В статье рассматриваются и анализируются системы семейных ценностей у современных женщин в зависимости от их брачного статуса, а также факторы, оказывающие влияние на их формирование.
Ключевые слова: семейные ценности, брак, отношения, самореализация, семья как социальный институт
Актуальность темы исследования определяется тем, что особенности системы семейных ценностей у современных женщин значительно варьируются. Одним из важных факторов, оказывающих влияние на систему ценностей, является брачный статус женщины. Вторым важным фактором является желание или нежелание молодой женщины следовать тем законам семейной жизни, которым следовала ее мать и женщины предыдущих поколений ее рода.
Гипотезой проведенного нами исследования явилось предположение о том, что система семейных ценностей у женщин, состоящих в браке, имеет традиционный характер, в отличие от женщин, которые еще не вышли замуж, и у них на первый план выходит построение карьеры, создание эмоционально значимых отношений, а потом уже закрепление их «узами брака», т. е. вступление в официально закрепленные отношения.
Изменения в институте семьи могут привести к изменениям во всех сферах жизни человека. Поскольку, основываясь на свои ценности и устои, которыми руководствуется личность в ходе своей жизнедеятельности, строится взаимодействие с окружающим миром, в том числе с противоположным полом (для создания отношений, а в дальнейшем — семьи).
Со временем у людей меняются представления о семье и ее ценностях. Поэтому современная семья характеризуется значительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). В рамках изменения, трансформации патриархальной семьи в современную произошли яркие изменения в системе семейных ценностей. Т. е. произошли изменения в иерархии семейных ценностей. Ранее главной ценностью было сохранение семьи, сейчас же — отношения между партнерами, признание их неповторимости, индивидуальности.
Перед тем как переходить к подробному рассмотрению ценностей женщин в добрачный период, следует разобраться, что принято понимать под добрачным периодом.
Итак, под добрачным периодом понимают весь жизненный цикл человека (от рождения и до, собственно, заключения брака). Также к этому периоду относится взаимодействие с брачным партнером до брака, т. е. человеком, с которым состоят в отношениях и в дальнейшем планируется заключение брака.
Именно особенности добрачных отношений оказывают большое влияние на формирование атмосферы семьи, а также построение гармоничных отношений.
Добрачный период дает возможность молодым людям получать опыт взаимодействия с противоположным полом, а в последствии выбор партнера для брака. Существует период, который характеризуется становлением общения с противоположным полом как особой сферы жизни людей. Такой период называется ухаживанием или добрачной социализацией.
Исследователи выделяют 2 этапа добрачного периода. К ним относятся:
— добрачное знакомство;
— добрачное ухаживание.
У девушек в данный период (добрачный) прослеживается смещение приоритета социальных характеристик на личные качества при выборе партнера, повышение уровня требований, предъявляемых как к партнеру, так и семейной жизни в целом.
Однако следует отметить, что сформированные ожидания и требования по отношению к партнеру могут быть не оправданы, нереалистичными.
Т. В. Андреева с 1998 года по 2002 год проводила исследование, направленное на понимание семейных ценностей современных мужчин и женщин, их взгляды на семью и брак. Были получены следующие результаты: прослеживается расхождение образов партнера по общению и будущего супруга.
Также Т. В. Андреева подчеркивает, что «для студенческой молодежи характерна индивидуализация требуемых качеств в образе предпочитаемого партнера по общению и будущего супруга — одним нравятся одни качества, другим другие».
Каждая девушка самостоятельно выбирает направления жизни, в которых хочет развиваться. Это может касаться как профессиональной деятельности, так и любовной сферы. Каждая девушка формирует свои индивидуальные жизненные стратегии на основе функций, выдвинутых обществом — социальных. Тем не менее, именно жизненные стратегии и помогают каждому человеку создать мир, окружающий его на постоянной основе, компонентом которого и является, собственно, смысловая сфера человека как личности.
Можно сказать, что жизненные стратегии формируют индивидуальность личности и жизненный мир, который будет окружать человека, личность.
Не стоит забывать, что у каждого человека система ценностей индивидуальна и формироваться она начинает задолго до вступления в брак, еще находясь в семье, в которую ребенок попадает при рождении. Именно в этой системе ценностей человек и решает, что для него важно в жизни, а что нет.
На формирование ценностных ориентаций в семейной сфере большое влияние оказывает и пример взаимоотношений, наблюдаемый у родителей.
В современном обществе на первый план у молодежи выходит самореализация, достижение определенного социального статуса, а также высокий уровень благосостояния, затем уже идет создание семьи и рождение и воспитание детей.
В некоторых работах, основанных на исследовании особенностей ценностно-смысловой сферы молодых женщин до брака и после вступления в него, сказано, что женщины при создании семьи стремятся удовлетворить ряд потребностей. К этим потребностям относятся любовь, дети, переживание совместных эмоций, общение.
В настоящее время в обществе нередко подмечается, что в семье стала меняться роль матери, т. е. женщины нередко стремятся доминировать не только над детьми, но и над мужем. Поэтому повышается актуальность исследований факторов, влияющих на смысложизненные ориентации у женщин, в связи с их брачным статусом, для всесторонней диагностики и коррекции семейных отношений при оказании психологической помощи семье.
Для определения семейных ценностей у современных женщин, состоящих в разном формате отношений или не состоящих в них вовсе (в браке и нет) нами использовалась методика «Ценностный опросник» Шалома Шварца, предназначенная для исследования динамики формирования и изменений ценностей личности.
По итогам полученных данных, мы можем представить в виде диаграммы набранное количество баллов касаемо каждой из ценностей обеих опрашиваемых групп.
Результаты замужних девушек показаны на рисунке 1.
Рис. 1
Отсюда можно сформулировать следующий вывод. Для замужних девушек семья занимает одну из лидирующих позиций в жизни, поскольку каждая из ценностей, набравших наибольшее количество баллов, содержит в себе компонент, который способствует формированию семьи (например, безопасность включает в себя безопасность семьи, доброта — качества личности, способствующие для создания комфортных условий для существования семьи и т. д.). Но стоит отметить, что личная реализация также является приоритетной для современных замужних девушек (это становится ясным по таким лидирующим ценностям как самостоятельность и достижения).
Результаты незамужних девушек (рис. 2).
Рис. 2
По итогам полученных результатов можно сделать вывод, что для незамужних девушек на первый план все-таки выходит самореализация, при этом возможная в ходе совместной деятельности, поскольку девушки готовы оказывать помощь окружающим и взаимодействовать с ними в целом. А семья отходит на второй план, т. к. традиции, которые в большей мере способствуют формированию семьи, находятся на последнем месте по количеству набранных баллов, но имеются качества для создания семьи (поскольку универсализм, доброта и безопасность включают в себя компоненты, способствующие этому).
Следовательно, мы подтвердили гипотезу о том, что женщины, состоящие в браке, имеют более традиционные взгляды на ценности семьи. Не замужние же девушки, в свою очередь, на первый план выдвигают построение карьеры, реализацию в обществе, создание здоровых отношений, а затем официальное закрепление отношений. Стоит отметить, что девушки, не состоявшие в браке, стараются отходить от принятых ранее традиционных ценностей. Следовательно, можно сделать вывод, что ценности в обществе периодически изменяются.
Литература:
- Жедунова Г. Л. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Людмила Григорьевна Жедунова. — М.: Юрайт, 2017. — 124c.
- Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006.
- Роджерс К. Брак и его альтернативы: позитивная психология семейных отношений / К. Роджерс. — М.: Этерна, 2019 . — 624c.
- Савинов Л. И. Семьеведение: учеб.пособие // Л. И. Савинов; Мордовский университет. Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2000.
- Чудновский В. Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности, 2004 г.
- Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации, 2008.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 768 с.