В статье автор пытается определить влияние процесса автоматизации на сферу трудовых правоотношений и сферу кадрового делопроизводства на примере введения с 1 января 2020 года электронных трудовых книжек.
Ключевые слова: трудовые правоотношения, электронная трудовая книжка, автоматизация, безбумажное делопроизводство.
В двадцать первом веке можно увидеть постепенный переход бумажных документов в цифровой формат. Происходит это в разных отраслях деятельности, объясняется удобством и быстротой использования. Трудовая сфера не стала исключением, и с 1 января 2020 года в России ввели электронную трудовую книжку. Всем известно, что трудовая книжка — это официальный и персональный документ, принадлежащий гражданину и подтверждающий его трудоустройство и стаж работы. Электронная трудовая книжка — это тот же самый документ, отличающийся от привычной трудовой книжки реализацией в цифровом формате. Переход на электронный формат трудовой книжки осуществляется на добровольной основе, при желании работника все записи будут дублироваться в бумажную трудовую книжку. Однако большинство работодателей уже сейчас говорят о пользе полного перехода на электронную трудовую книжку, поэтому стоит рассмотреть положительные и отрицательные стороны данного нововведения.
Для начала стоит рассмотреть плюсы электронной трудовой книжки.
Во-первых, работник теперь может ознакомиться со всеми сведениями, которые работодатель внёс в его трудовую книжку. Если раньше трудовая книжка хранилась у работодателя, и работник не мог в любое время перепроверить сведения, внесенные в нее, то теперь благодаря электронной книжке все работники будут обеспечены доступом к своим личным данным. Они смогут ознакомиться со всей информацией о трудовой деятельности, которую работодатель вносит в трудовую книжку. Например, работники смогут проверить правильность написания имени, фамилии и отчества, удостовериться, что должность, специальность и квалификация, которую они занимают, соответствует записи в трудовой книжке, а также сверить даты приема и перевода на работу и увольнения с работы. Всё это пригодится работникам в будущем при устройстве на другую работу или при выходе на пенсию.
Во-вторых, электронная трудовая книжка несет определенную пользу и для работодателей. Сотрудникам кадровой службы больше не придется хранить у себя десятки трудовых книжек, делать выписки для работников. Теперь предоставить сведения о трудоустройстве работника можно будет в электронном формате через органы Пенсионного Фонда России. Не стоит забывать и о том, что бумажная трудовая книжка может потеряться или будет повреждена под воздействием внешних факторов. Поскольку новая трудовая книжка будет храниться в электронном формате, риск утраты сведений о трудовой деятельности работника значительно уменьшится.
В-третьих, стоит отметить, что одним из главных плюсов для работника является возможность в любое удобное для него время получить выписку из своей электронной трудовой книжки. Выписка выдается на официальном сайте портала Госуслуги.рф по форме СТД-ПФР и подписывается электронной подписью сотрудника ПФР. Данная выписка будет иметь юридическую силу. При необходимости работнику также могут сделать официальную бумажную выписку из электронной трудовой книжки в отделах ПФР или МФЦ.
В-четвертых, для трудоустройства на работу, предполагающую дистанционный формат, теперь достаточно будет отправить работодателю выписку СТД-ПФР для подтверждения стажа работы. Особенно актуально это было во время пандемии COVID-19, когда многие компании переходили на удаленную работу и переводили большинство своих работников на дистанционный формат работы.
Теперь необходимо рассмотреть минусы электронной трудовой книжки. Во-первых, одним из главных недостатков является отсутствие информации о трудовом стаже работника до 2020 года. Поскольку переход на электронную трудовую книжку осуществляется с 1 января 2020 года, данные о трудоустройстве работника до этой даты продолжают храниться в бумажной трудовой книжке. Это означает, что работнику придется хранить бумажную книжку у себя дома для подтверждения стажа работы перед работодателем, государственными органами или иными организациями.
Во-вторых, в электронной трудовой книжке отсутствует раздел «Сведения о награждениях». Это является существенным минусом не только для работников, но и для работодателей. Для того чтобы подтвердить наличие награждений за период работы, работникам теперь необходимо будет предоставлять сертификаты и благодарности вместо выписки из трудовой книжки, а сотрудникам кадровой службы придется делать выписки из приказов о награждении.
В-третьих, все еще существует риск утраты или кражи данных электронной трудовой книжки. Поскольку всегда есть вероятность взлома базы данных ПФР и утечки информации о личных сведениях работников, некоторые работодатели и работники по-прежнему заявляют о своем недоверии к электронным трудовым книжкам и нежелании отходить от привычного формата работы с бумажными книжками.
Проанализировав все основные плюсы и минусы, можно с уверенностью заявить, что введение электронной трудовой книжки — это еще один шаг в будущее, в котором будет реализована концепция «безбумажного делопроизводства». Со временем все недостатки и неточности, существующие на данный момент в электронной трудовой книжке, будут корректироваться, и тогда данное нововведение станет полноценной неотъемлемой частью трудовой деятельности.
Литература:
- Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» от 16.12.2019 N 439-ФЗ (последняя редакция); принят Государственной Думой 03.12.2019; одобрен Советом Федерации 11.12.2019. Текст электронный. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_340241/ (дата обращения: 02.07.2022).
- Официальный портал государственных услуг Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 10.07.2022).
- Официальный сайт Пенсионного Фонда России // Электронный ресурс. Режим доступа: https://pfr.gov.ru/ (дата обращения: 10.07.2022).