природы и календаря погоды, создание информационного стенда для родителей);
2. Дети — вхождение в проект:
— Проявление интереса к осознанию проблемы.
— Беседы с детьми «Явления природы», «Приборы погоды — помощники мои» (ознакомительно)
— Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года». «Детская полька. Голоса природы». М. Глинка.
— Физкультурный досуг «Сильные, смелые»
— Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Солнцеворот», «Грачи прилетели», «От зари до зорьки», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Г. Скребицкий, «Четыре художника»;
3. С семьями воспитанников:
— Анкета для родителей
— Оказание помощи в подборе видеоматериалов, информации и иллюстративного материала, постройка стола для проведения опытов на метеоплощадке.
— Консультации для родителей: «Как воспитать маленького исследователя»; «Как сделать с ребенком воздушный барометр»;
ll . Планирование деятельности
1. Педагог
Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
— Чтение художественной литературы и заучивание стихов.
— Индивидуальные и коллективные беседы о явлениях природы и их значении для окружающего мира растений и животных.
— Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Неживая природа», «Виды облаков», «Растения-часики», «Приборы-помощники».
— Экскурсия в разные экологические зоны (лес, парк, луг) с родителями.
— Слушание песен. Прослушивание музыкальных произведений.
2.Дети — разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
— участие в конкурсах, беседах;
— художественная деятельность: изготовление поделок, выставка рисунков детей, рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
— заучивание пословиц и поговорок, предложенных педагогами;
3.С семьями воспитанников:
— Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
— Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
— Экскурсия в различные экологические зоны.
— Подборка вместе с родителями материалов для оформления альбомов.
lll . Заключительный
Ожидаемый результат (на основе экспресс-опроса детей): имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога: приобрели навыки использования приборов для наблюдения за погодой; имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра; знают приметы, пословицы, поговорки о погоде; развита способность воспринимать и анализировать литературные произведения, живопись, родителями осознана важность экологического воспитания дошкольников
lV . Паутинка проекта
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность
Непосредственно-образовательная деятельность. Интегрированное занятие «Лето — веселая пора»
- Развлечение «Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода»
- Праздник «День Земли»
( для прослушивания и сопровождения)
- Песенка о лете (Вот оно какое, наше лето) — муз. Е. Крылатого, сл. Ю. Энтина, м/ф «Дед Мороз и лето»
- Песенка про кузнечика (В траве сидел кузнечик) — сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского — м/ф «Приключения Незнайки»
- Там, за облаками — сл. Р. Рождественского, муз. М. Фрадкина — к/ф «За облаками — небо»
- Дождь пойдет по улице (В небе туча хмурится, хмурится, хмурится) — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинский. — м/ф «Речка, которая течет на юг»
- Самая счастливая (Выглянуло солнышко, блещет на лугу) — муз. Ю. М. Чичков, сл. К. Ибряева.
- Не дразните собак — сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
- Радуга — сл.Т. Штерн, муз. А. Овсейчик.
- Дождик, ночью приходи. сл. и муз. Я. Жабко
- Детская полька. Голоса природы. М. Глинка
- Какого цвета лето — сл. А. Ануфриев, муз. А. Бауэр
- Облака — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского — м/ф «Трям! Здравствуйте!
- Колыбельная И. Брамс
- Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
- М. Красев «Птичка»
Художественно-эстетическое развитие. Изобразительное творчество. Непосредственно-образовательная деятельность
- Рисование — «Чайка прилетела — лед идет».
- Рисование — «Наше лето зеленого цвета».
- Рисование «Цветы — часики»
- Лепка — пластилинография «Облака — белогривые лошадки».
- Лепка с элементами аппликации «Над землею коромысло разноцветное повисло».
- Лепка — пластилинография «Подсолнух, одуванчик — цветы-часики»»
- Аппликация — «Муравей — живой барометр».
- Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Флюгер».
Образовательная деятельность в режимных моментах
- Рассматривание репродукций в альбомах: «Виды термометров»; «Растения, предсказывающие погоду» (презентация), «Живые барометры — насекомые Владимирской области» (презентация)
- Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Султанчики».
- Рисование по замыслу
- Аппликация из полосок по замыслу
Социально-коммуникативное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность
Беседы: «Природа Владимирского края (растения-барометры)», «Откуда дует ветер», «Как рождается дождь».
Образовательная деятельность в режимных моментах
- Просмотр мультфильмов данной тематики:
Мультфильмы, рекомендованные к просмотру в ДОУ:
— Тетушка Сова. Времена года. (https://youtu.be/nuQMG7TUAAg)
— Капелька чудесная (https://youtu.be/QAYJJkJFAlY)
— Человек и природа (https://youtu.be/FDJ-wvPf5Wg)
— Сказка старого дуба (https://yandex.ru/video/preview/4355435525814359043)
— Паровозик из Ромашково (https://yandex.ru/video/preview/3066649810453101847)
Мультфильмы, рекомендованные к просмотру дома:
— Фитиль. На природе. (https://youtu.be/qeEZ-Z9U52E
— Мальчик и Земля (https://youtu.be/49x9qCDcF_s)
— Берегите природу (https://youtu.be/qahTLIn-pOo)
— Сказка о белой льдинке (https://yandex.ru/video/preview/9449670519274713381)
— На лесной тропе (https://yandex.ru/video/preview/3688853416025346258)
— Клад (https://yandex.ru/video/preview/3890351117976931104)
— Про всех на свете (https://yandex.ru/video/preview/14477757676615330971)
— Зачем нужно беречь воду (https://youtu.be/FvXrVy3TFU4)
— Как козлик землю держал (https://yandex.ru/video/preview/9088631926486673517)
— Бабочка (https://yandex.ru/video/preview/16306930173013037194)
- Сюжетно ролевая игра : «Юный метеоролог».
- Ситуативные разговоры с детьми о неживой природе.
Речевое развитие
Непосредственно-образовательная деятельность
- Пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»; В. Бианки «Синичкин календарь».
- Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки.
- Заучивание стихотворений: Е. Серова «Гвоздика»; Е. Благинина «Одуванчик», А. Майков «Ласточка».
Образовательная деятельность в режимных моментах
- Чтение произведений: Е. Благинина «Черемуха», В. Бианки «Наши птицы», К. Ушинский «Четыре желания», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Соколов-Микитов «Год в лесу», Е. Серова «Ландыш», «Незабудки»,
- Рассказы -б еседы: «Народные приметы в определении погоды»; Беседа «Насекомые — предсказатели погоды».
Физическое развитие
Непосредственно-образовательная деятельность
Эстафета «Сильные, смелые»
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность
- Вода — источник жизни на земле (знакомство с работой осадкомера). Опыт — испарение воды
- Зеленые — ладошки (назначение приборов, определяющих ветер) Опыт с разными приборами, определяющими силу и направление ветра.
- Какие бывают термометры? (беседа)
- Я у солнышка спрошу: «Сколько времени сейчас» (Знакомство с песочными часами).
Образовательная деятельность в режимных моментах
- Инсценировка отрывка по русской народной сказке «Как Коза избушку построила».
- Чтение: М. Пришвин «Золотой луг», Г. Ганейзер «На лугу», Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки», Г. Снегирев «Кто сажает лес», Н. Осипов «В воде и у воды», Е. Серова «Наши цветы»;
- Беседа: «Знакомство с барометром»
Рефлексия
В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты. Ребята имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра. Сформированы навыки использования приборов для наблюдения за погодой.
Совместно с родителями созданы альбомы: «Неживая природа», «Растения-часики». С большим интересом дети готовили рисунки и поделки к выставке. В ходе проекта ребята познакомились с произведениями детских писателей о природе родного края, климате земли и живых предсказателях погоды. Трудности возникли на первом этапе проекта при вовлечении детей в ежедневное наблюдение за приборами метеостанции. Для развития устойчивого интереса к прогнозированию погоды, считаем необходимым ввести еженедельную методику наблюдений ежемесячно, с привлечением детей старшего дошкольного возраста всех групп ДОУ, с фиксацией результатов наблюдений в календаре природы. Все это позволит более ярко увидеть смену времен года, взаимосвязь живой и неживой природы, привить трудовые навыки. Необходимо разработать перспективное планирование по работе с детьми, семьями воспитанников и педагогами ДОУ и включить его в годовое планирование.
Итог: Данный проект способствовал поиску новых форм взаимодействия с детьми, семьями воспитанников, педагогами в экологическом воспитании детей.
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.
- Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23–27.
- Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 6. — С. 17–21.