В этой статье мы хотели бы сделать попытку проанализировать, каким образом язык влияет на когнитивное, эмоциональное, социальное, физическое и языковое развитие детей в раннем возрасте, и попутно сопроводив наши рассуждения примерами для каждой области развития.
In this article, we would like to make an attempt to analyze how language affects the cognitive, emotional, social, physical and linguistic development of children at an early age, and simultaneously accompanying our reasoning with examples for each area of development.
Язык и раннее детство
Нет смысла оспаривать тот факт, что на когнитивное, эмоциональное, социальное и даже физическое развитие детей в раннем возрасте в огромной мере влияет именно языковой аспект. Структурные языковые навыки (например, понимание звуков, словарного запаса и значения), а также практические средства общения (например, эффективное использование вежливых манер и невербального общения) оказывают влияние на развитие ребенка. Практика эффективного использования языка, достижение достаточного прогресса в увеличении словарного запаса и совершенствование навыков общения являются мощными стратегиями улучшения роста и развития детей. Выражая свои мысли и чувства с помощью языка другим людям и получая эти сообщения от других, дети могут научиться функционировать и взаимодействовать в мире.
На самом деле, язык настолько важен для развития ребенка, что статистически значимая доля учащихся, которые борются с трудностями в обучении, психическими заболеваниями или расстройствами поведения, имеют двойной диагноз с той или иной формой нарушения речи. Давайте подробнее рассмотрим, как изучение языка влияет на каждую область развития детей дошкольного возраста.
Когнитивное развитие
Когнитивное развитие относится к измерениям интеллектуальных или академических способностей в процессе обучения мышлению, развитию мозга, способности следовать инструкциям или обучаться обработке информации и другим вопросам, связанным с мышлением и обучением. В рамках этой концепции когнитивного развития становится ясно, что трудности с обработкой речи окажут глубокое влияние на когнитивное развитие ребенка.
Как только дети поступают в дошкольное учреждение, почти все их обучение осуществляется с помощью вербального использования языка. Это помогает проложить путь для последующего обучения чтению и письму. Дети, которые отстают на этом важном этапе обучения пониманию языка, могут позже испытывать трудности с развитием грамотности. Учителя дошкольного образования могут помочь смягчить некоторые из этих негативных последствий, возможно, первыми заметив, выявив, оценив или диагностировав нарушение обработки речи у ребенка. Учителя дошкольных учреждений могут учитывать признаки того, что у ребенка проблемы с речевым развитием, и быть готовыми направить его к логопедам, аудиологам и дефектологам. Поскольку учитель так хорошо знает детей, они могут стать информаторами для этих других экспертов и родителей, предоставляя важную информацию, которая может помочь в постановке диагноза и лечении в соответствии с потребностями ребенка.
Эмоциональное развитие
Понимание адекватного использования языка имеет решающее значение для эмоционального развития ребенка, потому что это основной способ, которым мы выражаем себя, формулируем свои потребности и оказываем эмоциональную поддержку и взаимность близким. После двухлетнего возраста дети все реже прибегают к вспышкам гнева, чтобы попросить помощи в удовлетворении своих потребностей. Дети с нарушениями обработки речи могут быть менее способны выражать свое эмоциональное состояние другим или интерпретировать эмоциональные выражения других людей, которые они получают. Это может привести к задержкам в эмоциональном развитии и неспособности понять, что они чувствуют.
Один из действительно эффективных способов, которым учителя дошкольных учреждений могут помочь в эмоциональном развитии детей, особенно детей, у которых есть проблемы с обработкой речи, — это создание в школе упражнений, помогающих выявлять и выражать широкий спектр человеческих эмоций. Используя символы эмодзи и другие популярные иллюстрации, учителя дошкольных учреждений могут предоставить учащимся возможность определить свои чувства по таблице. Дошкольное учреждение также дает учащимся возможность попрактиковаться во взаимодействии и самовыражении с другими людьми, включая авторитетных деятелей и сверстников.
Социальное развитие
Язык влияет на социальное развитие детей таким же образом, как и на эмоциональное развитие. Иногда социальное развитие может маскировать проблемы с изучением языка. Например, когда учащиеся кажутся очень застенчивыми, на самом деле им может быть трудно общаться или понимать других. Некоторые учащиеся с проблемами обработки речи могут казаться незаинтересованными в разговорах со своими сверстниками не потому, что они антисоциальны, а потому, что им трудно понять, о чем идет разговор.
Учителя дошкольных учреждений могут воспользоваться возможностью и организовать для этих учащихся структурированную параллельную игру, в которой они могут играть вместе друг с другом, чтобы практиковать социальное взаимодействие, но необязательно общаться устно. Учителя также могут помочь определить, когда личностные различия могут проявляться как диагностируемое языковое расстройство. Как и в случае с выявлением проблем в когнитивном развитии, учителя могут быть первой линией защиты для учащихся, которые испытывают трудности с социальным развитием в результате обработки языка.
Физическое развитие
Возможно, наиболее очевидной связью между трудностями в изучении языка и физическим развитием является неспособность ребенка четко сформулировать свои потребности, чтобы их удовлетворить. Физическое развитие может быть затруднено у детей, которые не могут объяснить, что они голодны или хотят спать, или что у них есть некоторые боли в теле, которые могут указывать на физиологическую проблему. Иногда причина нарушения усвоения языка также может вызывать другие физиологические проблемы. Например, в случаях жестокого обращения с детьми и безнадзорности у детей могут возникнуть проблемы с изучением языка наряду с любыми физическими травмами, которые они получают.
Чем больше юный мозг стимулируется соответствующими переживаниями, тем лучше дети подготовлены к овладению таким замечательным инструментом, как язык. На самом деле, исследования показывают, что язык и развитие мозга тесно связаны, одно питает другое, особенно в раннем детстве. По мере того, как дети овладевают языком, обучающие (или нейронные) пути их мозга становятся более детализированными. Мы буквально воспитываем лучших учеников, развивая языковые навыки. Без сомнения, языковые навыки детей расцветают, когда родители создают плодородную почву. Эта плодородная почва состоит из отзывчивого воспитания, последовательного распорядка дня, социального взаимодействия со сверстниками и широкого спектра непосредственного опыта.
Литература:
- Adeniyi EO (2003). Child development in contemporary Nigeria: Educational policy and practice. J. OMEP Nigeria, No 1, pp. 82–91
- Garden H (1993). Frames of mind. The theory of multiple intelligence. New York Haper Collins, Sept Vol 15(10)pp. 42–47
- Селина Л. А., Халфина Р. Р. Влияние родителей на развитие детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2019. — № 1.;
- Deci, Edward L. & Ryan, Richard M. (1985). Intrinsic motivation and self-determination in human Behaviour. New York: Plenum Press.