Восприятие образа женщины в медиасреде: влияние фейковых новостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 22.07.2022

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, Е. И. Восприятие образа женщины в медиасреде: влияние фейковых новостей / Е. И. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 101-108. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94090/ (дата обращения: 04.12.2024).



В статье автор рассматривает объединение двух аспектов — фейковые новости и то, как они могут формировать женский образ в медиасреде, что является попыткой дискурс-анализа фейковых новостей о женщинах для формирования конкретных сложившихся медиаобразов и тем, которые с ними связаны.

Ключевые слова: медиасреда, фейковые новости, восприятие образа женщины.

С каждым годомнасыщенность информацией в медиасреде возрастает. Особенно это касается интернет-среды, где существует проблема проверки информации. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена развивающимся «аппаратом» фейковых новостей («fakenews») в медиасреде и его влиянии на аудиторию. Особенно актуальным является вопрос того, как воспринимаются женщины в медиапространстве и как фальшивые новости влияют на формирование этого. Образ женщины — также очень актуальная тема, ведь с каждым годом все большее количество людей добивается развенчания стереотипов касательно маскулинных и феминных образов и ролей. Ранее работы на другие темы подобного характера рассматривали, например, какой образ женщины создается в сети в целом, какие факторы на это влияют, как сами женщины меняют отношение к себе и так далее. Также существуют работы о влиянии фейковых новостей и пропаганды на современное общество и его взгляды. Новизна работы состоит в том, чтобы объединить два вышеуказанных аспекта: фейковые новости и то, как они могут формировать женский образ в медиасреде. Объектом исследования являются современные онлайн-СМИ, сайты, форумы, социальные сети и источники в Интернете, где есть fakenews, в качестве предмета исследования выступают фальшивые новости о женщинах, представленные в медиасреде. Исследовательский вопрос — каким образом фейковые новости конструируют образ женщины в медиасреде? Все вышесказанное определяет цели исследования: определение того, как фейковые новости формируют понимание о женщине в Интернете; анализ ряда фейковых публикаций, где так или иначе упоминаются женщины, формирование перечня образов женщин, которые складываются в медиапространстве под влиянием fakenews; проведение дискурс-анализа с использованием феминистских теорий для категоризации того или иного образа женщины; на основе вышеперечисленных факторов формулирование выводов о том, какие основные медиаобразы женщины представлены в медиасреде. Цели были реализованы через следующие задачи:

  1. Дать определение термину «фейковые новости»;
  2. Описать, какие типы фейковых новостей существуют;
  3. Разобраться, какие принципы новостей нарушают fakenews;
  4. Определить значение термина «феминизм» и рассмотреть его историю.
  5. Разобраться в типологии феминистского дискурса;
  6. Охарактеризовать фальшивость каждой новости с помощью классификации фейков;
  7. Применить рассмотренный дискурс в дискурс-анализе фейковых новостей о женщинах;
  8. Сформировать конкретные сложившиеся медиаобразы и темы, которые с ними связаны;
  9. Выявить, на основании каких типов дискурса сформировались медиаобразы под воздействием фальшивых новостей.

Эмпирическая база исследования: дискурс-анализ статей, публикаций СМИ, сайтов и социальных сетей, где представлены фейковые новости касательно женщин; теоретическая база: исследования, публикации и литература по теме.

В рамках исследования была выдвинута следующая гипотеза:фейковые новости придают образу женщин в медиасреде скорее негативную коннотацию. Часто fakenews феминной направленности содержат принижающую женщин и подчеркивающую превосходство мужчин информацию.

Далее перейдем непосредственно к одной из основных тем исследования — понятию «fake news » . Медиолог Нолан Хигдон определил фейковые (ложные или фальшивые) новости как «ложный или вводящий в заблуждение контент, представленный как новости и передаваемый в форматах, охватывающих устную, письменную, печатную, электронную и цифровую коммуникацию» [1]. Фальшивую новость также можно определить как новость, которая «полностью составлена и сфабрикована для обмана читателя, с целью увеличения трафика и прибыли» [2]. Фейковые новости следует отличать от сатирических, в которых используется преувеличение и вымышленные элементы, но которые предназначены для развлечения читателей или привлечения внимания аудитории к той или иной проблеме.

Сфабрикованные, ложные новости (то есть фейки) также считаются информационным продуктом. Однако в их структуре правдивая информация дается либо частично, либо полностью опускается. Часто целью фейковых новостей является либо нанесение ущерба репутации физического или юридического лица, либо заработок за счет доходов от рекламы, либо все вместе [3]. Все же, у термина «fakenews» нет фиксированного определения, и он применяется в более широком смысле для включения любого типа ложной информации, в том числе непреднамеренных и бессознательных механизмов. В 21 веке как влияние fakenews, так и использование этого термина стали еще более распространенными [4]. Безусловно, на это повлияла возрастающая доступность Интернета. В настоящее время новая информация и новости публикуются с огромной скоростью, причем часто без предварительной проверки, а доступ к этой информации есть практически у каждого подключившегося к Сети [5]. В этом и заключается главная проблема современности касательно фальшивых новостей — сейчас людям доступен настолько большой поток информации, что они просто не способны распознать, насколько правдива та или иная новость. Fakenews, конкурируя с реальными новостями, способны даже снизить их влияние на общественность, что обусловлено вирусным распространением новостей пользователями социальных сетей, которые подпитывают фальшивые новости, делая якобы сенсационные истории «трендом» [6].

Существует большое количество того, какие типы ложных новостей можно выделить, однако мы остановимся на двух наиболее понятных классификациях. Во-первых, можно выделить 4 вида фейков по степени искажения информации [7]:

  1. Абсолютная ложь. Часто используется для сообщения об опасности или о чьей-либо гибели. К примеру, новость о том, что правительство Исландии приняло постановление о выдаче по 5000 евро каждому эмигранту, который женится на местной девушке [8] (новость не про гибель, но тоже фейк).
  2. Частичная ложь. Используется в сообщении с правдивой в целом информацией.
  3. Искажение представляемой информации. Применяется в описании реальных событий (факты не искажаются), но с чрезмерно субъективной оценкой. Например, это может аудио- или видеозапись, фотоснимок, вырванная из текста цитата или часть события, дающая конкретное представление.
  4. Сокрытие информации. Иногда фейк создается не наличием ложной, а отсутствием истинной информации. Например, в тексте не представлены факты, противоположные идее публикации.

Во-вторых, все фальшивые новости можно разделить еще на 5 типов [9].

Первый тип называется «пропорциональность проверенной и непроверенной информации». Он коррелирует с классификацией фейковых новостей, которую мы представили выше и делится еще на три подтипа: «новость, состоящая из лжи от начала до конца», «проверенная фейковая новость, содержащая в себе ложную информацию» и «искаженная новость, которая основана на реально произошедшем событии».

Второй тип — это фейки, основанные на месте и времени произошедшего события. Можно также разделить их на два вида: новости, похожие на правдивую информацию, но место и время произошедшего события не верное, и новости, в которых события, произошедшие в конкретном месте, указывают на другую локацию.

Третьим типом можно назвать ложные сведения о лицах, указанных в новости. Следует привести пример: ссылка, размещенная в новостях, указывает на фальшивый аккаунт знаменитости. Еще можно выделить новости, в которых второстепенный участник события показывается в качестве основного и новости, основанные на непроверенных показаниях человека, который якобы был свидетелем произошедшего. Например, якобы свидетель пожара в торговом центре «Зимняя вишня» [10] в 2018 году сообщил СМИ о количестве жертв, однако и источник, и информация оказались фейковыми.

Fakenews также можно различать исходя из целей создания и распространения — это четвертый тип. Существует множество целей для распространения и создания фальшивых новостей [11], кратко рассмотрим некоторые из них:

— Создание и распространение новости с целью развлечения потребителей. Существуют специальные медиапроекты и информационные ресурсы ([12], [13], [14] и т. д.), которые занимаются производством фейковых новостей;

— Новости, которые создаются и распространяются с целью достижения политического преимущества: к примеру, чтобы дискредитировать и обесчестить политических конкурентов (в том числе в ходе избирательной кампании);

— Новости, предназначенные для дискриминации определенных групп граждан по признаку их происхождения, места жительства, языка, расы, пола, религии и так далее;

— Новости, создаваемые и распространяемые с целью повышения Интернет-трафика;

— Новости, которые создаются и распространятся с целью мошеннического получения прибыли. Самым ярким примером являются фейки, которые призывают собирать средства на лечение тяжелобольных детей. Однако в большинстве случаев информация о болезни не подтверждается;

— Новости, существующие для того, чтобы украсть или как-либо повредить данные, хранящиеся на компьютере пользователя. Ссылка с новостью может содержать вредоносный компьютерный вирус.

— Наконец, пятый тип фальшивых новостей — это фейки с высоким уровнем достоверности. Такая информация бывает настолько убедительной, что аудитория в конечном счете просто не проверяет ее достоверность.

Далее перейдем к тому, какие принципы новостей нарушают фальшивые новости. Конечно, существует множество различных подходов к принципам новостей, однако мы используем подход, построенный на следующих аспектах: новизна, релевантность, оперативность, условность и технологическая зависимость, принцип объективности. Что касается первого принципа, то фейковые новости теоретически могут соблюсти принцип новизны. Например, когда в «желтых» СМИ сообщается о том, что кто-то из звезд умер или заболел. Информация действительно может являться новой, а некоторые в нее даже верят. Касательно принципа релевантности —ложные новости могут стоять в начале новостной ленты, но вполне понятно, что авторитетные СМИ либо поставят непроверенную информацию в конец, либо вообще не опубликуют. Фейковые новости вполне могут соответствовать принципу оперативности: часто непроверенные источники стремятся раньше всех сообщить информацию о том или ином событии. Фальшивые новости могут также соблюдать принцип условности и технологической зависимости, так как в том подходе, который мы рассматриваем, автор утверждает, что «новость — не равно абсолютная реальность» [1]. И, наконец, пятый принцип новостей — принцип объективности — фейковые новости, безусловно, нарушают. Ведь их нельзя охарактеризовать беспристрастностью или разносторонней подачей. Ложные новости априори необъективны, так как чаще всего их распространяют источники, преследующие определенные цели.

Перед тем, как перейти непосредственно к образу женщины в Интернете, углубимся в феминистский дискурс для того, чтобы понять, как в целом выглядит движение феминизма и его «разветвления». Это нужно сделать для того, чтобы в следующей главе объяснить, как нарушается тот или иной тип феминистского дискурса в каждой представленной фейковой новости о женщине.

Начнем с того, что дадим определение феминизму. Глобально он определяется как «спектр идеологий, политических и социальных движений, направленный на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав женщин» [15]. Считается, что Шарль Фурье, социалист-утопист и французский философ, ввел термин «феминизм» в 1837 году [16]. Позже слова «феминизм» и «феминистский» появились во Франции и Нидерландах в 1872 году, в Великобритании — в 1890-х, а в США — в 1910 году. В Оксфордский словарь английского языка слово «феминист» было добавлено в 1852 году, а термин «феминизм» в 1895 году [17].

В зависимости от исторического момента, культуры и страны у феминисток по всему миру были разные предпосылки и цели. Большинство западных историков-феминисток утверждают, что все движения, направленные на отстаивание прав женщин, следует считать феминистскими, даже если они не применяли или не применяют этот термин к себе [18]. Другие историки уверены, что термин должен быть ограничен современным феминистским движением и его потомками. Они же используют термин «протофеминистки» для описания женщин более ранних движений феминизма, когда этого понятия как такого не существовало, а женщины просто отстаивали похожую позицию [19].

Важно понимать, что в наше время феминизм бывает разный, а представители и представительницы его видов борются против разных вещей. Например, некоторые феминистские движения (например, экофеминизм) затрагивают и другие сферы, касающиеся всего общества. В типологию феминизма входят следующие, наиболее ярко выраженные направления:

  1. Либеральный феминизм. Он стремится к равенству мужчин и женщин посредством политических и правовых реформ в либерально-демократических рамках без радикального изменения структуры общества. Либеральный феминизм «работает в структуре общества, чтобы интегрировать женщин в эту структуру» [20]. Проще говоря, он направлен на уравнивание прав мужчин и женщин как в обществе, так и в семье, а также в целом на вызывание большего уважения к женщинам в целом [21];
  2. Радикальный феминизм. Представительницы этого течения полагают, что сексуальная дискриминация настолько глубоко интегрирована в общество, что единственный способ уравнять положение — полностью избавиться от концепции пола [22]. От названия самого течения идут такие же радикальные меры его представительниц. К примеру, некоторые из них выступают за разработку технологий, где человеческие зародыши не выращивались бы внутри тела матери, так как это якобы способствует гендерному равенству и устранению традиционной формы семьи, которая, по их мнению, является сексистской. Проще говоря, радикальные феминистки выступают за «критический пересмотр системы социальных отношений» [23] и за создание обособленной роли женщины;
  3. Культурный феминизм. Корнями уходит в радикальный феминизм, но все же основные взгляды отличаются. Делается упор на положительные качества женщин, которые превосходят качества мужчин. Так, женственность, доброта и любвеобильность женщин, по мнению сторонниц культурного феминизма, при большей социальной власти, чем у мужчин, могли бы предотвратить многие войны и насилие [24];
  4. Сепаратистский феминизм. Также является формой радикального феминизма и подразумевает, что часть проблемы неравенства между мужчинами и женщинами лежит в гетеросексуальных отношениях. Сторонницы этого движения полагают, что из-за половых различий между мужчинами и женщинами проблемы власти и равноправия просто не могут быть решены. Также они считают, что мужчины не могут вносить какой-либо вклад в феминистские движения. Их решение в этом случае — исключение гетеросексуальных отношений, а также любых взаимоотношений с мужчинами в принципе.
  5. Эко-феминизм. Сторонники этого движения считают, что мужской контроль над землей несет ответственность за угнетение женщин и разрушение окружающей среды. Подвергается критике за то, что в идеологии слишком много внимания уделяется мистической связи между женщиной и природой [25];
  6. Социалистический феминизм. Утверждается, что «освобождение» женщин может быть достигнуто только путем борьбы с экономическими и культурными источниками их угнетения. Согласно этой идеологии, притеснение женщин происходит потому, что некоторые из них финансово зависят от мужчин. А поскольку мужчины доминируют в деловом аспекте капиталистического общества, это ведет к неравномерному гендерному балансу [26];
  7. Трансфеминизм. Не все феминистки поддерживают эти взгляды, однако некоторая их часть борется за права трансгендерных женщин и в целом поднимает вопрос идентичности гендера [27];
  8. Антирасистский феминизм. Во главе стоит идея о том, что феминизм — это не только про борьбу за права «белых» женщин среднего класса, но про защиту прав представительниц разных рас. Предполагает противостояние сексизму, расизму и классовому угнетению;
  9. Поп-феминизм. Означает внедрение феминистских идей в поп-культуру и их трансляцию на широкую аудиторию;
  10. Феминизм против абортов или феминизм в защиту жизни. Суть идеологии заключается в том, что аборт может приносить женщине больше вреда, чем пользы. Прежде всего, это касается здоровья и различных последствий аборта для него.

Это далеко не исчерпывающий перечень типов феминизма. Следует сказать, что феминистский дискурс очень разнообразен в своем проявлении и затрагивает в наше время не только «базовые» аспекты равноправия (как, например, право женщины на голос или оплату труда), но и углубляется дальше, захватывая все новые сферы из жизни общества, будь то экология, поп-культура или медиасфера. Это позволяет плавно перейти непосредственно к дискурс-анализу фейковых новостей о женщинах и выявлению корреляций между рассмотренными дискурсивными феминистскими практиками и медиаобразами женщин, представленных в этих новостях.

Важно отметить, что за последние годы медиасфера стала одним из самых мощных рычагов, воздействующих на взгляды общественности. Для подавляющего большинства (по крайней мере, так можно сказать про молодое и взрослое население) Интернет — первостепенный источник информации, именно поэтому его роль в формировании современной реальности продолжает расти. В связи с этим появляется необходимость говорить о появляющихся в медиапространстве образах, мнение о которых люди переносят в действительность. Следует заметить, что медиасфера является не только способом репрезентации и транслирования информации, но и способом получения отклика от реципиентов этой информации [28]. К таким откликам можно отнести как комментарии подписчиков в социальных сетях, так и, например, официальные петиции, создаваемые в Сети, для поддержки чего-либо. Среда в Интернете сейчас представляет собой пространство для свободного общения и выражения мнений, а также, что очень важно, для оценки пользователями актуальных экономических, политических, культурных и социальных событий. Так, медиасреда напрямую участвует в формировании образов, отражающих реальность, сформированную онлайн-СМИ и Интернетом в целом. Часто медиаобраз определяется либо как «совокупность эмоциональных и рациональных представлений, основанных на информации, получаемой из СМИ» [29], либо как «особый образ реальности, предъявляемый массовой аудитории медиаиндустрией» [30]. В своем широком значении медиаобраз — это отражение действительности, созданной в любом тексте из медиапространства, будь то профессиональный журналистский материал или расследование, блог в социальной сети или форум.

Далее исследовано, как фейковые новости конструируют образы женщины в медиасреде, какие основные типы образов вследствие анализа можно вынести и какие темы чаще всего поднимаются в фейковых новостях о женщинах. Для этого был использован метод дискурсивного анализа, подразумевающий исследование роли различных значений в тексте и их влияние на построение женского образа, который может сложиться у аудитории после прочтения той или иной фальшивой новости. Частично произошло обращение к феминистскому дискурсу, который, по В. И. Карасику, можно отнести к «статусно-ориентированным институциональным дискурсам» [31]. Феминистский дискурс следует разграничивать на лингвистический и феминистский анализ текста. К лингвистическому анализу относятся тексты и публикации, написанные феминистками или феминистами, а к феминистскому анализу — напротив, можно отнести тексты явных или неявных противников феминизма. Целью второго типа анализа является поиск в текстах любого проявления дискриминации женщин или сексизма.

Так, переходя непосредственно к исследовательской части работы, важно отметить, что был использован именно феминистский анализ подобранных фейковых новостей, чтобы применить к ним разобранную ранее типологию феминистского дискурса. В каждой фейковой новости был выделен основной прослеживающийся образ женщины, основная дискурсивная тема текста и то, какой тип феминизма эту тему рассматривает.

При исследовании было выбрано 15 фейковых новостей о женщинах. Выборка была осуществлена не случайно: важно было, чтобы обязательно были доказательства «фальшивости» новости в виде официального (желательно) опровержения, а также, чтобы внутри текста так или иначе формировался какой-либо женский образ. На основе анализа была упорядочена и разобрана типология выделенных образов женщины, на формирование которых в медиасреде повлияли фейковые новости. В проанализированных новостях встречались следующие основные темы: политика (6 фейковых новостей); вторая по частоте тема — предательство со стороны женщины; третье место у тематики жалости к женщине, темы «женской природы» и темы сексуальности. Каждая из них представлена в 4 фальшивых новостях. В трех новостях встречается тема сильной женщины. Реже встречаются темы национальности, протеста, внешности, смерти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство подобранных фейковых новостей о женщинах связаны именно с политикой. Можно предположить, что отчасти это коррелирует именно с сексистской составляющей — женщин проще обвинить, как минимум, указав в качестве причины их неудач пол. Также важно отметить, что большая часть новостей связана в основном со стереотипами касательно женщин, как, например, тема «женской природы» — то есть, всего традиционно женского, а также тема сексуальности и внешности. К положительным тенденциям, с точки зрения феминистского дискурса, можно отнести тему сильной женщины и тему протеста, так как это означает, что роль женщины так или иначе претерпевает изменения.

Что касается основных медиаобразов женщин, которые конструируют фейковые новости, то их можно поделить на скорее положительные и скорее отрицательные (по критерию эмоциональной окраски слов и цитат, приведенных в этих новостях). К первой группе относятся только два образа:

  1. Девушки, главная функция и обязанность которых — рожать и воспитывать ребенка. Причем, это настолько укоренилось в общественном сознании, что государство якобы вводит законы, обязывающие женщин родить до определенного возраста;
  2. Женщины, которые должны рожать, а если не рожают — их следует «наказывать». Если девушка до 23 лет не выполнит свою естественную функцию, она якобы должна отслужить в армии и там найти мужа, ведь самое главное — это брак и дети.

Эти новости могут быть восприняты положительно только с точки зрения традиционных понятий о функции и «естественном» предназначении женщин и благодаря комментариям в новостях, которые аргументируют это в позитивном ключе. Многие российские пользователи Интернета поддержали эти фейковые законопроекты, ссылаясь как раз на то, что без этого женщина — не женщина.

Можно сделать вывод, что образы женщин, представленные в фейках, относятся скорее к негативным. Перечислим некоторые из этих медиа образов: агрессивные девушки-феминистки; девушка, радующаяся смерти пожилого супруга; «проплаченная певица не русской национальности исполняет песню про независимость русских женщин и едет на Евровидение-2021 за счет поддержки Кремля»; молодая и неопытная первая женщина-капитан в Египте не справилась с управлением судна, вследствие чего был перегорожен Суэцкий канал; жена оппозиционера, его взгляды не разделяющая, предательница, которая имеет гражданство в Германии и готова туда при любом удобном случае уехать; женщина, у которой все настолько плохо складывалось с мужчинами, что она решила заинтересоваться девушками, а аборт только этому способствовал; недовольная своей внешностью молодая девушка смогла пройти «страдания» в виде 50 операций и сильного похудения, только чтобы быть похожей на свой идеал; глупая женщина-политик, которая совершенно не разбирается в том, о чем говорит, но при этом выступает против России; плохая жена принца Гарри, которая издевается над своими подчиненными и всячески их оскорбляет, из-за чего не достойна жить во дворце; женщина, которая содействует опасному преступнику и действует в его интересах, только чтобы он дал ей интервью; безнравственная женщина-политик, которая проводит дружеские переговоры с опаснейшим террористом и здоровается с ним за руку прямо в Белом доме, чтобы заполучить поддержку на время своей предвыборной кампании. Необходимо отметить, что все эти фейки были опровергнуты. Выделенные медиаобразы женщин можно назвать скорее отрицательными, потому что в каждом из фейков о женщине говорится в негативном ключе. Причем, после всех опровержений оказывается, что негативными были именно сами фейки, а женщин часто просто обвиняли в чем-либо или характеризовали их не самым лучшим образом.

Что касается фальшивости проанализированных новостей, то 11 из них можно отнести к абсолютной лжи, 3 — к частичной лжи, также 3 — к искажению представляемой информации и одну новость — к сокрытию информации. Три новости можно было отнести сразу к двум типам фейков, а потому суммарное количество классификаций получилось 18 вместо 15. Можно сделать предположение, что именно то, что большинство новостей являются абсолютной ложью и формирует представленные негативно окрашенные образы женщин в медиа. В ходе исследования дискурса феминистского движения получились следующие результаты:

  1. В проанализированных новостях преобладали следующие типы феминизма: либеральный феминизм — в 5 новостях; радикальный, культурный, социалистический и антирасистский — каждый в двух фальшивых новостях;
  2. Каждый из других типов феминизма можно было найти только в одной новости. К ним относятся: сепаратистский, марксистский, постколониальный, поп-феминизм, и феминизм в защиту жизни;
  3. Было выделено два типа феминистского движения, признаки которых не были найдены ни в одной фейковой новости. Это эко-феминизм и трансфеминизм. Это можно объяснить тем, что в России тема трансгендерных женщин еще не получила такой огласки, чтобы про нее часто публиковали новости. А поскольку были рассмотрены только фейковые новости на русском языке, это, конечно, сузило путь дискурс-анализа и не затронуло такие важные в мире темы, как дискриминация трансгендерных женщин. Что касается эко-феминизма, то здесь можно судить о достаточно узкой направленности темы и специфике этого движения. Среди всех проанализированных новостей ни разу не встретилась хотя бы одна, связанная с эко-феминизмом. Возможно, это связано с недостаточной актуальностью темы в России, а возможно, что пока не было еще настолько громких новостей про это, чтобы делать из них фейк;
  4. Следует отметить, что две фейковые новости не удалось охарактеризовать с помощью типологии феминистского дискурса.

Резюмируя, можно сказать, что вполне логично, что либеральный феминизм встречался в исследованных фальшивых новостях чаще всего, ведь его можно отнести к наиболее «классическим» и всеохватывающим видам феминизма, которые затрагивают наиболее важные сферы жизни женщины. Касательно остальных типов феминистского дискурса, можно сказать, что они встречаются не так часто, потому что имеют определенную специфику, под которую не все женские образы, сформированные в медиасреде, можно отнести. В отличие от либерального феминизма, который подходит под дискурс многих новостей.

Таким образом, на основе исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Фейковые новости в большинстве своем формируют скорее негативно окрашенные женские образы, это напрямую связано с сексистскими и дискриминирующими женщин мотивами. Положительное же представление о женщинах можно получить только из фальшивых новостей, связанных с «традиционными женскими ценностями»;
  2. Большая часть исследуемых новостей касалась темы женщины и политики, а еще одна значительная часть новостей была связана со стереотипами касательно женщин (темы «женской природы», сексуальности и внешности);
  3. Еще одна часть fakenews была посвящена теме сильной женщины, что, с точки зрения феминистского дискурса, является положительной тенденцией;
  4. Большинство проанализированных фейков относится к «абсолютной лжи». Это можно связать с тем, что многие распространяют про женщин ложь и клевету, что впоследствии и формирует негативно окрашенные образы;
  5. Наиболее ярко выраженным феминистским дискурсом оказался либеральный феминизм. Это связано с тем, что его идеи можно применить к описанию большого количества медиаобразов женщины. Эко-феминизм и трансфеминизм не нашли применения в выделенных медиаобразах, скорее всего, за счет своей узкой специфики.

В ходе исследования удалось выяснить, что фейковые новости конструируют образы женщины в медиасреде таким образом, что они предстают в большинстве своем в негативном свете. Это напрямую связано именно с фальшивостью предоставляемой информации, так как конкретно в исследованных новостях все плохое о женщинах заключалось именно в фейке, их опровержения же доказывали «невиновность» девушек.

В целом, важно понимать, является ли новость фейковой или нет. При исследовании в этом помогли изученные принципы новостей, благодаря которым можно было определить фальшивость новости. Также очень важно было рассмотреть историю fake news и их типы, впоследствии это помогло понять мотивы, из-за которых новость превратили в фейк. История феминизма определила вектор для дальнейшего разбора феминистского дискурса. А он, в свою очередь, помог выяснить, в рамках какого движения та или иная фальшивая новость представлена.

Наиболее частой темой, в рамках которой развивался образ женщины в фейковой новости, была политика. Это можно связать с тем, что в политической сфере женщины все еще очень уязвимы, но в то же время их легко оправдать их же полом. Интересно, что также часто встречающейся стала тема жалости к женщине, это говорит о том, что женщина все еще воспринимается как слабый пол.

Среди 15 проанализированных новостей только две описывали позитивный образ женщин, хотя это скорее проявлялось именно в отношении к традиционной мысли о том, что главный долг женщины — родить ребенка. Выделенные образы были охарактеризованы различными дискурсивными практиками феминизма. Самые частые из которых: либеральный, радикальный, культурный, социалистический и антирасистский феминизм.

Следует заметить, что практически все медиаобразы женщины были либо связаны с ее негативной характеристикой касательно мужчины, либо касались стереотипов или унижение положения женщины.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная ранее гипотеза подтвердилась. Она заключалась в том, что фейковые новости придают образу женщин в медиасреде скорее негативную коннотацию. Часто fake news феминной направленности содержат принижающую женщин информацию.

Литература:

  1. Ковач, Б., Розенстил, Т. Элементы журналистики/ Б. Ковач, Т. Розенстил. — М.: Престиж, 2004.
  2. Higdon, Nolan. The Anatomy of Fake News: A Critical News Education/ Nolan Higdon. — Oakland, CA: University of California Press, 2020. — Режим доступа: https://www.ucpress.edu/book/9780520347878/the-anatomy-of-fake-news
  3. Hunt, Elle. What is fake news? How to spot it and what you can do to stop it/ Elle Hunt. — The Guardian, 2016. — December 17.
  4. Kaplan, Andreas. Artificial Intelligence, Social Media, and Fake News: Is this the end of democracy?/ Digital Transformation in Media & Society, 2020.
  5. Kiely, Eugene; Robertson, Lori. How to Spot Fake News/ FactCheck.org, 2016. — November 18. — Режимдоступа: https://www.factcheck.org/2016/11/how-to-spot-fake-news/
  6. Davies, Dave. Fake news expert on how false stories spread and why people believe them/ NPR, 2016. — December 14. — Режимдоступа: https://www.npr.org/2016/12/14/505547295/fake-news-expert-on-how-false-stories-spread-and-why-people-believe-them
  7. Стернин, И.А., Шестернина, А. М. Маркеры фейка в медиатекстах. Рабочие материалы/ И. А. Стернин, А. М. Шестернина. — Воронеж: ООО «РИТМ», 2020. — 34 с.
  8. Исландия будет платить 5000 евро в месяц Русским и Украинцам, взявшим в жены местных девушек/ НИАСАМ, 2017. — 20 ноября. —Режим доступа: https://www.niasam.ru/v_mire/islandiya-budet-platit-5000-evro-v-mesyats-russkim-i-ukraintsam-vzyavshim-v-zheny-mestnyh-devushek-99681.html
  9. Суходолов, А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия/ А. П. Суходолов, А. М. Бычкова. — Вопросы теории и практики журналистики, 2017. — Т. 6, No 2. — С. 143–169. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fake-news-as-a-modern-media-phenomenon-definition-types-role-of-fake-news-and-ways-of-counteracting-it
  10. При пожаре в ТЦ в Кемерове погибли 64 человека/ ТАСС, 2018. — 26 марта. — Режим доступа:https://tass.ru/proisshestviya/5068354
  11. Муратова, Н. Fake news: дезинформация в медиа: пособие/ Н. Муратова, Н. Тошпулатова, Г. Алимова. — Ташкент, 2020. — 104 С. — Режим доступа: https://ru.unesco.org/sites/default/files/fake_news_rus_0.pdf
  12. TheOnion. — Режим доступа: https://www.theonion.com
  13. FogNews. — Режим доступа: http://fognews.ru
  14. Fibster. — Режим доступа: http://fibster.ru
  15. Hawkesworth, M. E. Globalization and Feminist Activism/ Rowman & Littlefield, 2006. — С. 25–27.
  16. Goldstein, Leslie F. Early Feminist Themes in French Utopian Socialism: The St.-Simonians and Fourier// Journal of the History of Ideas, 1982. — p. 91–108.
  17. «Feminism»// Oxford English Dictionary (3rd ed.). — Oxford University Press, 2012. — Режимдоступа: https://www.oed.com/view/Entry/69192
  18. Walters, Margaret. Feminism: A very short introduction// Oxford University, 2005. — 176 P. — Режимдоступа: https://archive.org/details/feminismveryshor00walt/page/150/mode/2up
  19. Botting, Eileen Hunt, Houser, Sarah L. Drawing the Line of Equality: Hannah Mather Crocker on Women's Rights// The American Political Science Review, 2006. — 100 (2). — p. 265–78.
  20. West, Rebecca. Kinds of Feminism//University of Alabama in Huntsville. — Режимдоступа: https://www.uah.edu/woolf/feminism_kinds.htm
  21. Брандт, Г. А. Современный феминизм: переворот в историко-философской традиции Западной Европы// Адам и Ева. Альманах гендерной истории, 2003. — № 6. — М.: ИВИ РАН.
  22. Willis, Ellen. Radical Feminism and Feminist Radicalism, 1984.// Social Text. — 1984. — Iss. 9/10. — P. 91–118.
  23. Порошенко, О.Ю., Харисова, Т. А. Ускользающая женственность или eat your make-up: критика радикального феминизма// Женский фактор. Общество и политика. — Режим доступа: http://globkazan.narod.ru/2004/a15.htm
  24. Гапова, Е. И. Культурный феминизм // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация «Воvegсток-Запад: Женские Инновационные Проекты». — М.: Информация XXI век, 2002. — 256 с. — Режим доступа: http://www.owl.ru/gender/191.htm
  25. Ehrenreich, Barbara. What is Socialist Feminism?// feministezine.com. — Режимдоступа: http://www.feministezine.com/feminist/modern/Socialist-Feminism.html
  26. Disch, Lisa, Hawkesworth, Mary. The Oxford Handbook of Feminist Theory// Oxford University Press, 2018. — 1 February. — 1088 p.
  27. Hines, Sally. TransForming Gender: Transgender Practices of Identity, Intimacy and Care/ Sally Hines. — Bristol: Policy Press, 2007. — p. 85–101.
  28. Галинская, Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике/ Т. Н. Галинская. — Вестник ОГУ, 2013. — № 11. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i-problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike
  29. Марущак, А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве// Журналистский ежегодник, 2012. — № 1. — С. 95.
  30. Богдан, Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики// Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика, 2007. — № 4. — С. 124.
  31. Карасик, В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. —Волгоград: Перемена, 2002. — с. 199.
Основные термины (генерируются автоматически): новость, женщина, феминистский дискурс, образ женщины, либеральный феминизм, том, информация, тип, абсолютная ложь, женский образ.


Ключевые слова

медиасреда, фейковые новости, восприятие образа женщины

Похожие статьи

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Изменяющиеся требования к журналистам: как адаптироваться к современной медиасреде

В данной статье описывается исследование, которое обусловлена тем, что деятельность журналиста в условиях медиа- изменений подвергается трансформациям, в результате чего актуализируется концепция универсализации профессии, становятся востребованными ...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Феномен эмодзи и его влияние на язык общения в социальных сетях

В статье рассмотрено влияние использования символов эмодзи на культуру общения в социальных сетях. Выделены основные тенденции и изменения в данной сфере. Автор описывает то, каким образом изменилось общение с появлением дополнительных символов, спос...

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Пути формирования словообразовательной креативности в английских медиа

В статье проведен анализ словообразовательной креативности в медийном дискурсе. Выявлена роль медиасферы в современном мире. Указаны способы реализации словообразовательной креативности. Проанализировав различные исследования были выявлены пути форми...

Динамика события как неотъемлемая часть моделирования события в новостном дискурсе

Цель данного исследования − выявить и проанализировать способы динамической представленности события, которые являются дискурсивными механизмами моделирования события в рамках новостного дискурса. В качестве материала исследования привлекаются британ...

Гендерные особенности в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассмотрены гендерные особенности функционирования дискурсивных элементов и дискурсивных маркеров в конфликтной коммуникации англоязычного дискурса. Целью работы являлось выявление и анализ дискурсивных элементов в политических интервью и в ...

Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения

В статье рассматривается проблема положительного и отрицательного влияния гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения. Автором проведен анализ работ зарубежных и российских исследователей по указанной проблематике. Отмечены практический ...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Похожие статьи

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Изменяющиеся требования к журналистам: как адаптироваться к современной медиасреде

В данной статье описывается исследование, которое обусловлена тем, что деятельность журналиста в условиях медиа- изменений подвергается трансформациям, в результате чего актуализируется концепция универсализации профессии, становятся востребованными ...

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Феномен эмодзи и его влияние на язык общения в социальных сетях

В статье рассмотрено влияние использования символов эмодзи на культуру общения в социальных сетях. Выделены основные тенденции и изменения в данной сфере. Автор описывает то, каким образом изменилось общение с появлением дополнительных символов, спос...

Политейнмент в контексте медиатизации политики

Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального в...

Пути формирования словообразовательной креативности в английских медиа

В статье проведен анализ словообразовательной креативности в медийном дискурсе. Выявлена роль медиасферы в современном мире. Указаны способы реализации словообразовательной креативности. Проанализировав различные исследования были выявлены пути форми...

Динамика события как неотъемлемая часть моделирования события в новостном дискурсе

Цель данного исследования − выявить и проанализировать способы динамической представленности события, которые являются дискурсивными механизмами моделирования события в рамках новостного дискурса. В качестве материала исследования привлекаются британ...

Гендерные особенности в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассмотрены гендерные особенности функционирования дискурсивных элементов и дискурсивных маркеров в конфликтной коммуникации англоязычного дискурса. Целью работы являлось выявление и анализ дискурсивных элементов в политических интервью и в ...

Влияние гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения

В статье рассматривается проблема положительного и отрицательного влияния гендерных стереотипов на восприятие рекламного сообщения. Автором проведен анализ работ зарубежных и российских исследователей по указанной проблематике. Отмечены практический ...

Особенности эвфемизации в англоязычном рекламном дискурсе

Целью данной статьи является многоаспектное изучение эвфемистических единиц и их манипулятивный характер в сфере рекламного дискурса. В статье проводится анализ понятия эвфемизм и описываются его различные способы воздействия на подсознание потребите...

Задать вопрос