В статье описана авторская разработка, направленная на самоопределение учеников школ в области профессий Чегдомынского горно-технологического техникума. Приводятся результаты опрос школьников района и студентов техникума об информированности профессий техникума.
Ключевые слова: профориентация, проект, самоопределение, профориентационная игра, исследование.
Многие обучающиеся 7 и 8 классов не имеют представления о своей будущей профессии и не знают, какие факторы влияют на её успешный выбор. Такая ситуация грозит неправильным самоопределением в будущей трудовой деятельности. Даже некоторые студенты 1-3 курсов, часто сомневаются в правильности выбора собственной профессии. Велико число студентов, которые по этой причине прекращают своё обучение в техникуме, что существенно портит рейтинг учебного заведения и остаётся неприятным воспоминанием в памяти бывшего студента.
Таким образом, когда перед школьниками 7, 8 класса встает выбор: учиться ли в школе до 11 класса, или, после окончания 9 поступить в колледж, необходимо правильно определиться с выбором профессии.
Чегдомынский горно-технологический техникум имеет профориентационную программу и проводит множество мероприятий по профессиональному ориентированию школьников в течение всего ученого года. Ученики школ и их родители имеют достаточно хорошее представление о профессиях, которым обучает техникум, об этом можно судить по отзывам родителей и школьников под публикациями о профориентационных мероприятиях на официальных страницах техникума.
Однако даже очень хорошая осведомленность о специфике профессии и особенностях специальности не даёт ученику школы полную уверенность в личном выборе предлагаемых профессий. В связи с этим возникает необходимость в создании инструмента, который поможет школьникам лучше сориентироваться в профессиях и специальностях техникума.
Цель работы: создать условия для успешного профессионального самоопределения школьников среди профессий и специальностей Чегдомынского горно-технологического техникума с учетом их интересов, склонностей и возможностей путем создания профориентационной игры и организации медиа-поддержки.
Чтобы достигнуть поставленную цель необходимо было решить следующие задачи: разработать и провести опрос для школьников района и студентов техникума; изучить факторы успешного профессионального самоопределения; подобрать материал и создать карточки для профессионального самоопределения среди специальностей и профессий; создать профориентационный телеграмм-канал; описать результаты апробации профориентационных карточек, анализа посещаемости телеграмм-сообщества.
При выборе профессии очень важно учесть соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии.
Большое значение при выборе профессии играют следующие факторы: позиция старших членов семьи; личные профессиональные планы; позиция товарищей, подруг; способности и склонности; уровень притязаний на общественное признание; информированность обо всех тонкостях выбранной профессии.
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Такими же немало важными факторами могут быть: материальные возможности; перспективность профессии; возможность трудоустройства; подготовка к вступительным экзаменам.
Таким образом, выбор профессии – сложное дело. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно учитывать следующие составляющие: «ХОЧУ» – профессиональные интересы, желания; «МОГУ» – возможности, склонности, способности, показатели здоровья; «НАДО» – востребованность профессий на современном рынке труда.
Для того, чтобы оценить уровень вовлеченности школьников и студентов в мероприятия техникума по профессиональному самоопределению, был проведен опрос.
Анализ ответов студентов показал, что большая часть из них не принимали участие в профориентационных мероприятиях от техникума. По данным техникума, велико количество отчисленных студентов из этих групп за год. Ответы оставшейся части студентов свидетельствуют о том, что они принимали участие в профориентационных мероприятия техникума, таких как: «ПрофиТрек», «Школа юных горняков», профориентационные экскурсии в техникум.
Анализ ответов школьников показал, что больший процент хочет поступить в средне-профессиональные учреждения, но не определились с выбором профессии, и не хотят поступать в горно-технологический техникум. Задача техникума – повысить процент желающих школьников поступить в наше учреждение, привлечь все возможные ресурсы для того, чтобы ученики больше знали о профессиях техникума и определились с выбором профессии для себя.
Так как в техникуме подавляющее большинство профессий имеют специальность – техник, то подходящий для нас тип профессий, исходя из всех возможных типов профессий (по Е.А. Климову) – это «Человек-техника».
Работники профессий «Человек-техника» имеют дело с техническими объектами труда. В 2022-2023 учебном году в техникуме будет проводится набор по профессиям человек-техника таким, как: 21.01.15 Электрослесарь подземный (ЭСП); 21.02.15 Открытые горные работы (ОГР); 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений (КХС); 21.01.08 Машинист на открытых горных работах (МБЭ). В работе мы подробно остановились на характеристиках и профессиональных компетенциях выпускников каждой из вышеперечисленных профессий.
Для того, чтобы ориентировать будущих студентов в мире профессий и специальностей техникума, мероприятий и активностей, было принято решение создать сообщество в виде телеграмм-канала. Платформа выбрана в связи с тем, что большое количество школьников использует именно её. На данный момент телеграмм-канал получил название «Профгид» и начал свою работу.
Чтобы избежать неправильной профессиональной ориентации будущим студентам необходимо заранее определиться со своими предпочтениями и склонностями относительно предлагаемых профессий в техникуме. Мы предлагаем ученикам 7 и 8 классов поучаствовать в профориентационной игре-опросе, чтобы определить, какая специальность или профессия наиболее близка ученику.
Для разработки содержания профориентационных карточек была использовала информация, описывающпя требования, личные качества и квалификационные особенности необходимых нам профессий, включающая по 9 позиций для каждой из отобранных профессий.
ПрофГид – игровое мероприятие для школьников района. В игре 4 комплекта профориентационных карточек для четырёх профессий и образец итоговой таблицы. Ученикам предлагается два варианта проведения мероприятия.
1 вариант (на взаимодействие). Ученики класса делятся на 4 команды, представители команд поочередно вытягивают карточки и, если описанная в карточке характеристика профессии подходит, участник команды ставит себе плюс в соответствующей графе таблицы. По завершении зачитывания карточек, ребята подсчитывают плюсы в таблице. Предрасположенность к профессии из числа предложенных определяется большинством плюсов. В завершении игры ученикам предлагается разбиться по профессиям и придумать творческий номер о своей профессии.
2 вариант. Каждому ученику выдается профориентационная таблица. Представитель техникума перемешивает профориентационные карточки и поочерёдно зачитывает информацию. Ребята делают отметки в соответствующих графах таблицы. Предрасположенность к профессии из числа предложенных определяется большинством плюсов. В завершении ведущий делает презентацию каждой из профессий и отвечает на вопросы учеников.
Была проведена серия встреч с учениками 7, 8, 9 классов из разных школ района. Опробованы оба варианта игры. Ученикам 7 класса более интересен показался вариант с групповой работой. После апробации профориентационной игры, был составлен план регулярных посещений классных часов для учеников 7,8,9 классов, с целью проведения с ними разработанных профориентационных мероприятий.
Литература:
- Князькина Е.А. Стратегии привлечения талантливой молодежи в технический университет // КПЖ. – 2021. – №1 (144). – С. 113-119.
- Илюхина Н.А. Профориентационная работа вузов со школьниками: новые возможности традиционных форм // Вестник РГГУ. – 2016. – №4 (6). – С. 83-85.
- Бренч С.В. Профориентационная работа в условиях малого города // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – №3. – С. 34-35