Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 17.07.2022

Статья просмотрена: 796 раз

Библиографическое описание:

Марков, А. Ю. Профилактика плоскостопия у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи / А. Ю. Марков, А. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94042/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье авторы указывают на трудности, которые возникают у ребёнка с плоскостопием, отмечают важность систематичности и своевременности проведения работы по предупреждению его возникновения, описывают примерную, комплексную, рекомендуемую работу по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: плоскостопие, ребёнок дошкольного возраста, семья, дошкольная образовательная организация, профилактика.

Плоскостопие является преобразованием, деформацией соотношений костей свода стопы, которые перестают отвечать своей правильной анатомичности, что вследствие нарушает биомеханику ходьбы. У детей с плоскостопием быстро устают, начинают ныть и отекать ноги при длительной ходьбе. Плоскостопие доставляет ребёнку трудности, дискомфорт, искажает его походку, а также меняет осанку. Плоскостопие провоцирует снижение двигательной активности, мешает заниматься такими видами спорта как художественная гимнастика, фигурное катание, если у ребёнка есть желание, предрасположенность и способности. Из-за плоскостопия также быстро приходит в негодность обувь.

К сожалению, в настоящее время число детей с плоскостопием только продолжает расти. Влияет на это множество факторов, среди которых как наследственность (рахит, перенесённый полиомиелит), лишний вес ребёнка, увеличивающий нагрузку на стопу ребёнка, так и неподходящая обувь с неправильно подобранным размером, а также слабо гнущейся подошвой, длительная ходьба без отдыха. Влияет на возникновение плоскостопия также наличие переломов костей, которые образуют стопу, заболевания, связанные с мышечным тонусом.

Данный дефект стопы не даёт ребёнку полноценно реализовать свою потребность в постоянном движении, ему трудно даются те действия, которые предполагают статическое напряжение и нагрузку, участие в ходьбе или беге. Перечисленные факторы не могут положительно сказываться на общем физическом развитии дошкольника. Поэтому профилактика плоскостопия должна обязательно проводиться как в дошкольной образовательной организации, так и в условиях семейного воспитания, образуя единую систему [3].

Именно дошкольный возраст является тем возрастом, когда ещё можно исправить данное искажение стопы, ведь именно в этом возрасте активно растёт и развивается опорно-двигательная система, многое можно исправить, если вовремя обнаружить развитие плоскостопия. Таким образом, очень важно обеспечить дошкольнику условия, которые благоприятствовали бы правильному развитию свода стопы.

Проводить профилактику плоскостопия следует на основе использования таких средств физического воспитания, как гигиенические факторы и физические упражнения. К гигиеническим факторам относится правильный подбор обуви, соответствующий размеру ноги ребёнка, к физическим упражнениям — комплексы, которые способствуют формированию сводов стопы, а также укреплению мышц стопы и голени [4].

Работа по профилактике плоскостопия начинается в детском саду, ведь большую часть времени ребёнок проводит именно там, а продолжается и поддерживается в условиях дома. Таким образом, систематически и целенаправленно необходимо выполнять следующие мероприятия:

— следить за осанкой ребёнка, приучать его самостоятельно следить за ней, держать прямо голову и корпус, тем самым формируя и закрепляя у ребёнка навык правильной ходьбы [1];

— обращать внимание ребёнка на то, что не следует разводить широко носки ног при выполнении ходьбы;

— выполнять на постоянной основе ежедневную гимнастику, делать массаж стоп [2];

— заниматься спортом с ребёнком и показывать его важность в жизни каждого человека собственным примером;

— приобщать ребёнка к участию в закаливающих мероприятиях (ходить босиком по неровной почве в тёплое время года, по гальке, рыхлому песку, траве), что способствует укреплению суставов, связок и мышц, а также стимулирует активные зоны и точки на стопе; обеспечивать обливание ног холодной водой [4];

— использовать различные массажные коврики, которые могут быть выполнены своими руками (коврики из крышечек из-под детских соков или пюре, из мешочков с песком, ракушек, шнурков, гладких камушков, из мешочков с различными крупами, с использованием ореховой скорлупы, предметов с ребристыми поверхностями); интересно будет организовывать в стенах детского сада различные конкурсы на лучший массажный коврик или проводить мастер-классы для родителей, где педагоги могут обмениваться своим опытом;

— приобщать ребёнка к участию в занятиях по физической культуре, объяснять, почему важно, нужно и полезно ей заниматься;

— проводить систематическую диагностику физического состояния ребёнка, а также состояния его опорно-двигательного аппарата;

— на регулярной основе посещать врача-ортопеда;

— на основе диагностики проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком, требующим внимания;

— поддерживать оптимальный двигательный режим, контролировать дозировку физических упражнений в жизни ребёнка, ходьбы и бега, участия в подвижных играх, поскольку слишком большое их количество также негативно может сказаться на физическом здоровье ребёнка;

— приобщение ребёнка к лечебной ходьбе, когда ребёнок передвигается, перекатываясь с пятки на носок;

— выполнять приседания без отрыва пяток от пола;

— стоять как на внешней стороне стопы, так и внутренней, попеременно меняя эти положения;

— использовать различные подвижные игры, которые будут вносить разнообразие в гимнастику, которая может быстро надоесть дошкольнику, а также использовать различные литературные приёмы (сопровождение показа упражнений детскими стихотворениями и потешками), музыкальное сопровождение;

— обеспечить доступ ребёнка к спортивному инвентарю, который будет способствовать развитию и укреплению мышц стопы и голени (это различные мячи, обручи, гимнастические палки и массажные коврики, наклонные и ребристые доски, гимнастическая стенка), а также научить ребёнка с ними верно обращаться с целью укрепления его физического здоровья;

— подбирать ребёнку правильную обувь (соответствующий ноге размер; плотное обхватывание ноги с боков; отсутствие ощущения сдавливаемости стоп; упругая стелька и крепкий задник; устойчивость; наличие лёгкого, небольшого каблука; толстая и мягкая подошва; амортизация, достигаемая за счёт резиновой решётки внутри толстой подошвы; дышащий, натуральный материал, из которого сделана обувь; важно, чтобы обувь не была короткой и узкой, это негативно сказывается на свободе выполнения движений, что влияет на подвижность пальцев, процессы потоотделения и кровообращения; не допускать, чтобы ребёнок ходил в сильно стоптанной и разношенной обуви) [5];

— воспитателям обращать внимание родителей на важность правильно подобранной обуви, в которой ребёнок занимается на занятиях по физической культуре, ходит по улице, в помещении.

Таким образом, без преувеличения, гораздо проще предупредить возникновение плоскостопия, нежели попытаться его исправить. Поэтому взрослым, как педагогам, так и членам семьи ребёнка, необходимо обращать внимание на правильное развитие стоп ребёнка. А в игровой, увлекательной форме ребёнку проще, увлекательнее и интереснее будет участвовать в соответствующих мероприятиях, которые несомненно принесут ему пользу, предупредят возникновение плоскостопия.

Литература:

  1. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия, упражнения /авт.-сост. Анисимова Т. Г., Ульянова С. А.; под редакцией Ерёминой Р. А. — Волгоград: Учитель, 2011. — 146 с.
  2. Милюкова И. В., Евдокимова Т. А. «Полная энциклопедия лечебной гимнастики». — М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 512с.
  3. Селиверстов В. И. Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании / В. И. Селиверстов // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 12. — С. 2–6.
  4. Сергеев И. Профилактика плоскостопия // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 6. — 58–60 с.
  5. Шарманова С. Б., Федоров А. И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебное пос. / С. Б. Шарманова, А. И. Федоров. — Челябинск: Урал ГАФК, 2009. — 112с.
Основные термины (генерируются автоматически): профилактика плоскостопия, возникновение плоскостопия, дошкольный возраст, плоскостопие, детский сад, длительная ходьба, дошкольная образовательная организация, укрепление мышц стопы, физическая культура.


Похожие статьи

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Похожие статьи

Арт-терапия как метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство ...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...

Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассматриваются актуальный вопрос реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольной образовательной организации. направленный на преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста. Теоретический анализ позволяет автору обо...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами арт-терапии

В статье представлены примеры арт-терапевтических упражнений, способствующих снятию излишнего психоэмоционального напряжения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Задать вопрос