Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 18.07.2022

Статья просмотрена: 265 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Ю. Ю. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности / Ю. Ю. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94057/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются особенности эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности.

Ключевые слова : эмоциональная устойчивость, профессиональное выгорание, профессиональная деятельность.

В современном мире проблема профессионального выгорания личности является одной из актуальнейших, так как большое количество профессий требует от человека ежедневного преодоления стрессовых ситуаций, психоэмоциональных перегрузок, высокого уровня ответственности. Воздействие перечисленных факторов зачастую вызывает ощущение неудовлетворенности результатами своей профессиональной деятельности, накопление усталости, потерю значимости профессии, заниженную самооценку, что в конечном итоге приводит к истощению и профессиональному выгоранию.

В психологической науке существует термин «эмоциональное выгорание», непосредственно связанный с профессиональным выгоранием личности, возникающим под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов. Внешние факторы представляют собой напряженную психоэмоциональную деятельность, повышенную ответственность за результат профессиональной деятельности, неблагоприятный психологический климат в рабочем пространстве. К внутренним факторам относят склонность к эмоциональной ригидности, низкий уровень мотивации к профессии, низкий уровень эмоциональной устойчивости.

Рассмотрим фактор эмоциональной устойчивости более подробно. Зачастую эмоции являются вторичными приспособительными явлениями, что напрямую связано с физиологическими изменениями в организме человека. В случае блокировки физиологических явлений происходит сохранение эмоциональных переживаний. В таламической теории эмоций и чувств существует гипотеза о том, что все вегетативные изменения, мышечные реакции организма представляют собой следствие переживания тех или иных эмоций.

Современный высокий ритм жизни способствует повышению уровня психологического и эмоционального напряжения личности, что в подавляющем большинстве случаев может привести к таким психическим проявлениям, как повышенная тревожность, неуверенность в своих возможностях, раздражительность, агрессия, и т. д. Все перечисленные выше факторы негативно сказываются на здоровье человека и на его профессиональной деятельности. Далее, в современном мире условиях высокие требования к энергетическим ресурсам личности предъявляют сложные жизненные трудности, различные кризисы, тревожность, стрессовые ситуации, конфликты. В связи с этим у отечественных и зарубежных психологов возникает интерес к исследованию эмоциональной устойчивости личности, специфики её влияния на эмоциональное состояние человека, его профессиональную деятельность.

Следовательно, современная ситуация в мире отличается высокими требованиями к эмоциональным ресурсам специалистов в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, возникает необходимость в изучении и развитии эмоциональной устойчивости. Исследованием особенностей эмоциональной устойчивости человека, эмоциональной регуляции, а также проблемой их развития занимались многие психологи, такие как Л. М. Аболин, Г. У. Солдатова, В. Л. Марищук, Д. В. Иванов, и др.

В современной психологической науке существует множество определений эмоциональной устойчивости. Но многие из них имеют различные особенности. Некоторые авторы под эмоциональной устойчивостью понимают устойчивость личности к эмоциогенным факторам, другие — устойчивость эмоций, то есть эмоциональную стабильность внутренних состояний, отсутствие частой смены настроений. А. В. Дорин считал, что эмоциональная устойчивость является важным компонентом развития личности и включает в себя оптимальный уровень тревожности, проявление волевых качеств, саморегуляцию внутренних состояний [2]. Эмоциональная устойчивость способствует эффективному преодолению трудностей, в особенности — в экстремальных условиях.

Л. М. Аболин под эмоциональной устойчивостью понимал постоянство деятельности, которая осуществляется в критических ситуациях, при этом способная приносить результаты [1]. Но выдвинутая им позиция была несовершенной, так как в этом определении не затрагивались эмоциональные явления. Тогда Л. М. Аболин уточнил и расширил данное определение, отмечая, что эмоциональная устойчивость является тождеством различных эмоциональных компонентов, направленных на достижение поставленной цели. Итак, эмоциональная устойчивость — это свойство, которое характеризует человека в процессе выполнения сложной деятельности, при этом отдельные характеристики эмоциональной сферы, слаженно работают, способствуя достижению поставленной цели. Из этого следует, что эмоциональная устойчивость — это многофункциональная система, регулирующая эмоциональные реакции при выполнении продуктивной деятельности.

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко считали, что эмоциональная устойчивость представляет собой качество личности и ее внутреннее психическое состояние, которое обеспечивает адекватные реакции в сложных стрессовых ситуациях [3]. По мнению авторов, предпосылки эмоциональной устойчивости кроются в психическом развитии, суть эмоциональной сферы, чувствах, внутренних переживаниях. Данный подход позволяет установить диалектическую связь между устойчивостью эмоций и потребностями, мотивами, волевыми качествами, подготовленностью, информированностью и готовностью личности к выполнению задач.

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко отметили, что эмоциональная устойчивость — это системное свойство личности [3]. Так как это свойство психики, очень важно определить какую роль и место будет в нем занимать собственно эмоциональный компонент. Иначе эмоциональная устойчивость будет отождествляться с волевой и психической устойчивостью, которые, в свою очередь, также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие результативность деятельности, достижение поставленной цели в сложной чрезвычайной ситуации. Нельзя не учитывать тот факт, что продуктивность деятельности зависит не только от способности управлять своими эмоциями, но и от многих личностными качеств и от жизненного опыта человека.

Аффективная сфера или эмоциональная сфера психики понимается как совокупность психических процессов. В ходе становления научного знания отношение к сфере эмоций было противоречивым. На данный момент проблема изучения эмоциональной сферы человека остается актуальной, это показывает отсутствие единой терминологии. Сущность и структура эмоциональных процессов меняются по мере развития общества, психологические знания накапливаются, переосмысляются и расширяются. В работах Б. Спиноза прослеживается преимущество интеллектуальной сферы над эмоциональной, идеи внутренних состояний организма человека. Также его современниками были отражены слабые стороны эмоциональной сферы. Сам автор под аффектами понимал некое внутреннее состояние человека, которое влияет на работоспособность организма, подталкивает человека к действию либо наоборот, ограничивает в действии.

Эмоциональная устойчивость, по мнению И. П. Ильина является свойством, по смыслу противоположным тревожности или невротизму; средство, оказывающее психическое сопротивление сильным стрессогенным ситуациям [4]. Л. М. Аболин считал, что эмоциональная устойчивость — это управление своими эмоциями, главная характеристика этой способности заключается в поддержании низкого уровня эмоционального возбуждения, чтобы не разрушить структуру деятельности [1]. Психические состояния — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Таким образом, мы проанализировали понятия эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания личности и сделали следующие выводы. Одним из факторов, способствующих развитию профессионального выгорания, является низкий уровень эмоциональной устойчивости.

Литература:

  1. Аболин Методическая особенность формирующего эксперимента, направленного на повышение эмоциональной устойчивости спортсменов / Л. М. Аболин, Р. И. Спектор // Психология спортивной деятельности / Аболин, М. Л. — 2. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та,, 2005. — 210 c. — Текст: непосредственный.
  2. Дорин А. В. Повышение эмоциональной устойчивости юных боксеров в спортивной деятельности: специальность 13.00.04 ««Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дорин, А. В. — Челябинск, 2009. — 21 с.; Уральский государственный университет физической культуры. — Челябинск, 2009. — 21 c. — Текст: непосредственный.
  3. Дьяченко О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / Дьяченко, И. М, В. А. Пономаренко. // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 106–113. — Текст: непосредственный
  4. Ильин Мотивация и мотивы / Ильин, П. Е. — 1. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 512 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная устойчивость, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание личности, поставленная цель, профессиональное выгорание, эмоциональная сфера, ситуация, современный мир, устойчивость эмоций.


Похожие статьи

Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД

Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. В статье представлены результаты психологической диагностики и исследования взаимосвязи стрессоустойчивости ...

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения

В статье описываются факторы, способствующие успешности педагога в своей профессиональной деятельности; объясняется важность мотивации и заинтересованности работника; определяются предпосылки и последствия синдрома профессионального выгорания специал...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Профессиональное выгорание юристов

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью у практикующих юристов и адвокатов.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Похожие статьи

Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД

Данная статья посвящена проблеме взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального интеллекта с профессиональным выгоранием у сотрудников МВД. В статье представлены результаты психологической диагностики и исследования взаимосвязи стрессоустойчивости ...

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС с разной степенью психологического благополучия

В статье рассматривается определение, структура и характеристики эмоциональной компетентности, а также соотношение понятием эмоциональный интеллект. Также в статье представлены результаты исследования взаимосвязи между психологическим благополучием и...

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения

В статье описываются факторы, способствующие успешности педагога в своей профессиональной деятельности; объясняется важность мотивации и заинтересованности работника; определяются предпосылки и последствия синдрома профессионального выгорания специал...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Профессиональное выгорание юристов

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью у практикующих юристов и адвокатов.

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Задать вопрос