В статье говорится о новом тренде в образовании – блогерстве педагога. Рассматриваются преимущества использования педагогами социальных сетей, в частности Instagram, Telegram, TikTok, выделяются преимущества ведения блога. Анализируются основные характеристики привлекательных педагогических блогов, приведены примеры учителей-блогеров и собственный опыт.
Ключевые слова: социальные сети, интернет, блогосфера, блогерство, блог, педагогический блог, контент.
Сегодня Интернет затронул все сферы человеческой жизнедеятельности. Это место для обучения, развлечения, отдыха и общения; привычный инструмент для поиска информации, работы и общения.
Ни для кого не секрет, что одной из самых современных, «модных» тенденций является работа в блогосфере. Мы наблюдаем бум образовательных блогов, постоянно появляется новый опыт. Лучший способ узнать новации в образовании – читать блоги профи и сообществ, которые с удовольствием делятся своими наработками, советами, получают оценку привлекательности своих идей и пр.
Блог (от англ. blog («web log» – «сетевой журнал» / «дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов, позволяющих в хронологической последовательности размещать записи, документы, изображения, медиаресурсы и пр. Блог – это некий «монолог на тему», прерываемый и направляемый комментариями, вопросами и другими активностями слушателей-читателей.
Распространенной практикой использования педагогами возможностей «цифры» остается умение анализировать и фильтровать информацию для самообразования, для выбора форм, методов и технологий обучения. Блогинг рассматривают как технологию открытого образования со специфическими дидактическими свойствами и функциями, типами и структурой [3]. Создание блогов открывает в педагогической деятельности реальную среду, в которой можно высказаться (отнестись, прокомментировать, покритиковать, сослаться) и быть услышанным. Это особая среда, предоставляющая возможность посмотреть «другими глазами» со стороны на педагогические идеи и проблемы, реальные ситуации и происходящие изменения. Это та связь с внешней средой, которая позволяет продвигать свои идеи и иметь взаимообмен информации.
Исследователи выделяют ряд преимуществ ведения блога: блог личностен и существует в контексте личности автора; блог социален, сам блог – в определенном смысле сообщество; блог существует во времени – хронология событий и записей; блог – ненавязчивый и информативный инструмент общения с широким кругом знакомых, друзей, коллег; блог – удобная площадка для разговора, для организации дискуссии [3].
Блогерская деятельность педагога однозначно развивает его профессиональные и IT-компетенции, социальную и профессиональную горизонтальную и вертикальную мобильность. Для педагога – это возможность открыть себя не только как специалиста у доски, но и как человека. Именно это формирует авторитет и доверие, определяет отношение. Блогеры сейчас имеют достаточно экспертную, уважаемую и авторитетную позицию. Дети восхищаются педагогами-блогерами. Для детей сейчас профессия блогера одна из топовых профессий.
Блог и контент, которым будет полезно воспользоваться, это действительно та форма, которую может себе позволить педагог, будучи при этом и авторитетным, и уважаемым профессионалом. Не стыдно сказать: «Я – учитель», «Я – блогер», «Я делюсь информацией», «Я – открыт(-а)», «Я – прозрачен в своей работе». Это важно и для родителей. Им необходимо увидеть, что учитель транслирует востребованные и актуальные знания, дает важные советы.
Выбор платформы педагогического блога зависит от целей педагога. Для развернутых постов-размышлений с большим объемом материала оптимальны ВКонтакте, Фейсбук и Телеграм. В блогах педагогов можно найти полезную и интересную информацию на разные темы. Педагоги публикуют посты, рассказывая об учительских лайфхаках своего опыта, делятся идеями обустройства образовательного пространства, поучительными историями, эмоциями от побед и разочарований, мотивационными картинками для учителей и прочие мелочи, которые при креативном подходе к делу делают их популярным в социальных сетях.
Пользователей сети привлекают те педагогические блоги, которые красиво оформлены, интересны и полезные по контенту. Так, например:
– Екатерина Петровна Тихонова («@kate_happy_teacher»), учитель начальных классов ГБОУ «Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И. Чуйкова» г. Москвы, обсуждает с коллегами сложные темы профессионального выгорания, безопасности детей во время уроков и конфликтов с родителями из-за домашних заданий и не только.
– Лариса Гивиевна Арачашвили («@larachashvililara»), учитель русского языка и литературы средней школы №55 «Долина знаний» Советского района г. Волгограда, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2019», в блоге рассуждает о профессиональном выгорании, подарках для учителей, проводит прямые эфиры с победителями профессиональных конкурсов, публикует забавные истории из школьной жизни [5].
Платформа TikTok – креативная социальная платформа, позволяющая загружать короткие видеоролики. Длительность большинства из них, не более 15 секунд. TikTok был запущен в 2017 году. Завоевал большую популярность в 2019 году.
TikTok популярен среди молодежи в возрасте 14-24 лет. По статистике, на данной платформе пользователи проводят в среднем 8 часов в неделю. Поэтому педагоги отмечают, что TikTok помогает наладить контакт с детьми, быть с ними на одной волне: современный учитель должен знать, чем интересуются дети [4].
Но, несмотря на преобладание молодежной аудитории, тиктокерами становятся в разном возрасте. Удобный пользовательский интерфейс, краткость и информативность привлекает на TikTok платформу старшее поколение педагогов. Они создают свои ролики по совету детей или с подначивания учеников. Например, Любовь Гараз, репетитор по русскому языку, имеет 128 тыс. подписчиков. Педагог со стажем 35 лет нашла в TikTok новый формат объяснения сложных тем по русскому языку (подбор синонимов, образование причастий и пр.).
В TikTok нет специального реквизита, дорогой техники и платного продвижения. Для создания видеороликов важна искренность и естественность пространства, принятие нормы и стиля повествования TikTok платформы. Так в ленте Андрея Федотова, одного из самых харизматичных учителей TikTok, обычная школьная жизнь, танцы и музыкальные пародии, много шуток. Помимо школьного контента педагог делится и личными историями: показывает свою антистрессовую коллекцию Lego, рассказывает, как проводят каникулы. Николай Милованов, 69-летний учитель физики и математики, в TikTok записывает стихотворные задачи для своих учеников. Он объясняет теоремы и правила с помощью стихов и песен, активно жестикулирует и всегда улыбается. Благодаря своему обаянию педагог смог избавить 160тыс. своих подписчиков от страха перед точными науками. Евгений Курчанов – потомственный преподаватель из Вологды – в TikTok с помощью смешных видео обучает своих подписчиков английскому языку, учит органично применять заимствования («краш» и пр.) в речи, объясняет, как получить работу у Бэтмана [1].
Являясь студенткой педагогического колледжа, автор ведет педагогический блог, в котором доступно и интересно делится с пользователями сети результатами своей деятельности. С октября 2021года ведется блог педагогического класса «Педскиллсики» (https://www.instagram.com/pedskillsiki/), освещаются занятия, soft пробы, репетиции и другие события учащихся и студентов-наставников. В блоге 81 публикация, 60 подписчиков (педагоги, студенты, учащиеся и родители).
Автор статьи ведет свой аккаунт в TikTok. Сначала это был аккаунт для себя, за 3-4 месяца удалось набрать 14 тысяч подписчиков. В связи с тем, что аудитория собралась разная, кому-то нужны песни и танцы, а кто-то желает смотреть педагогический контент. Поэтому создан отдельный аккаунт с педагогическим контентом. С каждым днем количество подписчиков нового аккаунта становится все больше. Думаем, что удастся раскрутить свой блог, как это сделали популярные TikTok-учителя.
Итак, быть блогером для педагога – интересно, энергично и «трендово».
Литература:
- 6 учителей-блогеров из TikTok, на которых нужно подписаться // Вести образования – Текст: электронный – URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/9/teacher/16401-6_uchiteley_blogerov_iz_tiktok_na_kotoryh_nuzhno_podpisatsya_
- 8 учителей, которые неплохо освоились в TikTok // Образование Skillbox Media – Текст: электронный – URL: https://skillbox.ru/
- Белов, С. А. Обучение студентов вуза с использованием блогов как средства управления их учебно-познавательной деятельностью / С.А. Белов, Д.Г. Лазарева // Известие Алтайского государственного университета – 2011. – № 2-2 (70) – С. 13-16.
- На одной волне: 5 учителей-тиктокеров, на которых стоит подписаться – Текст: электронный – URL: https://chips-journal.ru/reviews/5-ucitelej-tiktokerov
- Обзор популярных блогов учителей в Инстаграме // I Всероссийский форум классных руководителей – Текст: электронный – URL: https://m.vk.com/@vfkr_ru-populyarnye-blogi-uchitelei-v-instagrame