В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, мышление.
Как правило, нормотипичные дошкольники легко и свободно владеют речью в целом. Им не стоит никакого труда общаться со взрослыми и сверстниками. Их фонетические возможности вплотную приближаются к речи взрослого человека. С каждым днем увеличивается количество понимаемых и употребляемых в речи слов. Фонематические процессы приобретают все большие возможности. Коммуникативные функции речи не препятствуют взаимодействию с окружающими.
Но есть дети, не обладающие всеми этими характеристиками речи в той или иной степени. И эта достаточно большая и разнообразная категория детей, от полностью молчащих, до имеющих малозаметные ошибки и неточности речи, определена специалистами как общее недоразвитие речи (ОНР).
Этот термин принадлежит Р. Е. Левиной. Она в середине прошлого века, совместно с рядом ведущих специалистов в области детской дефектологии и логопедии, смогла объединить детей со схожими речевыми проявлениями, но разными медицинскими диагнозами, в группы. Эти группы — уровни, от 1 (самого тяжелого) до 3 (самого легкого), предполагали объединение детей по психолого-педагогическим симптомам проявления нарушений речи для оказания им полноценной логопедической помощи в рамках коррекционных учреждений или групп детских садов [1].
Значительно позже, заметив трудности разграничения детей с ОНР (III уровень), у которых на первый взгляд, речь пришла в норму, но присутствуют незначительные проблемы в лексико-грамматическом оформлении своих высказываний, и детей с нормой речевого развития 6–7 лет, Т. Б. Филичева предложила выделить еще один уровень — четвертый (ОНР IV уровень). Особую значимость выделение этого уровня получило в обучении детей младшего школьного возраста, ведь чаще всего такие дети сталкиваются с возникающими проблемами овладения первоначальными навыками чтения и письма.
Итак, под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевого отклонения, при которой нарушена сформированность всех речевых составляющих, относящихся как к фонетико-фонематическим, так и к лексико-грамматическим компонентам. Важно отметить, что дети с ОНР изначально не имеют нарушения слуха и интеллекта.
Несмотря на то, что общее недоразвитие речи объединяет довольно обширную группу детей, особые закономерности развития речи прослеживаются. Дети, как правило, поздно начинают говорить, закономерно у них нарушено произношение групп звуков, часто даже раннего онтогенеза, понимание речи снижено, активный словарный запас беднее пассивного, имеются различного рода нарушения словоизменения и словообразования, употребления предлогов, страдает возможность строить распространенные предложения, и как следствие, нарушается основная функция речи — коммуникативная [2].
Нарушения речи первичные ведут за собой сбои в формировании психических процессов, как вторичных проявлений.
Т. Б. Филичева, описывая особенности интеллекта детей с ОНР, отмечает, что изначально эти дети имеют все возможности для планомерного овладения мыслительными операциями. Наглядно-действенное мышление этих детей зачастую не отстает от мышления сверстников с нормальным речевым развитием. Но возможности пользоваться наглядно-образным, и далее словесно-логическим мышлением замедляются и требуют целенаправленного коррекционно-развивающего воздействия [3].
Изучая психическое развитие детей с ОНР, Е. М. Мастюкова считает, что отличительными особенностями мышления детей с речевым недоразвитием, является недостаточность внутренней речи. Показатели вербального интеллекта у этих детей значительно хуже, чем невербального [4].
Т. А. Фотекова, обратила внимание на особенности мыслительной деятельности детей с ОНР, она доказала, что эти дети отстают в темпе принятия стратегии решения проблемной ситуации, имеют сниженный уровень продуктивной организации мыслительной деятельности, неустойчивость внимания, трудности удержания инструкций [5].
В настоящее время проблеме умственного развития дошкольников с ОНР уделяется большое внимание. Это подтверждается статьями в сборниках научно-практических конференциях. Так, Т. В. Нестерова, по результатам своего исследования утверждает, что старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи (III уровень) свойственна недостаточная завершенность развития наглядно-образного мышления. Это проявляется в несформированности словесных обобщений, мыслительных операций, приемлемых способов решения наглядно-образных задач, включения в разрешение проблемных ситуаций вербализации [6].
Рассмотрев теоретические аспекты мышления дошкольников с ОНР, мы поставили перед собой задачу: изучить сформированность различных мыслительных операций у данной категории детей, используя методику «Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности, разработанную У. В. Ульенковой [7].
В нашем исследовании приняли участие 10 старших дошкольников, с ОНР (III уровень), посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка» г. Бирска, РБ.
При выполнении пяти заданий данной методики, направленных на выявления сформированности операций обобщения, конкретизации, классификации, сравнения мы фиксировали особенности поведения дошкольников, отношение к заданиям и процессу их выполнения. Отмечали уровень запаса знаний и представлений об окружающем мире, владение иерархией обобщений, а также абстрактных родовых понятий. Особое внимание уделяли уровню понимания и принятия задания, качеству самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.
В соответствии с этими оценочными критериями и с правильностью выполненных детьми заданий мы определили, что высоким уровнем овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности не обладает ни один ребенок из данной выборки. Средний уровень продемонстрировали 6 испытуемых. Низкий уровень — 4 ребенка.
Наше исследование показало, что большее количество старших дошкольников с ОНР имеют средний уровень владения общей структурой мыслительной деятельности. Фонд действенных знаний для решения задач этих детей достаточен, мыслительные операции совершаются чаще правильно, но только с помощью взрослого. Они нуждаются в наводящих вопросах. Ошибки исправляются с помощью взрослого.
Меньше половины детей имеет низкий уровень владения общей структурой мыслительной деятельности. Эти дети понимают только легкие задачи, нуждается в дублировании инструкции, разъяснении задания, в помощи и показе наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Необходимыми операциями в умственном плане оперирует недостаточно. Ответы часто ситуативны.
Высокий уровень владения общей структурой мыслительной деятельности не продемонстрировал ни один ребенок в нашем исследовании. Одно из объяснений этому, на наш взгляд, является неумение обосновать решение вербально, что вытекает из трудностей формирования всех компонентов речи, что и характерно для детей с ОНР.
Литература:
- Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р. Е. Левина. // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М.: АРКТИ. — 2005. — 221с.
- Волковская, Т.Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М.: Книголюб. -2004. — 104 с. (Специальная психология)
- Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева — М.: Просвещение. — 1990. — 238 с.
- Мастюкова, Е. М. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. М. Мастюкова, Л. А. Белогруд, В. С. Бурова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 41–47.
- Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1994. — № 2.
- Нестерова, Т. В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Нестерова Татьяна Викторовна; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. Образования. — М.: [б. и.] — 2005. — 22 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15832745 (дата обращения 29.01.2021).
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2006. — 688с.