В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.
Ключевые слова: конкурентоспособность, логистика, железнодорожный транспорт, факторы внешней и внутренней конкурентоспособности, новые технологии.
1. Общие сведения о конкурентоспособности в целом и на ж/д транспорте.
Изучая рыночную экономику, сразу же знакомишься с таким понятием как конкурентоспособность. Она является ключевым двигателем в рыночной экономике, без неё невозможен прогресс.
Возникает конкурентоспособность при появлении на рынке товаров или услуг одной категории, с общей целевой аудиторией. Потребитель выбирает наиболее удобный и выгодный для себя вариант, для этого каждая компания старается сохранить и улучшить свои позиции на рынке, предлагая условия, отличающиеся от условий конкурентов.
Конкуренция подталкивает компании к созданию лучшей версии себя, внедрению передовых технологий, повышению качества услуг или продукции, безопасности, сохранности.
Для каждой компании важно оставаться на плаву, быть конкурентоспособной и удерживать клиента. Для этого необходимо, чтобы товары и услуги соответствовали не только техническим, качественным и экономическим характеристикам, но и устраивали потребителя ценой, сроками доставки и уровнем обслуживания.
Рассматривая железнодорожные перевозки и их положение на рынке услуг, можно обратить внимание, что они занимают лидирующие позиции российской транспортной системы.
Транспортная система — это совокупность транспортных средств, работ и услуг, сопутствующих в процессе перевозки, а не просто доставка груза. В качестве примера услуг транспортных организаций можно привести: предоставление инфраструктуры, подвижного состава, хранение грузов в складах, погрузочно-разгрузочные работы и так далее.
Транспортный рынок является основным связующим звеном во всей производственной цепочке товаров и услуг.
В транспортном рынке, как и любом другом рынке, есть конкуренция, а именно выделяют четыре её вида: конкуренцию продукции, географическую, внутриотраслевую, межотраслевую.
Конкуренция продукции возникает в случае, когда один продукт, перевозимый железными дорогами, заменяется на другой продукт, доставляемый на другом транспорте. Географическая конкуренция, в свою очередь, возможна, когда груз доставляют другим маршрутом.
Межотраслевая конкуренция существует между железнодорожным и другими видами транспорта, в то время как внутриотраслевая — между различными участниками перевозочного процесса [1].
2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортных услуг.
Существуют внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества транспортных услуг и их направленности.
В настоящее время в Российской Федерации образовалась сложная экономическая ситуация в связи с санкционированным давлением. По этой причине внешние факторы конкурентоспособности в какой-то мере уходят на задний план, но их необходимо рассмотреть для полной картины.
Рис. 1. Внешние факторы
Работа с внешними факторами невозможна, потому что у компаний нет рычагов влияния на них или возможности изменения. А вот с внутренними всё намного проще: руководство каждой компании имеет все полномочия для контроля и улучшения этих факторов.
Рис. 2. Внутренние факторы
Основными задачами любой организации в повышении конкурентоспособности являются анализ конкурентов, анализ потребностей, определение доли рынка, оценка качества оказываемых услуг.
Компания должна удовлетворять международным стандартам качества в своей области.
Не стоит упускать и такой важный аспект, как новые знания, так как они являются источником развития преимуществ перед конкурентами, ростом инноваций и технологий. Руководители любой компании прежде всего стремятся уменьшить свои затраты, при этом улучшить качество выполняемых услуг.
Во все времена лидирующие позиции занимали новаторские компании, которые могли предоставить своим потребителям наиболее выгодные предложения. А как все мы знаем новые идеи и разработки появляются при наличии квалифицированных кадров. Отсюда следует, что двигателем и совершенствованием прогресса является качественная и эффективная работа сотрудников.
3. Принципы повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
К основным направлениям для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта как в грузовом, так и в пассажирском сообщении были отнесены рост скорости перевозок и развитие инфраструктуры.
Также необходимо пересмотреть и улучшить оптимизацию процесса подачи и уборки подвижного состава с пути, стабильность тарифной политики и развитие инфраструктуры для грузовых перевозок.
Контейнеризация грузов, послужит мощным инструментом для повышения конкурентоспособности железнодорожных путей. Самыми основными преимуществами будут: увеличение скорости перевозимых грузов в контейнерах, экономия на упаковку тарно-штучных грузов и снижение затрат на строительство складов.
Пассажирские же перевозки нуждаются в введении нового подвижного состава, сокращении времени в пути следования и увеличении маршрутов перевозок.
В связи с необходимостью увеличить конкурентоспособность железнодорожных путей, Правительством Российской Федерации была представлена программа от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», которая ориентирована для улучшения и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, обновления старых и внедрения новых систем, применяемых на железнодорожных путях. [3] Речь идет о системах, которые упрощают работу и делают её быстрее. В настоящее время активно используется дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС), которая обеспечивает эффективное планирование, опираясь на график движения поездов, перерабатывающую способность портовых терминалов и данные о состоянии вагонопотоков. На полигоне железных дорог применяются системы АПК «ЭЛЬБРУС» и АСУ «ПОЛИГОН».
Чем больше подобных систем будет применяться на железнодорожном транспорте, тем быстрее товар будет поступать к потребителю.
Литература:
- Экономика железнодорожного транспорта [Текст] / Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса. — М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 676 с.
- Как повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта: взгляд рынка [Электронный ресурс]://URL: https://logistics.ru/transportirovka/kak-povysit-konkurentosposobnost-zheleznodorozhnogo-transporta-vzglyad-rynka (дата обращения 02.07.22)
- Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]://URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155&ysclid=l5wjg1rrvb463469106 (дата обращения 05.07.22)
- Маликов О. Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. — СПб.: Политехника, 2003. — 223 с.