В статье автор пытается определить правовую коллизию законодательства, влияющую на результат защиты гражданских прав потребителя услуги по обращению с ТКО в суде.
Ключевые слова: региональный оператор, отходы, обращение с ТКО.
«Мусорная реформа» стартовала в России с января 2019 года, но количество гражданских дел в судах различных инстанций не сокращалось даже в пандемийный и постпандемийный период. Все дело в том, что региональные операторы, решив первоочередные проблемы с транспортировкой и организовав системный вывоз ТКО, перешли к решению вопросов собираемости платежей и выявлению «злостных неплатильщиков» или как предписывает статья 155 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) — собственников помещений [1]. Хотелось бы отметить, что данная проблема носит массовый характер во всех регионах страны. На решение вопросов собираемости работают целые юридические отделы региональных операторов, поставив данный процесс на поток. Безусловно, в каждой сфере, в том числе с ТКО должен быть «порядок», возможность управления и прослеживаемости движения потоков ТКО. Но задачи регионального оператора по получению прибыли, в настоящее время, идут в разрез гражданских прав и интересов жителей страны, имеющих несколько объектов недвижимости (квартира, дом и т. д.).
Судебная практика по вопросу обращения с ТКО разнообразная и принятые судами решения напрямую зависят от правильности использования правовых аспектов, имеющих значение для дела. Не решенным является один из ключевых «пробелов» законодательства, который не позволяет принимать однозначные решения — это двойная плата за ТКО. Вопросы требующие рассмотрения звучат просто, но ввиду наличия правовой коллизии, в некоторых случаях, не могут быть решены в пользу гражданина, тем самым нарушая их гражданские и конституционные права.
Для оценки всех обстоятельств имеющих значение для дела предлагаю обратить внимание на требование пункта 3 раздела I Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее — ПП РФ 1156), что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Об этой важной особенности применения законодательства в сфере обращения с отходами опубликовано Письмо ФАС России от 11.08.2021 N ВК/67016/21 «О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ».
Указанной нормой также предусмотрено, что осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды [2].
Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм [2].
Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами [2].
Указанная позиция также поддерживается судебной практикой, в частности, аналогичные выводы были указаны судами в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N 1-АПА19–5, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.2020 N Ф07–14003/2020 по делу N А21–8180/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2019 N Ф06–55725/2019 по делу N А65–7546/2019, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2020 N Ф08–7256/2020 по делу N А63–10417/2019 [1].
Таким образом, для соблюдения норм материального и процессуального права граждан, при рассмотрении дел в суде, обязательным является применение норм и требований законодательства по совокупности.
Из практики судебных решений первых инстанций городских, районных и мировых судей в основу положены требования ст. 153–155 ЖК РФ, которые относят услугу по обращению с ТКО к коммунальным и обязывают проживающих и/или собственников помещений на основании заключенного договора своевременно производить оплату. Вопросов бы не возникало, если бы требования законодательства устанавливали четкие критерии оплаты на основании заключенного договора при наличии отходов у отходообразователя и только. Но ситуация сложнее и норм законодательства больше.
По мнению обычного потребителя, важным является заключение с ним договора в письменной форме, которое содержит все условия вывоза отходов с указанием способа накопления и оборудованного в соответствии с действующим СанПин места накопления.
С точки зрения региональных операторов договор является публичным и заключать его с отходообразователями совершенно не обязательно, достаточно опубликовать его на своем сайте и тем самым снять с себя обязанность в заключении его с потребителем в соответствии со статьей 24.7 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления».
При этом в соответствии с пунктом 8.4. раздела I.1. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (далее — ПП РФ 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее — заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Данный факт и является основанием в правовых неопределенностях и большинстве судебных разбирательств в настоящее время. При этом статья 24.7 Федеральным закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ определяет «публичность» договора именно для регионального оператора, тем самым определяя стандартность и прозрачность условий оказания услуги для населения с учетом действия Территориальной схемы обращения с отходами и Реестра мест накопления. На деле обстоятельства сложнее и правовая неопределенность используется региональным оператором в своих целях. На момент старта «Мусорной реформы» в регионах РФ не в полном объеме были оборудованы места накопления ТКО и не был определен перечень лиц в отношении которых, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, устанавливается статус «собственника ТКО», «отходообразователя».
С позиции ЖК РФ, такой статус не предусмотрен, значение имеет исключительно коммунальная услуга и место ее оказания. При этом, кодексом также не предполагаются условий при которых услуга может быть не оплачена, если фактически была не оказана. Предполагается, что услуга обращения с ТКО оказывается повсеместно и на постоянной основе. Из практики содержания сектора индивидуального жилищного строительства местами-площадками накопления ТКО оборудуются редко, а собственники ТКО перемещают отходы в город или сжигают в процессе жизнедеятельности. В таком случае, в соответствии с пунктом 9,10 раздела II ПП РФ 1156, региональный оператор должен направить информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в отсутствие площадок отходы накапливаются альтернативным способом.
Как видно из приведённых норм законодательства, сфера обращения с отходами далека от единой системы норм и правил дополняющих друг друга и позволяющих однозначно судить о правомерности защиты гражданских прав и интересов. В статье описан не полный перечень критериев и «нормативных запятых» формирующих правовую коллизию, но при защите гражданских прав в судах на ряду с требованиями ЖК РФ необходимо руководствоваться основными Федеральными законами и правилами:
— Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) — определяющий понятийный аппарат, права и обязанности отходообразователей и уточняющий Конституционные права граждан в сфере обращения с отходами
— СанПиН 2.1.3684–21 — определяющий обязанность создавать места накопления ТКО и требования к срокам вывоза ТКО.
Таким образом при защите своих интересов в гражданском судопроизводстве потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право заявить, как минимум, о необходимости:
— заключение договора с определением способа накопления отходов, определением оборудованного места накопления в пределах от 20 до 100 метров;
— своевременное получение платежных документов о произведенных начислениях не «задним числом спустя годы»;
— на наличие доказательств фактического оказания услуг по вывозу ТКО в соответствии с нормами СанПин (у всех уважающих себя региональных операторов мусоровозы оборудованы системой навигации).
— В случае соблюдения региональным оператором минимальных требований законодательства, будут правомерными требования о взыскании задолженности с собственников имущества
Литература:
- Жилищный кодекс РФ. — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Письмо ФАС России от 11.08.2021 N ВК/67016/21 «О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ». — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». — Текст: электронный // Электронная система Гарант: [сайт]. — URL: https://internet.garant.ru