Самоповреждающее поведение — это нанесение себе повреждений, в большой степени намеренное и сознательное, выполняющие психологические функции. К самоповреждающему поведению относят как прямые акты — такие как самопорезы, нанесение себе ожогов, так и косвенные — например, модификации тела. Проблема самоповреждающего поведения представляет интерес для специалистов, работающих в сфере клинической психологии, в связи с чем выделяется множество моделей для исследования данного феномена. В нижеследующей статье мы остановимся на теоретическом разборе феномена самоповреждающего поведения в рамках аддикции. Клинический подход сопоставляет самоповреждающее поведение с аддиктивными паттернами на основе поведенческих, психических и психологических факторов.
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, аддикция, аддиктивное поведение.
Проблема самоповреждающего поведения — одна из часто встречающихся в общей психологической практике. Исследований, которые помогали бы наиболее эффективно работать с самоповреждающим поведением, недостаточно, что обуславливает актуальность изучения причин, механизма формирования, а также различных теоретических моделей самоповреждающего поведения. Исследования, проводящиеся в данном направлении, чаще всего носят клинический характер. С ними можно ознакомиться в работах Зинчука М. С., Аведисовой А. С., Гехт А. Б., а также Польской Н. А., которая углубленно изучала проблему самоповреждающего поведения и является автором более 60 работ по данной теме.
Обратимся к определению. Самоповреждающее поведение — это нанесение себе повреждений с целью справиться с тяжелыми переживаниями, болезненными воспоминаниями, ситуациями, которые трудно пережить, и невозможностью контролировать свою жизнь [8].
В качестве основных топографических моделей самоповреждающего поведения можно выделить следующие:
- Анатомические самоповреждения — самоповреждения, нарушающие непосредственно структуру тела. К такому самоповреждающему поведению относится ампутация частей тела, кастрация, повреждения костной ткани или внутренних органов;
- Поверхностные самоповреждения — самоповреждения, которые травмируют поверхность тела. Здесь можно отметить повреждения кожи: нанесение себе ожогов, проколов, порезов, выдергивание волос, обкусывание ногтей, удары по собственному телу и др.;
- Декоративные (эстетические самоповреждения) — социально-одобряемый вид самоповреждающего поведения, к которому можно отнести татуировки, пирсинг, шрамирование и т. п. [5, с. 8].
В рамках клинического подхода проводится сопоставление склонности к самоповреждающему поведению с аддиктивными паттернами, на основе объединяющих поведенческих, психических и психологических факторах.
Короленко Ц. П., автор первого в России учебника по аддиктологии (Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. «Психосоциальная аддиктология»), определяет аддикцию как «паттерн стойкого ухода от реальности, достигаемый посредством изменения психического состояния» [2, с. 21].
У аддикций широкий спектр проявлений, причем тяжесть различна. Современная классификация аддикций включает в себя не только самые распространенные виды (такие как алкогольная, наркотическая), но также и новые — нарушения пищевого поведения, любовная аддикция, аддикция избегания [4, с. 152].
Поскольку на понимание СП оказывает влияние и его концептуализация в рамках различных моделей: аддикции, аутоагрессии, эмоциональной регуляции, у нас есть возможность провести аналогию между аддиктивным и самоповреждающим поведением [6].
Говоря о патогенезе самоповреждающего поведения, абсолютно необходимо упомянуть две основные цели: это уменьшение сложно переносимых негативных эмоций и возобновление индивидом «возможности чувствовать». Индивид, прибегающий к актам самоповреждения, стремится, во что бы то ни стало, восстановить контроль над собственными эмоциями. Распространенный патогенетический механизм заключается в «переключении» фокуса внимания с собственных чувств на физический аспект, а именно — болевые ощущения. Такой способ кратковременно оказывается успешным и закрепляется как поведенческий паттерн, что позволяет говорить нам о формировании аддикции (зависимости), подкрепляемой на физиологическом уровне [1].
Исследование самоповреждающего и аддиктивного поведения фокусируется прежде всего на поиске корреляций. Существует определенная связь между самоповреждающим поведением и расстройствами пищевого поведения [7]. На наличие этой связи указывает общность феноменов: в обоих случаях преследуется такая цель как самонаказание, контроль эмоций, регуляция эмоций. Как факторы, обуславливающие эти цели, можно выделить эмоциональную дисрегуляцию, психологические травмы, самокритику. В обоих типах поведения (и в самоповреждающем, и в аддиктивном) можно выделить такие аспекты как «импульсивность — компульсивность» [9].
Продолжая рассматривать самоповреждающее поведение как аддикцию, мы также должны упомянуть о цикличности исследуемого феномена. Цикл начинается в момент невыносимого эмоционального напряжения, с которым индивид не может совладать и чувствует угрозу диссоциации (расщепления) [3]. Кульминационной точкой становится сам акт самоповреждающего поведения, который освобождает от чрезмерного напряжения и помогает достичь краткосрочные положительные изменения. Тем не менее, через короткое время возникают болезненные эмоции стыда и вины, что возвращает индивида в начало цикла.
Н. А. Польская отмечает также другое направление исследований — изучение аддиктивных механизмов самповреждающего поведения. Суть исследований заключается в попытке выделить в самоповреждающем поведении компоненты аддикции такие как компульсивность, неконтролируемость, невозможность прекратить такой тип поведения, несмотря на очевидные негативные последствия [5, с. 36]. В данном контексте необходимо упомянуть о существовании нейрохимических механизмов, которые связаны с общими основаниями самоповреждающего и аддиктивного поведения. Эта позиция базируется на том, что эндогенная опиоидная система при самоповреждениях активизируется, впоследствии вызывая привыкание к выбросу опиатов, либо она изменена изначально, что обуславливает сниженный болевой порог [6, 7].
Схожесть самоповреждающего поведения и аддикции также отмечается в DSM-5, и это значительный шаг на пути повышения целенаправленности исследований по данному направлению.
Понимание самоповреждающего поведения как аддикции — это основа психотерапии клиентов, склонных к самоповреждающему поведению. В психотерапии проводится работа с мотивацией клиента, начиная со стадии, когда клиент не осознает существование проблемы как таковой, заканчивая этапом, когда он оказывается способен принять помощь и поддержку специалиста [10, 11]. Необходимо упомянуть об амбивалентности, которая проявляется в том, что, как правило, клиент имеет интенцию к продолжению аддиктивного поведения, даже при осознании причиняемого вреда.
Таким образом, рассмотрение самоповреждающего поведения как модели аддикции является важным аспектом для исследований в клинической психологии. Мы также хотели бы подчеркнуть, что феномен самоповреждающего поведения должен исследоваться комплексно и всестороннее. Это необходимо, чтобы в психологической практике специалисты имели ясное представление о механизмах и природе самоповреждающего поведения, а также для проработки методов психотерапии конкретно для индивидов со склонностью к самоповреждающему поведению.
Литература:
- Зайченко, А. А. Самоповреждающее поведение / А. А. Зайченко. — Текст: непосредственный // Психология телесности: теоретические и практические исследования: сборник статей II международной научно-практической конференции. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2009. — С. 682.
- Короленко, Ц. П. Аддиктология. Настольная книга / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Москва: Институт консультирования и системных решений, 2012. — 536 c. — Текст: непосредственный.
- Ласовская, Т. Ю. Самоповреждающее поведение у лиц с пограничным личностным расстройством (обзор литературы) / Т. Ю. Ласовская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. — 2011. — № 6. — С. 58–61.
- Менделевич, В. Д. Руководство по аддиктологии / В. Д. Менделевич. — СПб: Речь, 2007. — 768 c. — Текст: непосредственный.
- Польская, Н. А. Психология самоповреждающего поведения / Н. А. Польская. — Москва: ЛЕНАНД, 2017. — 320 c. — Текст: непосредственный.
- Польская, Н. А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения / Н. А. Польская // Клиническая и специальная психология. — 2012. — № 2. — С. 45–48.
- Польская, Н. А. Самоповреждающее поведение в клинической практике / Н. А. Польская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 2011. — № 2. — С. 4–8.
- Тверская, Е. Что такое самоповреждающее поведение? / Е. Тверская. — Текст: электронный // НИУ ВШЭ: [сайт]. — URL: https://www.hse.ru/ (дата обращения: 12.07.2022).
- Чуева, Е. Н. Самоповреждающее поведение детей и подростков // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2017. — № 1 (29). — С. 71–77.
- Farberow, N. L. Indirect self-destructive behavior: Classification and characteristics / N. L. Farberow // The Many Faces of Suicide / In Norman L. Farberow (ed.). — New York: McGraw-Hill Book Company, 1980. — 257 p.
- Thompson, T, Caruso M. Self-Injury: What We’re Looking For. Schroeder SR, Osterker ML, Thompson Travis (eds). Self Injurious Behavior: GeneBrain-Behavior Relationships. Washington, DC: American Psychological Association 2002. — pp. 147–162.