В статье проанализированы особенности развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи посредством методов арт-терапии. Раскрыты возможности методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, особенности коммуникативных навыков, дошкольники, арт-терапия.
В современных условиях развития общества большое внимание уделяется социализации детей дошкольного возраста, в том числе детей с общим недоразвитием речи.
В силу своего дефекта ребенок с общим недоразвитием речи (ОНР) не может полноценно и качественно социализироваться. У таких детей их дефект приводит к нарушениям связей с социумом. Ребёнок не в состоянии воспринимать социальные нормы и полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это является направлением целенаправленной работы над формированием коммуникативных навыков у детей с ОНР, как одного из условий адаптации детей в коллективе [1].
Наиболее конструктивным средством, по нашему мнению, в этом случае использование мультимодальных арт-технологий [2].
Метод используется при широком спектре проблем, особенно когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями, с таким диагнозом как ОНР, аутизм, синдром Дауна, ДЦП, задержка развития речи, дефицит внимания, гиперактивность, а также при детских страхах, фобиях, неврозах, энурезе. В процессе терапии происходит коррекция эмоционального поведения посредством рисования, лепки, конструирования из природных материалов, сказок.
Значимость этого метода состоит в том, что арт-терапевтическая среда психологически безопасна и свободна. Процесс арт-терапии вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность, способствует формированию более активной жизненной позиции. Ребенок переживает удовольствие, возникающее в результате обнаружения скрытых умений и их развития.
Будучи средством невербального (т. е. бессловесного) общения, арт-терапия особенно ценна для детей с нарушениями речи, которые недостаточно хорошо владеют языком, кому трудно выразить свои мысли в словах [4].
Кроме того, арт-терапия преследует цель не «научить» дошкольника тому или иному виду искусства, а оказывает терапевтическое действие через самое искусство и процесс [7].
Арт-терапия широко используется в работе с детьми, у которых нарушения речи имеют вторичные последствия для социального и личностного развития. Катарсическая функция арт-терапии позволяет дошкольнику освободиться от накопленных и угнетенных отрицательных состояний, которые ребенок не способен самостоятельно осознать, выразить и решить коммуникативным путем.
Регулятивная функция терапии искусством позволяет снять нервно-психическое напряжение, регулировать психосоматические процессы, корректировать эмоционально-волевые процессы, модулировать положительные процессы и психоэмоциональные состояния [6].
Коммуникативно-рефлексивная функция обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки, улучшающего процесс социализации ребенка с ОНР. В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность дошкольника в признании, положительном внимании, ощущению собственной успеваемости и значимости, развиваются компенсаторные возможности. Уходит психологическая энергия, используемая ребёнком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабленно, а психологическая защита в виде негативизма, агрессии уступает место творчеству [3].
Через искусство дошкольники на практике получают положительное представление о себе: «я успешный», «у меня все хорошо получается», «я могу справиться с трудностями» и т. д.
Разнообразие видов терапии искусством делает ее доступной для детей всех возрастов, даже младших дошкольников. К основным видам арт-терапии относят: сказкотерапия, песочная терапия, игротерапия, музыкотерапия и танцевальная терапия, куклотерапия, библиотека, имаготерапия, изотерапия, психогимнастика [5]. Все виды арт-терапии являются основой мультимодальных арт-технологий.
Музыкотерапия — метод арт-терапии, использующий в качестве основного психокоррекционного влияния — музыку. Музыка может использоваться как цельный изолированный психокоррекционный метод воздействия (прослушивание музыки, музыкование), так и как дополнительное музыкальное сопровождение, служащее средством усиления влияния и эффективности других методов.
Музыкотерапия имеет кроме регулирующей и коммуникативной функции, и, главную — реактивную, направленную на достижение катарсиса.
В сочетании с музыкотерапией в психологии широко применяется танцевальная терапия.
Танцевальная терапия является разновидностью кинезотерапии (психокоррекционное влияние движениями). Танцевальная терапия предоставляет уникальную возможность ребенку, имеющему проблемы с коммуникацией — самовыразиться, что есть особенно актуальна и для дошкольников с ОНР. Разновидностью танцевальной терапии является коррекционная ритмика — вид активной музыкально-танцевальной терапии, в основе которого лежит синтез музыкально-ритмического подвижного воздействия.
Сказкотерапия также выполняет различные терапевтические и психокоррекционные цели (в зависимости от вида сказки и способа работы с ней). Вариаций работы со сказкой очень много: простое чтение сказки и ее обсуждение, рисование по мотивам сказки, проигрывание сказки или эпизодов по ролям или с помощью кукол, создание собственной сказки, завершение незаконченной сказки (с нужным концом).
Изотерапия — широкий пласт арт-терапевтических методик, психокоррекционное влияние которых осуществляется с помощью изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т. п.
Терапия рисунком осуществляется через проекцию личности ребенка и в символической форме показывает видение и отношение ребенка к миру. Для изотерапии главным является не результат, а процесс творчества, именно он носит терапевтическое и психокоррекционное действие [5].
К разновидностям изотерапии также относят игры с разными неструктурированными материалами: песочная терапия, игры с глиной, соленым тестом, водой и т. д. Игры с неструктурированным материалом снимают психоэмоциональное напряжение, тревожность, страхи, агрессию, обеспечивают общую гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка, а также способствуют развитию мелкой моторики рук, тактильной чувственности, эмоционально-волевой и познавательной сферы, коммуникативных навыков, а также развитию предметно-игровой деятельности [7].
Арт-терапия не требует от ребенка наличия высокого интеллектуального или коммуникативного потенциала, а ее основной целью является гармонизация и развитие личности через самовыражение и сублимацию.
Таким образом становится очевидным что, для детей с ОНР арт-терапия является альтернативным средством познания себя и мира, через искусство самовыражения и налаживания коммуникации с окружающими, развития различных сфер (эмоциональной, волевой, личностной), стабилизации его внутреннего мира. Что несомненно будет способствовать более качественной работе по коррекции коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями.
Литература:
- Брянская, Е. И. Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Е. И. Брянская. // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 90–93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 96/4183/ (дата обращения: 30.12.2021).
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.- 388 с.
- Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: Дисс.... канд. пед. наук. Москва, 2011. -184 с.
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2012.- 432с.
- Мак Нифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. Том 8, № 1, 2005.- С.10–23.
- Перепелкина Т. Е. Особенности использования методов арт-терапии в коррекции невротических нарушений у детей дошкольного возраста// Северодвинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко», 2012, № 7.- С.105–110.
- Постальчук О. И. Психотерапевтическая роль манипуляций с изобразительными материалами при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Москва: Когито-Центр, 2016. -С. 142–159.