«Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Д. С. «Слово о моем Хабаровском крае»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края / Д. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94140/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Ключевые слова: талантливая молодежь, профессиональное образование, научная активность, социальные технологии выявления и поддержки, патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание современной студенческой молодежи находится в фокусе пристального внимания социальной общественности. Трансформация данного процесса заключается в создании и внедрении таких технологий, которые позволят обучающимся включаться в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности различной направленности. Вместе с этим, контентом для новых технологий остается историческое и культурное наследие страны. Об этом же свидетельствует и высказывание Николая Карамзина, который в письмах русского путешественника отметил: «Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна; не думаю: нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать, одушевить, раскрасить, и все удивятся…».

В марте отделом развития инновационной и научно-исследовательской работы Хабаровского краевого института развития образования был инициирован краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», который был посвящен празднованию Года культурного наследия народов России.

Цель конкурса расшифровка и популяризация культурного кода Хабаровского края.

Краевой конкурс позволил: создать условия для гражданско-патриотического воспитания через реализацию научного потенциала и повышения результативности научно-исследовательской деятельности обучающихся профессиональных образовательных организаций; создать базу патриотических маршрутов на основе территориальных туристических ресурсов; повысить профессиональную идентичность в рамках выбранной профессии через научное осмысление исторических событий; выявить и поддержать инициативную и талантливую молодежь системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Особенностью конкурса «Слово о моем Хабаровском крае» являлось то, что конкурсанту вместе с педагогом-наставником предстояло пройти весь путь начинающего исследователя: задумать – инициировать, разработать, оформить, пройти экспертизу, адаптировать, внедрить, диссеминировать на широкий круг общественности.

E:\Слово о Хабаровском крае\QR код Слово о ХК.jpg

Рис. 1. Краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», посвящённый празднованию Года культурного наследия народов России

Выразив желание учувствовать в конкурсе, студенты и педагоги наставники прошли обучение у партнеров конкурса: Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова, государственного архива Хабаровского края, Единого агентства путешествий, Совета молодых ученых и специалистов при Губернаторе Хабаровского края, Дальневосточной региональной Ассоциации туризма.

В ходе обучения студенты приобрели: знания об интегративной роли архивов в сохранении и трансформации исторической памяти и о музейном фонде; умения пользоваться квест-технологиями, оформлять экскурсионные квесты и формировать портфель гида; научно-исследовательские навыки поиска, запроса и оформления первоисточников о культурном наследии Хабаровского края, а также артефактов, посвященных профессиональным традициям рабочих профессий и специальностей.

Полученные знания, умения и навыки студенты профессиональных образовательных организаций Хабаровского края воплотили в разработке индивидуальных научно-исследовательских проектов экскурсионных маршрутов: городских квестов, онлайн квестов, кветрумов. Шестнадцать из них были допущены к очной защите.

Экспертную оценку осуществляла комиссия, в состав которой вошли представители научного и профессионального сообщества из учреждений высшего образования Хабаровского края, организаций партнеров, а также индустрии туризма.

Этап разработки заканчивался очной защитой исследовательских проектов, в ходе которой члены экспертной комиссии высоко оценили в проектах студентов компетентность в теме исследования, инновационный подход, нестандартные формы подачи материала и реалистичность проектов.

С 11 мая по 09 июня 2022 года 14 экскурсионных маршрутов были внедрены. География экскурсантов широкая: школьники и студенты Чегдомына, Ванина, районного поселка Хор, г. Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска стали активными участниками экскурсионных квестов проводимых студентами и педагогами наставниками системы среднего профессионального образования Хабаровского края.

Коротко о цифрах конкурса: 16 экскурсионных маршрутов; 48 гидов-студентов (авторов); 32 педагогов-наставников; 416 экскурсантов – школьников и студентов; 25 экспертов – партнеров (из сферы науки, туризма, культуры). Более 500 человек, ветеранов, педагогов, представителей музеев, архивов, библиотек, заводов и другой общественности, владеющей информацией о фактах и событиях культурного наследия Хабаровского края, были задействованы в ходе реализации краевого конкурса.

Специфика данного конкурса заключается в соединении результатов работы каждого участника, представляющего культурное наследие своей малой родины, города или поселка в единый проект, где вклад каждого участника не повторим. Таким образом, становится символичным, что в этом конкурсе посвященному культурному наследию Хабаровского края нет проигравших!

Площадкой для диссеминации внедренных интерактивных экскурсионных маршрутов стала IX Краевая научно-практическая конференция «Молодая наука: достижения, проекты, инновации» с международным участием. В рамках которой участники представили инициированные в марте, оформленные в апреле, прошедшие экспертизу в мае, внедренные в мае – июне 2022 года научно-исследовательские проекты интерактивных экскурсий.

На всем протяжении нелегко научно-исследовательского пути молодых исследователей поддерживают их педагоги-наставники. Их роль трудно переоценить в подготовки студентов, ведь начиная от выбора тем, постановки целей и задач, определения методов познания и созидания, и заканчивая тренировкой к выступлению, они все время являются для ребят и оптимистом, и реалистом, и прагматиком, и критиком одновременно.

Молодых исследователей в сфере среднего профессионального образования поддерживают на уровне Министерства образования и науки края, награждая наиболее талантливых, активных и целеустремленных студентов, разработавших перспективные и инновационные проекты.

По результатам краевого конкурса выпущено научно-популярное издание «Слово о моем Хабаровском крае: калейдоскоп исторических фактов». В нем собраны примечательные и познавательные факты об объектах культурного наследия и этнокультурного многообразия Хабаровского края, а также профессиональном культурном коде региона, которые с разных сторон отражают неповторимость и узнаваемость Хабаровского края.

Материал разбит по трем тематическим рубрикам.

Раздел 1. Городской квест «Объекты культурного наследия Хабаровского края» (о памятных местах истории и культуры Хабаровского края)

ХАБАРОВСК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Авторы: Будкова Анастасия Евгеньевна, Шляхетская Дарья Владимировна, Коростина Людмила Александровна

Педагоги-наставники: Тюняев Максим Вячеславович, Влезько Светлана Олеговна

Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания

ПЕРВЫЙ

Авторы: Артеха Алёна Владимировна, Печатнова Полина Игоревна

Педагог-наставник: Чикишева Анастасия Сергеевна

Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

ПО ЮЖНЫМ ОКРАИНАМ…

Авторы: Чулочников Александр Алексеевич, Горяйнов Денис Евгеньевич, Ерёмин Алексей

Александрович

Педагог-наставник: Никифорова Дарья Александровна

Хабаровский промышленно-экономический техникум

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЫЙ КОМСОМОЛЬСК

Авторы: Бирюков Данила Иванович, Губанов Александр Владимирович

Педагоги-наставники: Волынкин Виктор Вячеславович, Толстова Елена Ивановна

Комсомольский-на-Амуре строительный колледж

КОМСОМОЛЬСК – СОВЕТСКИЙ ГОРОД

Авторы: Черных Сергей Степанович, Кускова Виктория Алексеевна

Педагог-наставник: Логунова Зинаида Петровна

Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова

ТРОПОЮ КОМСОМОЛЬЦЕВ ПРОЙДЕМ ПО ИСТОРИИ КРАЯ

Авторы: Андриенко Евгений Сергеевич, Елохин Даниил Романович, Слободянюк Владимир Александрович

Педагоги-наставники: Ковалева Елена Викторовна, Ильченко Дмитрий Александрович

Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

Раздел 2. Онлайн-квест «Этнокультурное многообразие Хабаровского края» (о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур)

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ…

Авторы: Луханин Денис Алексеевич, Сгудеев Данила Дмитриевич

Педагоги-наставники:

Колесник Ирина Владимировна

Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания

ЛЮДИ АМУРА

Авторы: Савов Денис Викторович, Решетникова Екатерина Сергеевна

Педагоги-наставники:

Егорова Елена Юрьевна, Кондратьева Галина Петровна

Чегдомынский горно-технологический техникум

СКАЗАНИЕ ЗЕМЛИ ОРОЧИСЭЛ

Автор: Семенов Дмитрий Дмитриевич

Педагоги-наставники: Обыдённова Надежда Сергеевна, Дода Татьяна Владимировна

Ванинский межотраслевой колледж

НАРОДЫ ПРИАМУРЬЯ, КАК ЦВЕТЫ НА ЛУГУ

Авторы: Дигор Маргарита Викторовна, Дигор Вероника Андреевна

Педагоги-наставники:

Помораева Анна Ивановна

Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум им. Героя Советского Союза В. В. Орехова

ТАЙНЫ КОРРЕНЫХ НАРОДОВ

Авторы: Хланта Алина Витальевна, Лещинская Ксения Сергеевна, Лю Анастасия Романовна

Педагог-наставник: Куроптева Александра Юрьевна

Хабаровский торгово-экономический техникум

СЛОВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ: СТРАНИЦЫ СКАЗОК КОРЕННЫХ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ

Авторы: Малышкина Алена Сергеевна, Власенко Дарья Андреевна

Педагоги-наставники: Кальницкая Ирина Геннадьевна

Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша

Раздел 3. Квеструм «Профессиональный культурный код Хабаровского края» (о наследии предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ КОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В КРАСНОФЛОТСКОМ РАЙОНЕ

Фурман Ольга Александровна

Педагоги-наставники: Семенова Ольга Валентиновна, Анищенко Елена Алексеевна

Хабаровский технический колледж

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ХАБАРОВСК: СЕКРЕТЫ СВАРОЧНОГО МАСТЕРСТВА

Тимофеева Виктория Александровна, Долгова Анна Александровна, Валехова Марина Александровна

Педагоги-наставники: Огнев Сергей Владимирович, Головченко Дарья Андреевна

Хабаровский техникум городской инфраструктуры и промышленного производства

СОВРЕМЕННЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ В АГРОПРОМЕ

Авторы: Лунькова Екатерина Евгеньевна, Кобзаренко Андрей Владимирович

Педагоги-наставники: Залевская Сталина Владимировна

Хорский агропромышленный техникум

БЯНГАЛЯ: НАСЛЕДИЕ ПОВАРСКОГО ДЕЛА

Авторы: Семенова Влада Дмитриевна, Коренева Ангелина Евгеньевна

Педагоги-наставники: Еремина Светлана Ринатовна

Хабаровский торгово-экономический техникум

В заключение издания представлены фотографии внедренческого этапа проекта, позволяющие окунуться в атмосферу культурного наследия и познакомиться с маршрутами, апробированными в 2022 году.

Широкое привлечение краеведческого содержания, оригинальность замысла, композиционная и структурная целостность изложения материала позволят широкому кругу читателей: совершить увлекательное путешествие во времени; сформировать чувство гордости за свой край, свою страну; приумножить знания о профессиях.

Уникальность научно-популярного издания «Слово о моем Хабаровском крае» заключается в том, что оно является экскурсионным предложением для всех интересующихся историей Хабаровского края, желающих больше узнать о разнообразии этносов Хабаровского края и их культур, памятных местах в контексте исторических событий региона, а также о культурном коде рабочих профессий.

Благодарим студентов и их наставников за участие в конкурсе научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае», за изучение истории Хабаровского края, за внимание к коренным малочисленным народам нашего региона, за уважение к профессиональному культурному коду, за сохранение исторической памяти.

Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, мой Хабаровский край, краевой конкурс, культурное наследие, автор, профессиональное образование, Советский Союз, комсомольский-на-амур, профессиональный культурный код, Семенов.


Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Похожие статьи

«Диалог академической науки и профессионального образования»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Диалог академической науки и профессионального образования» в системе среднего профессионального образования Хабаро...

«Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров»: социальная технология гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования Хабаровского края

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Наука профессионального образования: по следам научных волонтеров» в системе среднего профессионального образования...

Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.

Конкурсное движение научной направленности как социальная технология выявления талантливой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье представлены результаты организации и внедрения конкурсного движения научной направленности в сферу среднего профессионального образования Хабаровского края.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи в Новосибирской области

В статье рассматривается актуальная проблема в студенческой молодежной среде — патриотизм. Показан опыт патриотического воспитания на примере Новосибирской области и проведен анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российс...

Школа инноваций профессионального образования Хабаровского края

В статье представлен механизм координации и сопровождения краевых инновационных площадок системы среднего профессионального образования Хабаровского края. Приводятся результаты трехлетней работы Школы инноваций профессионального образования.

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Инициативы для пользы региона: практики успешности студенческой молодёжи среднего профессионального образования

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для развития Хабаровского края: социокультурные практики, практики развития человеческого капитала, практики для развития городской инфраструктуры и другие. Пр...

Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.

Задать вопрос