Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 12.07.2022

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Печенкин, В. А. Основные подходы к определению критерия конкурентоспособности предприятий / В. А. Печенкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93955/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматриваются ключевые подходы к определению конкурентоспособности предприятия. Раскрываются вопросы обеспечения финансовой и управленческой прозрачности, дано определение адаптивности системы управления, сделаны определенные выводы в ходе исследования некоторых компаний.

Ключевые слова: конкурентоспособность, адаптивность, платежеспособность, прозрачность.

Keywords: competitiveness, adaptability, solvency, transparency.

Конкурентоспособность является залогом рыночного успеха товара и его производителя, а решение проблемы конкурентоспособности представляется очень трудоемкой задачей в деятельности каждой производственной компании, требующей сосредоточенной и слаженной работы всех подразделений.

Для того чтобы обладать возможностью непосредственно влиять на увеличение конкурентоспособности компании, необходимо иметь отчетливое представление о факторах, ее определяющих. Для этого необходимо проанализировать задачи фирмы и выявить первостепенные характеристики или показатели конкурентоспособности, отражающие уровень ее развития. Любая компания в процессе своего формирования сталкивается с некоторыми проблемами и задачами, управление и решение которых осуществляется за счет применения различных управленческих приемов и технологий.

Первая задача, стоящая перед фирмой, работающей на рынке, — элементарная способность выжить или заплатить, т. е. гарантировать платежеспособность. Проблема решается безотлагательным принятием мер по реализации уже сделанной продукции и проведением ряда маркетинговых мероприятий: анализ рынка, ассортимента, ценовой политики, методов рекламы. С достижением платежеспособности возникает естественная проблема достижения прибыльности. На этом этапе маркетинговые мероприятия должны быть подкреплены мероприятиями по управлению бизнесом (анализ потерь производства, анализ себестоимости и ценообразования), а также организационно-технологическими мероприятиями (анализ эффективности производства, технологичность и др. После решения существенных текущих проблем появляются задачи другого уровня. Первой ключевой особенностью на втором уровне представляется стратегия управления. После решения текущей проблемы руководство должно сосредоточиться на продолжительных целях и задачах. Для этого разрабатывается стратегическая концепция, коллективная (корпоративная стратегия и на основе SWOT-анализа и бизнес-планов стратегии для каждого отдела.

Последующей значительной задачей для руководства компании является структуризация и соответствующее этой задаче свойство — адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления компанией подразумевается соответствие организационной структуры, принципов и устройств управления компанией целям, методов, функциям и стратегиям компании и ее подразделений. Система управления обязана содействовать реализации стратегической корпоративной концепции.

Еще одним актуальным вопросом для компании является обеспечение экономической и административной прозрачности. Эта ключевая особенность подразумевает, что компания имеет финансовую структуру, экономическую и учетную политику, соответствующие интернациональным принципам и стандартам бухгалтерского учета (GAAP, IAS). Обеспечение финансовой и управленческой прозрачности также достигается за счет актуального и правильного использования таких инструментов, как финансовый анализ, кредитный менеджмент, бюджетирование, распределение свободных средств, антикризисное управление, управление инвестиционным портфелем, лизинг, страхование факторинг и так далее.

Сегодня — эпоха новых технологий производства и управления, глобализация всемирной экономики, распространение системного подхода к управлению, быстро меняющиеся обстановка окружающей среды — создают новые управленческие задачи. В его процессе развития компания встречается с так называемыми проблемами роста. Признаками проблем этого уровня могут быть: усложнение информационных, материальных и других потоков на предприятии, снижение общей организованности, ухудшение финансового состояния, сбои в основных бизнес-процессах компании и многое другое. Возникает задача, и поэтому еще одной характеристикой состояния компании является предпринимательская управляемость.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является актуальной для руководителей любой компании. Кроме того, деньги часто привлекаются не только местными акционерами и инвесторами, но и средствами, мобилизованными на западных рынках капитала. Поэтому компании постоянно встречаются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности — седьмой ключевой признак состояния компании. Обеспечение инвестиционной привлекательности является значительной задачей для листинговых компаний.

Решение позволяет компаниям увеличивать капитализацию, тем самым увеличивая стоимость капитала собственников. Связь выявленных ключевых характеристик состояния компании с ее конкурентоспособностью и управлением качеством представлена на рисунке 1.

Анализируя ключевые особенности состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно определить основные подходы к определению критериев конкурентоспособности предприятия:

Ключевые характеристики состояния предприятия

Рис. 1. Ключевые характеристики состояния предприятия

1 — платежеспособность; 2 — рентабельность; 3 — стратегическое управление; 4 — адаптивность системы управления; 5 — финансовая и управленческая прозрачность; 6 — управляемость бизнеса; 7 — инвестиционная привлекательность

  1. Ключевым показателем конкурентоспособности предприятия на уровне предприятия является интегральный показатель конкурентоспособности продукции. При определении конкурентоспособности продукта оценивают, насколько лучше или хуже он удовлетворяет потребности пользователей по сравнению с конкурирующими товарами, а при исследовании факторов — насколько они этому способствуют или препятствуют.

Достижение конкурентоспособности продукта. Анализ конкурентоспособности продукции обязан проводиться периодически, а не исключительно в проблематичных ситуациях.

  1. На тактическом уровне конкурентоспособность компании обеспечивается ее общим финансово-экономическим положением. Анализ структуры характеристик конкурентоспособности показывает, что многие авторы в качестве показателей оценки выбирают экономические показатели. Однако на практике фирмы с совершенно нормальными экономическими показателями часто терпят крах.
  2. На стратегическом уровне конкурентоспособность компании возможно охарактеризовать привлекательностью для инвестиций, критерием которой представляется повышение стоимости компании. Введение трехуровневой системы диагностики конкурентоспособности компании позволяет не только многосторонне оценивать положение компании по сравнению с ее основными конкурентами, но и делать их прогнозы. Другими словами, такой анализ может повысить эффективность компании, контролируя ее конкурентоспособность.

Литература:

  1. М74 Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. — 194, [2] с.
  2. Управление конкурентоспособностью организации: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профилей подготовки «Менеджмент организации». Сост.: А. И. Рябова// ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». — Саратов, 2013. — 42 с.
  3. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы /белоусов В. Л.// Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 5(25)
  4. Романова О. А., Конкурентоспособность предприятия: методы оценки, стратегии повышения / Романова О. А. // Современная конкуренция. 2007. — № 5. — с. 78–84
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивность системы управления, инвестиционная привлекательность, компания, управленческая прозрачность, GAAP, IAS, задача, ключевая особенность, конкурентоспособность, конкурентоспособность компании.


Похожие статьи

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Данная статья посвящена вопросам оценки эффективности инвестиционных проектов. Авторы рассматривают основные аспекты оценки эффективности инвестиционных проектов и критерии их коммерческой привлекательности.

Сущность конкурентоспособности компании и стратегии ее повышения

В данной статье рассматриваются вопросы касающиеся сущности и состава конкурентоспособности компаний, которые влияют на успешное развитие бизнеса. Представлены стратегии, применение которых способствует повышению уровня конкурентоспособности компаний...

Похожие статьи

Методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности

В статье проанализированы методологические подходы к оценке национальной конкурентоспособности. Сделан вывод о необходимости использования социально-экономических показателей в мониторинге и оценке конкурентоспособности.

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Конкурентоспособность организации

Данная статья посвящена конкурентоспособности, ее значению для предприятий в современных реалиях. Рассмотрены фундаментальные условия устойчивости и развития компании Отражены пути повышения конкурентоспособности предприятия. Особое внимание уделено ...

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия

В своей статье авторы раскрывают содержание следующих вопросов: конкуренция, конкурентоспособность предприятия и её роль в современных условиях. Делается акцент на необходимость повышения конкурентоспособности современного предприятия и приводятся ко...

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Оценка эффективности инвестиционных проектов

Данная статья посвящена вопросам оценки эффективности инвестиционных проектов. Авторы рассматривают основные аспекты оценки эффективности инвестиционных проектов и критерии их коммерческой привлекательности.

Сущность конкурентоспособности компании и стратегии ее повышения

В данной статье рассматриваются вопросы касающиеся сущности и состава конкурентоспособности компаний, которые влияют на успешное развитие бизнеса. Представлены стратегии, применение которых способствует повышению уровня конкурентоспособности компаний...

Задать вопрос