Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 25.07.2022

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Герасименко, Е. В. Оценка влияния логистики на повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок / Е. В. Герасименко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94130/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается, как с помощью логистических технологий железнодорожной организации и внедрения новых технологий повысить конкурентоспособность, прибыльность и эффективность работы железнодорожных перевозок.

Ключевые слова: конкурентоспособность, логистика, железнодорожный транспорт, факторы внешней и внутренней конкурентоспособности, новые технологии.

1. Общие сведения о конкурентоспособности в целом и на ж/д транспорте.

Изучая рыночную экономику, сразу же знакомишься с таким понятием как конкурентоспособность. Она является ключевым двигателем в рыночной экономике, без неё невозможен прогресс.

Возникает конкурентоспособность при появлении на рынке товаров или услуг одной категории, с общей целевой аудиторией. Потребитель выбирает наиболее удобный и выгодный для себя вариант, для этого каждая компания старается сохранить и улучшить свои позиции на рынке, предлагая условия, отличающиеся от условий конкурентов.

Конкуренция подталкивает компании к созданию лучшей версии себя, внедрению передовых технологий, повышению качества услуг или продукции, безопасности, сохранности.

Для каждой компании важно оставаться на плаву, быть конкурентоспособной и удерживать клиента. Для этого необходимо, чтобы товары и услуги соответствовали не только техническим, качественным и экономическим характеристикам, но и устраивали потребителя ценой, сроками доставки и уровнем обслуживания.

Рассматривая железнодорожные перевозки и их положение на рынке услуг, можно обратить внимание, что они занимают лидирующие позиции российской транспортной системы.

Транспортная система — это совокупность транспортных средств, работ и услуг, сопутствующих в процессе перевозки, а не просто доставка груза. В качестве примера услуг транспортных организаций можно привести: предоставление инфраструктуры, подвижного состава, хранение грузов в складах, погрузочно-разгрузочные работы и так далее.

Транспортный рынок является основным связующим звеном во всей производственной цепочке товаров и услуг.

В транспортном рынке, как и любом другом рынке, есть конкуренция, а именно выделяют четыре её вида: конкуренцию продукции, географическую, внутриотраслевую, межотраслевую.

Конкуренция продукции возникает в случае, когда один продукт, перевозимый железными дорогами, заменяется на другой продукт, доставляемый на другом транспорте. Географическая конкуренция, в свою очередь, возможна, когда груз доставляют другим маршрутом.

Межотраслевая конкуренция существует между железнодорожным и другими видами транспорта, в то время как внутриотраслевая — между различными участниками перевозочного процесса [1].

2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность транспортных услуг.

Существуют внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества транспортных услуг и их направленности.

В настоящее время в Российской Федерации образовалась сложная экономическая ситуация в связи с санкционированным давлением. По этой причине внешние факторы конкурентоспособности в какой-то мере уходят на задний план, но их необходимо рассмотреть для полной картины.

Внешние факторы

Рис. 1. Внешние факторы

Работа с внешними факторами невозможна, потому что у компаний нет рычагов влияния на них или возможности изменения. А вот с внутренними всё намного проще: руководство каждой компании имеет все полномочия для контроля и улучшения этих факторов.

Внутренние факторы

Рис. 2. Внутренние факторы

Основными задачами любой организации в повышении конкурентоспособности являются анализ конкурентов, анализ потребностей, определение доли рынка, оценка качества оказываемых услуг.

Компания должна удовлетворять международным стандартам качества в своей области.

Не стоит упускать и такой важный аспект, как новые знания, так как они являются источником развития преимуществ перед конкурентами, ростом инноваций и технологий. Руководители любой компании прежде всего стремятся уменьшить свои затраты, при этом улучшить качество выполняемых услуг.

Во все времена лидирующие позиции занимали новаторские компании, которые могли предоставить своим потребителям наиболее выгодные предложения. А как все мы знаем новые идеи и разработки появляются при наличии квалифицированных кадров. Отсюда следует, что двигателем и совершенствованием прогресса является качественная и эффективная работа сотрудников.

3. Принципы повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.

К основным направлениям для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта как в грузовом, так и в пассажирском сообщении были отнесены рост скорости перевозок и развитие инфраструктуры.

Также необходимо пересмотреть и улучшить оптимизацию процесса подачи и уборки подвижного состава с пути, стабильность тарифной политики и развитие инфраструктуры для грузовых перевозок.

Контейнеризация грузов, послужит мощным инструментом для повышения конкурентоспособности железнодорожных путей. Самыми основными преимуществами будут: увеличение скорости перевозимых грузов в контейнерах, экономия на упаковку тарно-штучных грузов и снижение затрат на строительство складов.

Пассажирские же перевозки нуждаются в введении нового подвижного состава, сокращении времени в пути следования и увеличении маршрутов перевозок.

В связи с необходимостью увеличить конкурентоспособность железнодорожных путей, Правительством Российской Федерации была представлена программа от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», которая ориентирована для улучшения и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, обновления старых и внедрения новых систем, применяемых на железнодорожных путях. [3] Речь идет о системах, которые упрощают работу и делают её быстрее. В настоящее время активно используется дорожная информационно-логистическая система (ДИЛС), которая обеспечивает эффективное планирование, опираясь на график движения поездов, перерабатывающую способность портовых терминалов и данные о состоянии вагонопотоков. На полигоне железных дорог применяются системы АПК «ЭЛЬБРУС» и АСУ «ПОЛИГОН».

Чем больше подобных систем будет применяться на железнодорожном транспорте, тем быстрее товар будет поступать к потребителю.

Литература:

  1. Экономика железнодорожного транспорта [Текст] / Под ред. Н. П. Терёшиной, Б. М. Лапидуса. — М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 676 с.
  2. Как повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта: взгляд рынка [Электронный ресурс]://URL: https://logistics.ru/transportirovka/kak-povysit-konkurentosposobnost-zheleznodorozhnogo-transporta-vzglyad-rynka (дата обращения 02.07.22)
  3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]://URL: https://company.rzd.ru/ru/9353/page/105104?id=155&ysclid=l5wjg1rrvb463469106 (дата обращения 05.07.22)
  4. Маликов О. Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. — СПб.: Политехника, 2003. — 223 с.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, подвижной состав, Российская Федерация, услуга, конкуренция продукции, развитие инфраструктуры, рыночная экономика, транспортный рынок.


Ключевые слова

конкурентоспособность, железнодорожный транспорт, логистика, новые технологии, факторы внешней и внутренней конкурентоспособности

Похожие статьи

Повышение эффективности функционирования системы доставки металла

В статье авторами предложено повышение эффективности функционирования системы доставки металла потребителям путем изменения логистических информационных потоков на основе интегрированной логистики.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Информационные технологии в логистике

В данной статье рассказывается о том, как информационные технологии влияют на процессы логистики, в чем состоит эффективность объединения логистики и современных технологий, какие задачи решаются и к каким результатам это должно привести.

Современные подходы к управлению затратами в логистике предприятий России

Научная статья посвящена исследовательскому обзору методов и инструментов, направленных на управление затратами в логистике российских предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что расходы на логистическую деятельность бизнеса в России ...

Похожие статьи

Повышение эффективности функционирования системы доставки металла

В статье авторами предложено повышение эффективности функционирования системы доставки металла потребителям путем изменения логистических информационных потоков на основе интегрированной логистики.

Методы оценки конкурентоспособности транспортного рынка

В статье рассматриваются научно-методологические подходы к решению проблемам анализа конкуренции и конкурентоспособности на транспортном рынке. Характеристика конкурентных структур, исследованы факторы повышения конкурентоспособности.

Пути совершенствования управления железнодорожными перевозками

В статье рассмотрено современные проблемы управления железнодорожными перевозками. Сформулировано содержание таких направлений совершенствования управления железнодорожными перевозками как календарное планирование формирования грузопотоков и организа...

Развитие инновационного маркетинга в ОАО «РЖД»

В статье подчеркнута значимость инновационной трансформации маркетинга для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности организации, рассмотрены направления внедрения инноваций в маркетинговую политику ОАО «Российские железные дороги» в сфере пасса...

Факторы повышения конкурентоспособности фирмы

В статье рассмотрены направления повышения конкурентных преимуществ для предприятия за счет возможности оптимизации производственных процессов в рамках новых подходов к оценке конкурентоспособности.

Пути снижения себестоимости морских транспортных услуг

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на себестоимость транспортных услуг на морском транспорте. Проводится анализ стратегий оптимизации логистических процессов на морском транспорте.

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Методы повышения конкурентоспособности предприятия

В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.

Информационные технологии в логистике

В данной статье рассказывается о том, как информационные технологии влияют на процессы логистики, в чем состоит эффективность объединения логистики и современных технологий, какие задачи решаются и к каким результатам это должно привести.

Современные подходы к управлению затратами в логистике предприятий России

Научная статья посвящена исследовательскому обзору методов и инструментов, направленных на управление затратами в логистике российских предприятий. Актуальность исследования обусловлена тем, что расходы на логистическую деятельность бизнеса в России ...

Задать вопрос