В нашей статье мы исследовали влияние архетипов на дифференциацию поколений с использованием теста «Pearson-MarrArchetypeIndicator», который включает в себя ряд архетипов как: невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, правитель, маг, мудрец, шут. Архетипы как структуры коллективного бессознательного являются важными образами и моделями поведения человека. Именно в архетипах проявляется личность, сюда относятся межличностные отношения, восприятие мира, самоотношение и т. п. Важно отметить, что архетипы меняются в процессе взросления и становления личности, поэтому в своей работе мы и решили рассмотреть динамику преобладающих архетипов в разных поколениях, а именно: X, Y, Z, Бэби-бумеры, Молчаливое поколение. Наша группа провела его дистанционном режиме онлайн, с помощью компьютерных технологий, на четырех разных поколениях в состав которых входило шестьдесят девять человек.
Ключевые слова: архетип, дифференциация, поколение X, поколение Y, поколение Z, поколение Бэби-бумеры, молчаливое поколение, влияние.
Введение
Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что в современном мире наблюдается стремительный рост интереса к человеческому самоосознанию, к работе психики, а именно к архетипам. Возник интерес к вопросу, почему люди разных возрастных категорий склонны разделять схожие убеждения, ценности и модели поведения. Архетипы представляют собой врожденные модели и идеи, которые заставляют реагировать на различные события определенным образом. Они влияют на мировоззрение и развитие личности, на разных возрастных этапах ее жизни. Под влиянием различных событий люди входят в роль одного (или нескольких) из архетипов, начиная действовать по его сценарию. Между тем явление «архетипа» представляет несомненную важность для профессионалов, область работы которых — человеческая психика. Благодаря концепции архетипов могут быть лучше поняты многие процессы, происходящие в духовном мире как пациента, а именно: понять логику его поступков; осознать мотивы, страхи, барьеры; добиться взаимопонимания с разными людьми; достигнуть большей продуктивности во всех жизненных сферах и др.
В результате проведения исследования мы выявили, что в представленной литературе об архетипах источников ограниченное количество. Поэтому в данной работе мы постараемся более глубоко и подробно исследовать понятие «архетип». В процессе мы пользовались трудами основоположника данной теории К. Г. Юнга, а также современными литературными источниками. Цель нашего исследования и выявить значимые различия архетипов среди разных поколений.
Обзор литературы
Архетип в переводе с греческого означает первообраз, подлинник, оригинал. В настоящее время в психоанализе под архетипом понимают часть коллективного бессознательного в человеке. Это теневая сторона личности, которая косвенно влияет на ее жизнь.
К. Пирсон и Х. Марр занимались развитием и совершенствованием теории об архетипах, написанную К. Г. Юнгом, и их влияния на жизнь человека. Они соединили классическую теорию Юнга с теорией базовых социальных мотивов Д. Мак-Клелланда, Х. Хекхаузена и теорией базовых человеческих потребностей А. Маслоу.
Материалы и методы
В Московском педагогическом государственном университете в институте педагогики и психологии в период с 1 апреля по 21 апреля 2022 года, тест «Pearson-MarrArchetypeIndicator» прошли 69 людей из которых часть студентов из института педагогики и психологии, и их близких родственников и друзей, а также часть выборки была предоставлена общеобразовательной школой. Среди них было 39 женщин и 30 мужчин. Возраст людей колебался от 16 до 60 лет, что ранжируется по четырем поколениям — Молчаливые, Бэби-бумеры, X, Y, Z.
Исследование проводилось поэтапно:
- Первым делом мы предоставили испытуемым тест «Pearson-MarrArchetypeIndicator» с необходимой инструкцией, сопровождения исследователя не прилагалось.
- На последующем этапе мы осуществили сбор данных и результатов теста.
- Далее мы реализовали подсчет полученных данных, и группировку по поколениям и архетипам. Интерпретировали данные мы с помощью ключа от тестирования, что помогло нам распределить архетипы на группы: избегаемые, не замечаемые, проявленные и ведущие.
- Затем мы приступили к статистическому методу обработки для определения разницы в поколениях.
- После обработки мы перешли к обзору и мониторингу необходимой тематической научной литературы для полноценного изучения вопроса и написания статьи.
Определение архетипов (невинный, сирота, воин, опекун, искатель, разрушитель, любящий, творец, правитель, маг, мудрец, шут), которые присущи всем поколениям, проводилось с использованием таких надежных методов диагностики как: тестирование, анализ, обобщение. Тестирование нам необходимо для определения архетипов, анализ мы использовали для обработки данных теста, после чего мы изучили результаты и обосновали их.
Результаты
Для проверки наличия различий ведущих архетипов между поколениями использовался непараметрический тест Крускала–Уоллиса для независимых выборок. Результаты анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых значений и уровня значимости показателей архетипов разных поколений (непараметрический тест Крускала-Уоллиса для независимых выборок)
Архетип |
X |
Y |
Z |
Бэби-бумеры |
Уровень значимости P-v |
Невинный |
19,6 |
18,2 |
18,6 |
18,25 |
0,941 |
Сирота |
11,7 |
16,5 |
14,8 |
14,125 |
0,044 |
Воин |
20,6 |
21,06 |
22,3 |
23 |
0,559 |
Опекун |
19,6 |
17,5 |
17,5 |
22,25 |
0,038 |
Искатель |
19,2 |
21,5 |
21,6 |
20,25 |
0,127 |
Разрушитель |
15,3 |
17,3 |
17,3 |
15,6 |
0,313 |
Любящий |
20,5 |
17,6 |
20,2 |
21 |
0,387 |
Творец |
20,4 |
20,5 |
21,5 |
20,125 |
0,795 |
Правитель |
18 |
17,6 |
19,4 |
19,75 |
0,579 |
Маг |
20,2 |
19,9 |
20,2 |
19,25 |
0,838 |
Мудрец |
19,7 |
21,7 |
20,2 |
21,5 |
0,600 |
Шут |
18,3 |
19,3 |
19,8 |
15,5 |
0,095 |
Как видно из таблицы 1, группы сравнения значимо различаются по анализируем показателям. Среди всех архетипов статистически значимыми для всех поколений являются такие архетипы как сирота (0,044), опекун(0,038) и шут(0,095), где значимым считается показатель ниже 0, 05.
Анализ средних значений поколения X указывает на то, что ведущими архетипами в данном поколении являются архетипы: «воин», «любящий», «творец» и «маг».
В поколении же Y происходит некоторая смена ведущих архетипов: «воин», «искатель», «творец», «мудрец».
Поколение Z выражается в архетипах «воин», «искатель», «творец».
Для бэби-бумеров важными выступают такие архетипы как «опекун», «мудрец».
Рассмотрим обнаруженные закономерности по каждому архетипу более подробно.
Данные по архетипу «Сирота» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Парные сравнения архетипа «Сирота» по поколениям
Sample 1-Sample 2 |
Статистика критерия |
Стандартная ошибка |
Стандартная Статистика критерия |
Знач. |
Скор.знач. a |
1–4 |
-9,905 |
8,314 |
-1,191 |
,234 |
1,000 |
1–3 |
-11,842 |
5,954 |
-1,989 |
,047 |
,280 |
1–2 |
-18,809 |
6,814 |
-2,761 |
,006 |
,035 |
4–3 |
1,938 |
7,976 |
,243 |
,808 |
1,000 |
4–2 |
8,904 |
8,636 |
1,031 |
,303 |
1,000 |
3–2 |
6,967 |
6,396 |
1,089 |
,276 |
1,000 |
Значимость архетипа «Сирота» обнаруживается у поколения X и Z, где значимость составляет 0,047. Также значимость прослеживается у поколения XиY, которая составляет 0, 006. Поколение же бэби-бумеров не ощущает на себе влияние архетипа «Сирота».
Данные по архетипу «Опекун» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Парные сравнения архетипа «Опекун» по поколениям
Sample 1-Sample 2 |
Статистика критерия |
Стандартная ошибка |
Стандартная Статистика критерия |
Знач. |
Скор.знач. a |
2–3 |
-1,165 |
6,395 |
-,182 |
,855 |
1,000 |
2–1 |
10,353 |
6,812 |
1,520 |
,129 |
,771 |
2–4 |
-20,925 |
8,634 |
-2,423 |
,015 |
,092 |
3–1 |
9,187 |
5,952 |
1,543 |
,123 |
,736 |
3–4 |
-19,760 |
7,974 |
-2,478 |
,013 |
,079 |
1–4 |
-10,572 |
8,312 |
-1,272 |
,203 |
1,000 |
Анализ архетипа «Опекун» отражает значимость 0,015 у поколения Y и бэби-бумеров, также замечена выраженность данного архетипа среди цифрового поколения и поколения бэби-бумеров, которая составляет 0, 013.
Данные по архетипу «Шут» представлены на рис. 1.
Рис. 1
Значимость данного архетипа обнаружена у поколения Z, также обнаруживается проявление архетипа «Шут» у поколения Y.
Обсуждение результатов
По результатам проведённого исследования, можно отметить, что в цифровом поколении прослеживается преобладание таких архетипов, как «творец» и «искатель», что характеризует их как людей находящихся в поиске своего «Я» через преобразование окружающего мира посредством творчества. Юношеский возраст отличается максимализмом, стремлением реализовать все свои способности и возможности — достичь наполнения жизни яркими красками и эмоциями. В поколении Y также ведущим остаётся архетип «Искатель», но здесь поиск уже скорее связан с профессиональным самоопределением, поиском надёжного партнера для создания семьи.
Поколение X — это люди, родившиеся в период холодной войны, перестройки государственного аппарата и общей нестабильностью в стране. Данные события, несомненно, наложили отпечаток на личность человека. Ведущим здесь выступает архетип «Воин» и «Любящий», что характеризует данное поколение как смелых целеустремленных людей, выбирающих не самые лёгкие пути решения проблем. Но в тоже время они стремятся к обретению тепла, любви, также они стремятся подарить всю свою любовь окружающим, чаще всего, своим детям.
Поколение сегодняшних бэби-бумеров сочетает в себя «мудрецов» и «опекунов». Они прожили большое количество событий, обладают ценным жизненным опытом, который, порой, очень настойчиво, хотя передать молодому поколению, вечно стремящемуся найти смысл жизни. Поучения, долгие разговоры, забота — основные характеристики наших бабушек и дедушек.
Какими бы разными не были условия жизни разных поколений, между ними прослеживаются некоторые закономерности. Значимость архетипа «Сирота» прослеживается у поколения X и Y, X и Z. На основе этого можно предположить, что поколение X больше всех ценит поддержку и заботу окружающих, для них очень важно чувство безопасности.
Архетип «Опекун» статистически значим для поколения бэби-бумеры — Y, бэби-бумеры — Z. Старшее поколение, которое стремится окружить своей заботой как детей из поколения Y, так и внуков цифрового поколения.
Поколения Z и Y — стремятся к получению наслаждения течением жизни, они нуждаются в постоянном потоке событий и впечатлений, о чём нам и говорит значимость архетипа «Шут» для данных поколений.
Ограничения исследования
Выборка данного исследования в целом и количество респондентов в каждой подвыборке немногочисленны, что могло исказить результаты нашего исследования. Для получения более достоверных результатов необходимо увеличить число респондентов, а также создать комфортные условия прохождения для каждого поколения, так как владение информационными каналами и технологиями не вызывает трудности у более молодого поколения, но может затруднить прохождение методики для бэби — бумеров.
Заключение
Представленное исследование позволило нам подробно описать степень значимости заданных архетипов по четырем поколениям. В ходе анализа нами было выяснено, что только три архетипа: «Сирота», «Опекун», «Шут» были выявлены как значимые согласно непараметрическому тесту Крускала — Уоллиса для независимых выборок. Также нами были выделены средние значения по каждому архетипу, которые позволили наиболее полно отразить специфику каждого поколения: поколение Z и Y — искатели и творцы, воспитанное в нестабильной обстановке поколениеX- воины, бэби-бумеры же — умудренные опытом, любящие и заботливые для последующих поколений.
Отметим важность того, что каждое поколение живёт в своё время, которое имеет свои характерные правила, взгляды, которое наполнено специфичными событиями и открытиями — всё это говорит нам о том, что с течением времени изменяются и психологические особенности людей, их паттерны поведения, в том числе ведущие архетипы.
Литература:
- Ожиганова Евгения Михайловна Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 20.04.2022).
- Зайцева Наталия Александровна Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 20.04.2022).
- Капустина Т. В. Психодиагностика личностных характеристик с помощью методики К. Пирсон и Х. Марр «12 архетипов» // Вестник КемГУ. 2016. № 2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-lichnostnyh-harakteristik-s-pomoschyu-metodiki-k-pirson-i-h-marr-12-arhetipov (дата обращения: 20.04.2022).
- «Восхождение поколения Миллениума: следующее Великое поколение» (MillennialsRising: TheNextGreatGeneration). У. Штраус и Н. Хоув.
- Карл Густав Юнг. Архетип и символ. — М., 1991. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 11.12.2011. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4229/4232 (Дата обращения: 20.04.2022)