Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комарова, Т. Ю. Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / Т. Ю. Комарова, Е. И. Буторина, А. А. Букартэк, О. В. Мирошникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 130-131. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94132/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема развития воображения у дошкольников с ОВЗ очень актуальна в нашей стране. Воображение является неотъемлемой частью в психологии, она разрабатывается как в экспериментальном, так и в теоретическом плане. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение — это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психологических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом. За последние годы произошли кардинальные изменения в системе дошкольного образования. До недавнего времени основное внимание ученые обращали на дошкольный и школьный возраст, потому что именно в этом возрасте ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, но установлено, что воспитатели уделяют мало времени психическим познавательным процессам.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДОУ указывается, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».

В Конвенции ООН говорится о том, что стандарт направлен на решение следующих задач: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства…»; «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней…».

Проблема развития воображения у дошкольников исследовали зарубежные и русские ученные. Например, Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, А. В. Шибицкая, Рыбникова, Л. П. Стрелкова, К. И. Чуковский Дж. Родари, М. В. Осорина, Попова О. М., Н. А. Репина, М. А. Также известно, что зарубежные и отечественные ученые изучали воображение у детей с ограниченными возможностями здоровья. Альберт Эйнштейн говорил, что, «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». Никола Тесла утверждал, что вначале полностью создает свои изобретения внутри своего воображения и лишь затем воплощает их в реальности.

Л. С. Выготский подчеркивал, что способность к воображению не дается от рождения. Она развивается по мере накопления человеком практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций в течение всей жизни. Однако, как показывает практика, развитию воображения, педагоги уделяют мало внимания. Предпочтение отдают развитию внимания, памяти и мышления.

Мы нашли мало примеров использования игровой программы для 5 формирования воображения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Из этого вытекает противоречие между необходимостью развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и недостаточным применением игровой программы для этого, с другой стороны.

Игры делятся на три группы:

1. Дети сами становятся инициаторами игры.

— сюжетно-отобразительная;

— сюжетно-ролевая игра;

— режиссёрская постановка;

— театрализованная импровизация.

2. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.

Игры с ярко выраженным обучающим характером:

— дидактические игры с сюжетным рисунком;

— игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

— подвижные разного уровня интенсивности;

— дидактические игры с музыкальным сопровождением.

3. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

— развлекающие игры;

— интеллектуальные головоломки и состязания;

— календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

— театрально-костюмированные;

— народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Игра имеет, большую роль в воображение. По мнению Л. С. Выготского, необходимым условием для успешной игровой деятельности ребенка является создание мнимой или воображаемой ситуации, которая имеет место при расхождении наглядного и смыслового полей (ребенок видит одно, а представляет совсем иное). Именно игра способствует формированию в нем умения взглянуть на себя со стороны, отнестись к себе как к другому человеку, приспособить обстоятельства к своим эмоциям и состоянию, то есть адаптирует к современным условиям жизни

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления. В ходе игровой деятельности ребенок познает мир учится его узнавать понимать и приобретать какой-то опыт. Знакомые виды игровой деятельности постепенно совершенствуются и интегрируются с новыми видами деятельности.

В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой они служат им партнером, который тоже применяют на себя свою роль. В процессе игровой деятельности, дошкольники применяют свои навыки импровизации, у детей развивается воображение. В игре преодолевается так называемый познавательный процесс для ребенка. Игра приобретает возможность смены одной позиции на другую, рассматривая все ее варианты.

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены.

Целью игровой программы является развитие воображения у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте.

Задачи заключаются в следующем:

  1. Обогащение знаний и представлений дошкольников об окружающем мире.
  2. Раскрытие и развитие воображения у каждого ребенка.
  3. Создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения детей.
  4. Сплочение коллектива.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления, двигательных навыков, детей дошкольного возраста.
  6. Поощрение и стимуляция желания и стремления детей к познанию и исследованию нового.
  7. Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать возможности реализации и применения воображения.

В процессе игровой программы воспитанники повысят свой опыт воображения, научатся быть творческими, из сложной ситуации находить решения своих проблем. Богатое воображения формирует у ребенка личность, приобщает его к миру искусство и техники. В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе способности к преобразованию действительности в образе и в действиях. В игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, формируются все стороны психической жизни личности. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность к обучению.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, воображение, игровая деятельность, игровая программа, развитие воображения, дошкольный возраст, ограниченная возможность здоровья, дошкольное образование, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.


Похожие статьи

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Похожие статьи

Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Игра с правилами как средство развития волевых качеств дошкольника

Олонхо как средство формирования математических представлений у детей с нарушением интеллекта

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

Музыка как средство воспитания экологической культуры дошкольников

Задать вопрос