В данной статье раскрывается актуальная на сегодняшний день проблема реализации права на обозначение, особенно направленного на характеристики правового регулирования товарных знаков с учетом их происхождения на международном уровне. Особое внимание уделено международной регламентации товарного знака (знака обслуживания), и правового регулирования брэнда в международных отношениях. В статье определены и раскрыты особенности обеспечения правовой охраны и товарного знака (знака обслуживания) в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации. Обосновывается мысль о целесообразности усовершенствования и унифицирования международных стандартов по защите исключительных прав на товарный знак при недобросовестном использовании товарного знака участников предпринимательской деятельности как в общепринятой повсеместной форме, так и в цифровой форме. Проведен анализ гармонизированного правового регулирования товарных знаков. Раскрывается важность товарных знаков на международном уровне для защиты владельца товарного знака от недобросовестной конкуренции.
Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, защита, товарный знак, международное право.
Введение: в настоящее время актуальной является проблема, обусловленная легким доступом к переведенным в цифровую форму объектам интеллектуальной собственности, в том числе к товарным знакам, в виртуальном пространстве, не знающем государственных границ. Для решения указанной проблемы большое значение имеет международное сотрудничество государств, возрастает и усиливается роль международных организаций и заключаемых в их рамках международных соглашений, ведь незаконное и недобросовестное использование товарных знаков наносит экономические убытки любому государству. Ключевой вопрос регулирования отношений по поводу товарного знака связан с категорией исключительного права, о котором до сих пор продолжаются теоретические споры. Однако преимущества этих ресурсов также привлекли внимание недобросовестных конкурентов. Имитируя появляющиеся поддельные товарные знаки, в интернет пространстве недобросовестные конкуренты могут украсть ресурсы владельца оригинального товарного знака. В целях предотвращения подобных действий недобросовестных конкурентов государство сформулировало законы о защите товарных знаков. В прошлом, также были проведены исследования по поиску похожих товарных знаков, чтобы помочь в защите товарных знаков. Хотя оригинальный товарный знак защищен национальным законодательством. Под влиянием таких поддельных товарных знаков оригинальный товарный знак по-прежнему недостаточно защищен.
В статье использованы следующие методы : формальной и диалектической логики, метод анализа системный метод и методы логического и систематического толкования правовых норм.
В сфере промышленной собственности речь идет о праве на обозначение, особенно о характеристиках правового регулирования маркировки товаров с учетом их происхождения на международном уровне. Отдельные объекты промышленной собственности могут быть результатом интеллектуальной творческой деятельности ее создателя/создателей (например, изобретения) или являются результатом творческой деятельности конкретного физического лица и рассматриваются как объекты интеллектуальной собственности на обозначение. Права на обозначение, среди прочего, обеспечивает уникальность и конкурентное преимущество для предпринимателей и легкую идентификацию на рынке товаров и услуг для потребителей.
Товарные знаки являются распространенными графическими знаками в человеческом обществе. Люди использовали этот вид графического знака, чтобы различать знаки репрезентативного значения, такие как лица, организации, страны и группы. При эффективном использовании эти графические знаки могут приносить владельцу средства на содержание и развитие, а также прибыль. Помимо поддержания и развития, организации, получившие ресурсы, могут способствовать дальнейшему национальному и социальному прогрессу [1, с. 182].
Товарные знаки обычно состоят из различных хорошо известных объектов или абстрактной графики, или символов. Кроме того, у них также может быть звуковое сопровождение, рекламный ролик или графика с отличительными признаками. Происхождение товарного знака содержится в том, что древние мастера подписывали или маркировали свои произведения искусства или практичные изделия, чтобы признать производителя или гарантировать качество продукта. Эти подписи и знаки дошли до наших дней и стали сегодняшней системой регистрации и защиты товарных знаков. Товарные знаки выполняют три следующие общие функции: источник признания или право собственности, товары или услуги имеют одинаковый уровень качества или характеристик, узнаваемость товара. После эффективного выполнения вышеуказанных функций потребители могут быстро понять имидж и репутацию организации или продукта с помощью товарного знака, а организация с товарным знаком также может получить высокую прибыль [2, с. 115].
При условии эффективного использования товарных знаков он может получить ресурсы для обслуживания и развития организаций, владеющих товарными знаками. Однако эти ресурсы также привлекают внимание недобросовестных конкурентов. Недобросовестные конкуренты имитируют схожие товарные знаки, чтобы запутать потребителей своим сходством. Когда люди сбиты с толку, доходы, изначально принадлежащие владельцу товарного знака, будут украдены недобросовестными конкурентами. Более того, недобросовестные конкуренты наносят ущерб репутации товарного знака посредством некачественных продуктов или услуг. Эти условия привели к тому, что владельцы товарных знаков не могут получить достаточную прибыль для поддержания или развития организации. В то же время это еще больше мешает организациям разрабатывать новые технологии, которые приносят пользу стране и обществу. В целях повышения технологического уровня общества и защиты прав владельцев товарных знаков многие страны разрешают владельцам товарных знаков регистрировать свои товарные знаки. Этот метод позволяет охранять зарегистрированные товарные знаки в соответствии с национальным законодательством и не позволяет недобросовестным конкурентам косвенно препятствовать национальному прогрессу.
Дискуссия : На данный момент идут дискуссии по поводу способов международной защиты товарных знаков от посягательства на них недобросовестных конкурентов. В то время как недобросовестные конкуренты намереваются заимствовать ресурсы организации по товарным знакам, они будут имитировать аналогичные товарные знаки, чтобы обмануть потребителей присвоить ресурсы, которые заслуживает владелец, и нанести ущерб имиджу и репутации товарного знака. Если предположить, что поведение недобросовестных конкурентов не будет предотвращено, организация, владеющая товарным знаком, потеряет прибыль для развития. Кроме того, такое поведение мешает организации разрабатывать новые технологии, способствующие прогрессу страны и общества. Поэтому многие страны разрешают организациям, владеющим товарными знаками, регистрировать свои товарные знаки. После законной регистрации владельцы товарных знаков могут заявить о своих правах, защищенных национальным законодательством, и предотвратить кражу ресурсов и прибыли недобросовестными конкурентами [3, с. 92].
Однако, несмотря на то, что зарегистрированные товарные знаки уже защищены законом, в мире все еще есть постоянные моменты нарушения прав на товарные знаки. В этих случаях, помимо злонамеренных нарушений недобросовестными конкурентами, имеют место лица, нарушающие закон, поскольку не знакомы с национальным законодательством.
Имитируя появляющиеся поддельные товарные знаки, недобросовестные конкуренты могут украсть ресурсы оригинального товарного знака. В целях предотвращения подобных действий недобросовестных конкурентов государства сформулировали законы о защите товарных знаков. В прошлом также были проведены исследования по поиску похожих товарных знаков, чтобы помочь в защите товарных знаков. Хотя оригинальный товарный знак защищен национальным законодательством, недобросовестные конкуренты используют различные методы для подделки оригинального товарного знака. Товарные знаки, поддельные с помощью различных ресурсов, вводят потребителей в заблуждение и являются нарушением закона. Под влиянием таких поддельных товарных знаков оригинальный товарный знак по-прежнему недостаточно защищен. Чтобы эффективно предотвратить такую подделку товарных знаков, необходимо подробно рассматривать международное и национальное законодательство для полной и всесторонней защиты оригинального товарного знака и его владельца. Это может помочь закону предотвратить злонамеренный плагиат изображений недобросовестными конкурентами и уменьшить плагиат, вызванный схожими концепциями дизайна современных дизайнеров товарных знаков [4, с. 202].
Основным принципом при защите товарных знаков является принцип законности, который ограничивает посягательства на товарные знаки в международном праве. Цель принципа состоит в том, чтобы поддержать легитимность власти государства и защитить права владельца товарного знака, обеспечив ясность и предсказуемость закона. Положения международного права о преступлениях в области интеллектуальной собственности обширны, но определить пределы нарушений в области прав владельцев товарных знаков на их основе сложно. Особыми проблемными элементами в этом законодательстве являются множественные правовые коллизии, возникающие при использовании товарных знаков в международной юрисдикции.
Заключение: в международном регулировании товарных знаков ведущее место занимает Парижская конвенция 1883 года. В данном документе закреплен механизм охраны товарного знака, на основании которого страны, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию, запрещать применение товарного знака, который до степени смешения похож на другой зарегистрированный товарный знак (ст. 6.bis). Также согласно п. «А» ст. 6.quinquies Конвенции гарантируется охрана товарным знакам, надлежащим образом зарегистрированным в стране происхождения, что подтверждается свидетельством о регистрации, которое не требует легализации [5].
Действующая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации в разделе 6 не содержит конкретные нормы, регулирующие отношения, связанные с охраной исключительного права на товарный знак. Предполагается закрепить в пункте 2 статьи 1231 ГК РФ норму, свидетельствующую о косвенном установлении принципа lex loci protectionis (право страны, где истребуется охрана), в соответствии с которым защита исключительного права на товарный знак определяется российским гражданским законом вне зависимости от положений международного права. Данная норма должна быть закреплена в разделе 6 ГК РФ, так как она направлена на регулирование гражданских отношений по охране исключительного права на товарный знак в международном регулировании. Для более эффективного регулирования следует в разделе 6 ГК РФ закрепить ному в виде статьи или пункта статьи, посвященную защите исключительного права на товарный знак в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, международно-правовое регулирование товарных знаков должно осуществляться в соответствии с нормами международных договоров. Создание таких договоров было обусловлено проблемой преодоления территориального характера отношений, связанных с интеллектуальной собственностью.
Литература:
- Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник. Учебник. М.: Проспект, 2020. 896 с.
- Гавриш Е. О., Шикина Д. В. Товарный знак как средство индивидуализации товаров // сборнике: Право: история, теория, практика. Сборник материалов IX международной очно-заочной научно-практической конференции. 2019. С. 114–116.
- Дамбаева Л. Б. Проблемные вопросы товарного знака как средства индивидуализации // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения — 2020. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 91–94.
- Блумквист Дж., Учебник по международному авторскому праву и смежным правам, Эдвард Элгар. 2014. С.424
- Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883г.) в ред. от 14.06.1967 // Международные договоры и соглашения в области охраны интеллектуальной собственности. М, 2001