В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.
Ключевые слова: мировая экономика, внешнеэкономическая безопасность, государственная политика, международное экономическое сотрудничество, международный договор.
Российскую Федерацию как и любое другое государство на современном этапе развития не обходит процесс стремительной глобализации всех сфер жизнедеятельности общества, что особенно ярко отражается на экономической политике как внутри страны, так и во внешнеэкономической деятельности.
Так, для того, чтобы прочно удержаться на мировой экономической арене, государства вынуждены осуществлять международное сотрудничество, в условиях невозможности производства всей необходимой продукции самостоятельно, что несомненно ведет к упрочнению политических связей, однако, также создает ряд определенных проблем.
Нельзя не отметить тот факт, что в условиях постоянной интеграции государства в международное экономическое пространство, экономика национального уровня становится более открытой, и в то же время уязвимой к внешним угрозам и факторам. Современные глобальные процессы препятствуют национальной замкнутости, ускоряя трансграничные товарные и финансовые потоки, международное движение капитала, миграцию рабочей силы и т. д.
При этом ставя перед собой главной целью защиту прежде всего национальных интересов, национальных производителей и рынка, государства, в том числе и Российская Федерация, договариваются о приемлемых условиях и порядке взаимодействия между собой посредством механизмов международного публичного права, а также международных договоров, признавая на территории своего государства их, либо полностью, либо частично.
Таким образом, для выделения актуальных проблем государства в рамках международного экономического сотрудничества, необходимо рассмотреть наиболее яркие формы объединений государств, членами которых является Российская Федерация со всеми возможными экономическими последствиями ее участия, как для внешненаправленной, так и для внутренней экономики.
Так, одной из самых известных организаций из сферы регулирования внешнеэкономических отношений между государствами является Всемирная торговая организация (ВТО), единственная на сегодняшний день разрабатывающая проекты торговых соглашений, а также отвечающая за их непосредственное внедрение и исполнение со стороны стран-участниц. Правовой основой деятельности ВТО являются три базовых документа: Генеральное соглашение о торговле товарами, Генеральное соглашение о торговле услугами и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, которые и определили структуру организация в настоящий период времени. [1]
Вступление Российской Федерации в ВТО заняло немалый период времени. С 1995 года велись переговоры, положившие начало данному процессу, и лишь в 2012 году он был завершен, когда наша страна официально получила статус полноправного члена данной организации.
Следует отметить что наравне в очевидными положительными эффектами, основной проблемой, выделяемой внутри государства, является большой разрыв уровня экономического развития центральной России и регионов. Говоря о возможном дальнейшем росте объема неравномерного распределения доходов населения, можно говорить о том, что более экспортноориентированные регионы Российской Федерации, например, центральная Россия, интегрируются в макроэкономические процессы, за счет привлечения иностранных инвесторов намного быстрее, по сравнению со старопромышленными районами страны.
Второй проблемой, затрагивающей Российскую Федерацию, являются сложности в защите национальных отраслей производства вследствие, опять же, привлечения входа иностранных инвесторов и иностранного капитала на территорию государства. Вытекающим последствием является и возможность снижения импортных пошлин, что не может не влиять на федеральный бюджет, в совокупности с ослаблением влияния на регулирование тарифов нефти.
В том числе для регулирования взаимоотношений международных экономических субъектов существуют специальные организации, осуществляющие свою деятельность независимо от влияния одной из сторон. Рассмотрим данную деятельность на примере международного коммерческого арбитража.
Создание данного института было обусловлено необходимостью оценки действий, совершаемых в первую очередь органами власти государства, которые выражали бы меры по защите национального экономического рынка. Данный международный правовой механизм действует для определения правомерности пределов, установленных государствами при разрешении международных споров между участниками экономических отношений. В Российской Федерации правовые основы данного учреждения закреплены в Законе Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 года № 5338–1 [2].
Также на практике действует еще один орган при ВТО, целью которого является регулирование споров между государствами в международных экономических отношениях — Орган по разрешению споров (ОРС). Стоит отметить, что фактически ОРС является центральным действующим звеном ВТО, система которого наиболее совершенна в рамках рассмотрения споров, выступающим де-факто судом международного уровня.
Второй рассмотренной организацией выступает Евразийский экономический союз (ЕАЭС), являющийся несомненно одним из самых важных союзов для Российской Федерации на данный момент. Объединяя в своем составе несколько стран-бывших республик СССР, союз является лидером добычи природного газа и нефтяных запасов. Однако, некоторые отрицательные стороны для Российской Федерации также отмечаются.
Во-первых, взаимовыгодное сотрудничество, предполагаемое на этапе создания союза в 2015 году, не дает того положительного эффекта, так как, страны-участники во многом, опираясь на приоритеты получения собственной выгоды, не учитывают интересы направления развития своих партнеров. Во-вторых, стоит отметить факт неравномерного экономического развития среди членов союза. Выступая лидером экономического развития в рамках ЕАЭС, Российская Федерация значительно пострадала от внешних санкций стран запада, что также негативно сказалось в совокупности с мировым падением цен на нефть на мировом рынке.
Одна из наиболее значимых проблем для государства — то что принимаемые международные нормы и стандарты являются взаимовыгодными, но в тоже время несомненно ограничивает государство в свободе экономической политики по отношению к другим странам, а порой и затрагивают внутренне регулирование экономических процессов внутри государства.
В данном случае, как уже отмечалось ранее, некоторые международные договоры и соглашения не принимаются государством полностью. На сегодняшний день число таких подписанных, но не ратифицированных договоров, которые иногда именуются «гибридными» растет. В Российской Федерации правовую основу и порядок ратификации международных договоров устанавливает Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 года номер № 101-ФЗ [3].
Стоит отметить и то, что, защищая интересы государства на международном уровне, нельзя упустить из виду Стратегии национальной безопасности, одна из которых была утверждена указом Президента Российской Федерации со сроком действия до 2030 года [4].
В данном подзаконном нормативно-правовом акте определены основные угрозы и проблемы, связанные с интеграцией государства в мировую экономику, а также основные цели и задачи, стоящие перед Российской Федерацией.
В частности, как одной из проблем, в данном документе выделяется стремление иностранных развитых государств использовать свои преимущественные возможности в конкурентной борьбе на уровне мировой экономики, а также повышение конфликтного потенциала в зонах экономических границ. Все это в совокупности с вышесказанным позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, актуальной проблемой на сегодняшний момент остается давление западных государств на экономическую деятельность Российской Федерации посредством международных организаций, некоторых международно-правовых актов, недобросовестного ведения международной политики в сфере экономического развития и конкуренции на рынке.
Во-вторых, неравномерное распределение капитала, а также иностранного инвестирования, что вытесняет некоторые экономически менее активные регионы государства, при этом увеличивая их разрыв развития между собой.
В-третьих, незащищенность государства в вопросе регулирования цен на нефть в последние годы. Для Российской Федерации продажа нефти является критической статьей дохода в рамках экспорта, что не может не отражаться на инфляции в стране и курсе внутригосударственной валюты.
Все эти факторы вкупе с ухудшением всемирного положения влияют на экономический потенциал государства и его защищенность на международном экономическом поле. В условиях современных проблем, затрагивающих любое государство неизбежны дополнительные бюджетные траты со стороны государства на обеспечение безопасности общества, усиление мер медицинского контроля и повышения степени медицинской и правовой осознанности граждан.
Так, в контексте обстоятельств, существующих на сегодняшний день, замедлились процессы глобализации, ослабли торговые связи между странами, что привело к значительной нестабильности на мировом рынке. Необходимость государств отвечать на вызовы современности накладывает на правящие элиты дополнительные обязательства перед человечеством в целом и каждым гражданином в отдельности.
Литература:
- «О международном коммерческом арбитраже» [Электронный ресурс]: Закон от 07.07.1993 г. № 5338–1. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/doc/5338/
- «О международных договорах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Фед. закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7258/
- «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
- Волошенко К. Ю. Экономическая безопасность в границах экономической сложности // Регионология. 2021. № 2 (115). С. 401–426.
- Пахомов А. П., Баласанян М. В. Взаимоотношения Всемирной торговой организации (ВТО/ГАТТ) и России: от истории переговорного процесса о вступлении в организацию к возможным теоретическим последствиям членства в ВТО // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 1–7.