В статье автор говорит о том, как подвижная игра на занятиях по физической культуре влияет на развитие ребёнка дошкольного возраста, чему учит, какие качества помогает приобрести, укрепить, сформировать и развить, на какие сферы оказывает наибольшее влияние
Ключевые слова: подвижная игра, ребёнок дошкольного возраста, развитие ребёнка, физическое развитие, физическая культура
Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни.
П. Ф. Лесгафт
Подвижная игра является одним из главных средств физического воспитания ребёнка, поскольку, участвуя в ней (а игра является ведущим типом деятельности дошкольника), он удовлетворяет свою естественную потребность в движении, в совершении действий [1].
В дошкольном возрасте происходит развитие двигательной сферы ребёнка, закладываются основы гармоничного физического развития дошкольника, да и в целом закладываются основы здоровья личности [4].
Участие в подвижных играх благоприятно сказывается на воспитании и развитии дошкольника, происходят такие изменения как:
— физическое, умственное и эстетическое развитие ребёнка;
— нравственное воспитание (воспитание организованности, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания);
— способствование становлению дружбы благодаря необходимости подчиняться правилам подвижной игры и взаимодействовать друг с другом по поводу игры и общих действий в ней (формирование способности действовать сообща, объединяться и договариваться, уступать и выручать; а также умения разрешать складывающиеся конфликтные ситуации) [2];
— воспитание честности и дисциплинированности;
— накопление разнообразного двигательного опыта;
— совершенствование движений;
— развитие умения согласовывать собственные действия;
— упражнения в таких движениях, как лазание, бег, прыжки, перебрасывание, увёртывание, бросание и ловля;
— способствование формированию выносливости, координации, выносливости, быстроты и силы [5];
— развитие активности, инициативности, самостоятельности, настойчивости и уверенности;
— развитие умения соблюдать имеющиеся правила;
— развитие и воспитание трудовых навыков (например, дошкольники учатся делать игровые атрибуты);
— укрепление нервной системы;
— положительное влияние на сердечно-сосудистую, а также дыхательную системы;
— активизация дыхания и кровообращения;
— улучшение обмена веществ;
— благоприятствование крепкому, здоровому сну;
— положительное влияние на психическую деятельность ребёнка;
— развитие мышления (образного, наглядно-образного, логического), памяти (слуховой, зрительной, моторно-слуховой), воображения, находчивости, сообразительности, смекалки, восприятия, произвольного внимания;
— формирование самооценки ребёнка;
— пополнение знаний об окружающем мире;
— формирование и развитие морально-волевых качеств, а также организованности;
— овладение пространственной терминологией;
— развитие чувства ритма;
— развитие умения точно и быстро оценивать обстановку и изменять направленность и скорость движений в соответствии с поставленной задачей;
— смена эмоций посредством игры, которая развивает самоуправляемость и контроль над собственными эмоциями, способствует укреплению нервной системы;
— развитие умения анализировать, обобщать, сопоставлять и делать выводы;
— коррекция и терапия внутри игры (посредством участия в ней взрослого с определёнными целями и задачами);
— развитие культуры ребёнка;
— формирование социальных качеств (ощущение, в первую очередь, себя членом общества);
— формирование комплекса «самости» (самоопределение, самовыражение, самоконтроль, самореализация, самореабилитация);
— обогащение словарного запаса и речи ребёнка (в таких играх часто используются стихотворения, потешки, считалочки и песни);
— совершенствование эстетического восприятия мира, познание красоты и образности движений;
— диагностирование взрослым ребёнка посредством наблюдения за его игровыми действиями и реакциями, а также диагностирование ребёнком самого себя (он понимает, какими личностными качествами обладает, возможностями, на что способен, что ему больше нравится, таким образом он самопознаёт себя).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подвижная игра является одним из комплексных средств воспитания, поскольку она нацелена как на всестороннюю физическую подготовленность ребёнка, так и на улучшение, совершенствование функций организма ребёнка, а также на развитие черт характера личности ребёнка. Участвуя в подвижной игре, дошкольник на занятиях по физической культуре учится быть активным, инициативным и самостоятельным [3]. А неподдельная заинтересованность процессом игры и участием в ней активизирует физиологические ресурсы дошкольника, что, несомненно, положительно сказывается на динамике результативности его движений.
Литература:
- Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. — К.: Здоровья, 2004. — 168 с.
- Жуковская Р. И. «Воспитание ребёнка в игре», Издательство Академии педагогических наук РСФСР. — М.: 1963. — 319 с.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Мозайка–Синтез, 2010. — С. 167.
- Степаненкова, Э. Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э. Я. Степанкова // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 12. — С. 56–58.
- Филиппова, С. О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2009. — 289 с.