В статье автор пытается определить слабые стороны, риски внедрения и перспективы применения искусственного интеллекта (ИИ) в градоустройстве с опорой на отечественный опыт.
Ключевые слова: градоустройство, «умный город», искусственный интеллект (ИИ).
Градоустройство на сегодняшний день развивается в связи с концепцией «умного города», которая является основным этапом цифровой экономики. Основой данной концепции является широкое внедрение цифровых технологий в процессы городской инфраструктуры — начиная с контроля транспортных магистралей, городских коммуникаций, таких как водоснабжение и электроснабжение, заканчивая системами безопасности частной собственности [8].
Понятие «умный город» становится все более актуальным, и ввиду того, что каждый регион, каждая страна определяют его по-разному, выделим что лежит в его основе. В основе «умного города» лежат цифровые технологии, в частности Интернет вещей, большие данные, облачные вычисления, радиочастотные метки (RFID), контент для дополненной реальности и т. д. Они являются ключевыми инструментами, которые заложены в развитие программы «50 умных городов России» [6].
Информационная инфраструктура умного города представляет собой сложный набор систем, который разделен на еще большее количество подсистем, отвечающих за управление основными коммуникациями жизни города. Это огромные информационные фермы, которые обрабатывают данные в больших количествах, поступающие с различных устройств и датчиков.
Полученные данные обрабатываются, анализируются и передаются на сервер для хранения, в будущем способствуя развитию определенных подсистем, отвечающих за мониторинг комфорта жителей.
Рассмотрим какие слабые стороны и угрозы применения ИИ в градоустройстве (создании «умного города») существуют, а также сдерживающие факторы цифровизации градоустройства. К слабым сторонам относятся:
- Удорожание строительства городов;
- Недостаток квалифицированных кадров;
- Недостаток дополнительных финансовых средств для обслуживания цифровой системы.
К непосредственным угрозам можно отнести:
- Рост сметной стоимости строительства городов;
- Дефицит квалифицированных специалистов;
- Необходимость дополнительных финансовых средств для работы сервисов цифровой системы;
- Взлом системы «умного города»;
- Информационная перегрузка сети;
- Утечка конфиденциальных данных;
- Развитие цифровой преступности;
- Единовременный сбой всех общественных услуг;
- Дискриминация потребления общественных благ при использовании умных технологий.
При исследовании существующей программы цифровой трансформации городов выделяют основные сдерживающие факторы цифровой трансформации [4; 5; 7]:
- Недостаток развития цифровой культуры, в частности цифрового мировоззрения, у персонала (не все люди умеют использовать его в равной мере);
- Дефицит ресурсов на капитальный ремонт инфраструктуры в силу ограниченности бюджетов муниципальных образований (переход в режим текущего ремонта);
- Зависимость обеспеченности умных городских технологий от бюджета (более всего обеспечены Москва и Санкт-Петербург);
- Неритмичность распределения человеческих ресурсов;
- Неравномерность распределения технологической базы и цифровых каналов среди городов [1; 3; 4].
Наряду с этим, применение ИИ в градоустройстве имеет перспективы: если устранить сдерживающие факторы, и, если опираться на уже существующий опыт.
Так, уже сегодня в Перми ИИ используется для регулирования работы электротранспорта.
Это тестовая технология для создания приоритета движению общественному транспорту. Умный светофор идентифицирует расстояние от трамвая до перекрестка и подстраивает время переключения сигнала с целью проезда трамвая без остановки. Дальнейшее развитие системы «умный светофор» будет направлено на распознавание движения автомобилей. Так эффективность перекрестков увеличится в разы. Система будет распознавать проблемные заторы на дорогах и подстраивать сигналы светофора таким образом, чтобы каждый из водителей и пешеходов смог максимально быстро добраться до нужного пункта назначения [2].
В Уфе ИИ применяется для обеспечения функционирования кварталов Smart Grid [7]. Интеллектуальные сети энергоснабжения способствуют распознаванию повреждений в электронной схеме. Это происходит с помощью оперативного обмена информацией между устройствами. При аварийной ситуации программа формирует альтернативы, другие способы обеспечения электроэнергией, что способствует быстрому восстановлению системы. Эта технология позволяет автоматически рассчитать статьи расходов, формируя бюджет на техническое управление сетей.
Исходя из анализа, можно заключить: перспективы применения ИИ в градоустройстве сегодня существуют, но практическое применение затрудняется радом сдерживающих факторов — от цифровой малограмотности работников до недостаточного финансирования.
Литература:
- Secure, sustainable smart cities and the IoT. Thales [Электронный ресурс]. — URL: https://www.thalesgroup. com/en/markets/digital-identity-and-security/iot/inspired/smartcities (дата обращения: 09.07.2022).
- В Перми тестируют «умный» светофор для ускорения движения трамваев [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/gallery/4781053 (дата обращения: 09.07.2022).
- Вотцель Дж., Кузнецова Е. Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан? // Mckinsey Center for Government. — 2018. — № 6 (июль). — С. 66.
- Колодий Н. А., Иванова В. С., Гончарова Н. А. Умный город: особенности концепции, специфика адаптации к российским реалиям // Социологический журнал. — 2020. — № 2. — С. 102–123.
- Кузьмина А. С., Липецкая М. С., Римских Е. А., Рожкова Е. С., Трунова Н. А., Санатов Д. В., Кузнецова Н. Г., Курьянов Е. Е., Соболев С. С. Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах. — М.: Центр стратегических разработок северо-запад, 2018. — 176 с.
- Пахомов Е. В. Цифровые технологии умного города // ИВД. — 2017. — № 3 (46). — С. 11.
- Умные города: европейский опыт и российские реалии // IOT.RU [Электронный ресурс]. — URL: https://iot.ru/ energetika/umnye_goroda_evropejskij_opyt_i_rossijskie_realii (дата обращения: 09.07.2022).
- Шапиро Д. Основы технологии виртуальной реальности. — М., 2013. — 268 с.