Интеллектуальная собственность и предпринимательская деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 17.07.2022

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Косумов, А. А. Интеллектуальная собственность и предпринимательская деятельность / А. А. Косумов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94039/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня на первый план выходят люди со своими навыками и умениями, создающие и созидающие, нежели углеводороды и другие природные блага. За последнее время интеллектуальная собственность стала играть немаловажную роль в жизни общества. Вывески на магазинах, прогрессивные средства связи в руках у людей, стриминговые платформы для просмотра любимых фильмов или сериалов, и всё это является результатами созидательной деятельности человека, которые получают правовую охрану от государства. Помимо этого, данные объекты являются и частью предпринимательской деятельности. Из этого можно сделать вывод, что интеллектуальная собственность стала неотъемлемым элементом бизнеса. Данный постулат не вызывает сомнений, а понимание вопросов правового регулирования объектов интеллектуальной деятельности является важным для грамотного ведения любого бизнеса.

Для начала разберёмся, что представляет собой интеллектуальная деятельность и её результаты. Итак, она представляет собой умственный творческий труд человека, который в дальнейшем воспроизводится в какой-либо материальный продукт, то есть в какое-либо благо, в социально-экономическую пользу. К таким результатам в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ (ред. от 11 июня 2022, с изм. от 16 июня 2022) (далее — ГК РФ) [1] относятся произведения науки, литературы и искусства; компьютерные программы (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы и т. д. Данные результаты именуются как объекты интеллектуальной собственности (далее — ОИС) [1].

По своей сути ОИС имеют нематериальный и идеальный характер. Например, изобретение — это идея, решение в какой-либо области, также и промышленный образец — идея придания какой-либо формы изделию или сооружению. Идея образуется «в голове» у автора, а в дальнейшем зачастую воплощается в реальную продукцию. Тем не менее такая идея получает правовую охрану если она нанесена на материальный носитель, то есть объективизирована. Таким образом она получает своё бытие и соответственно рыночную ценность.

Если раньше ОИС использовались лишь для продвижения бизнеса, то сегодня ситуация изменилась. Их начали рассматривать как актив, имеющий самостоятельную имущественную ценность. С развитием регулирования пришло и осознание того, что можно посредством ОИС не только вести бизнес, но и получать прибыль от непосредственного введения их в оборот.

По нашему мнению, необходимо выделить практически значимую классификацию объектов интеллектуальной деятельности в зависимости от их правового режима. Так, выделяют три вида объектов:

— объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели и промышленные образцы);

— объекты, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы, искусства, и иные);

— объекты, с помощью которых индивидуализируют субъектов предпринимательской деятельности, а также производимые или реализуемые ими товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (фирменные наименования, товарные знаки и др.).

Все они имеют единые признаки, но тем не менее обладают различным правовым режимом.

Патентное право направлено на охрану содержания результата интеллектуальной деятельности и в обороте они выступают в форме идеи. Воплощение идеи на материальном носителе означает участие данного объекта патентного права на рынке.

Вторая совокупность объектов рассматривается на рынке как материальный носитель, в котором выражена некая идея. При этом в рыночном обороте она может участвовать, если исключительные права на них принадлежат коммерческому юридическому лицу или лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.

В отношении третьей группы объектов, которые призваны индивидуализировать предприятие, товары, работы или услуги, следует сказать, что в качестве использования этих объектов интеллектуальной собственности необходимо рассматривать факт использования материального объекта, в котором реализована та или иная идея.

Для введения в оборот ОИС и получения прибыли они должны соответствовать критериям оборотоспособности, отчуждаемости и оцениваемости. Отсутствие хотя бы одного критерия, по нашему мнению, лишает возможности участвовать в обороте.

Оборотоспсобность означает законодательно закреплённую возможность перехода вещи от одного лица к другому в коммерческом обороте. Под отчуждаемостью объекта интеллектуальной собственности понимается возможность передачи исключительных прав на данный объект посредством использования юридических средств, например, заключения договора.

Оцениваемость ОИС отражает его реальную стоимостную оценку как товара. Данный критерий приобретает всё большее значение с увеличением внедрения ОИС в рыночный оборот. Налоговое законодательство регулирует определение стоимости объектов интеллектуальной деятельности, которые способны приносить экономические выгоды, если они используются в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд организации в течение длительного времени, и именует их «нематериальные активы» [2].

В некоторых случаях необходимо прибегать к оценке исключительных прав. Из рекомендации по интеллектуальной собственности Международной торговой палаты следует, что «стоимость интеллектуальных активов невозможно определить без надлежащего юридического анализа. Такие исследования предоставляют более достоверную информацию о финансовой ценности интеллектуальной собственности» [3].

Из сказанного становится ясным о роли интеллектуальной собственности в предпринимательской деятельности, в которой происходят процессы по производству и реализации продукции, осуществлению услуг и т. д. ОИС могут быть непосредственно вовлечены во все данные процессы и быть результатами работ или услуг, помогать в производстве или реализации товаров, быть данными товарами. Они помогают бизнесу существовать и быть в нём конкурентноспособным.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 16.06.2022) // СЗ РФ. 2006. № 52(часть 1). Ст. 5496.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
  3. Рекомендации ICC по интеллектуальной собственности. Обзор актуальных вопросов для предпринимателей и органов власти. Вып. № 13.2017. Разд. A-III.
  4. Губин Е. П. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е. П. Губин, П. Г. Лахно — 3-е изд., пер. и доп. — Москва: Юр.Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 992 с.
  5. Баттахов П. П. Взаимосвязь предпринимательской деятельности с объектами интеллектуальной собственности // Северо-Кавказский юридический вестник, 2013, № 1. С. 60–63.
Основные термины (генерируются автоматически): интеллектуальная собственность, интеллектуальная деятельность, материальный носитель, предпринимательская деятельность, правовая охрана, рыночный оборот.


Задать вопрос