В данной статье приводятся результаты проекта, направленного на изучение традиционной посуды народов Севера, хранящейся в музее Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. Авторами был создан набор открыток, каждая из которых содержала описание музейных экспонатов, отражающих культуру коренных малочисленных народов Севера. Данный набор открыток сегодня используется при изучении междисциплинарного курса «Родной язык и родная литература», в качестве памятных подарков для посетителей и гостей музея техникума и т.д.
Ключевые слова: традиционная посуда, дерево, береста, лоза, плетение, орнаментация, ритуальная посуда, описание, музейные экспонаты.
Материальная культура коренных народов Дальнего Востока на протяжении многих веков видоизменялась под воздействием внутренних и внешних факторов, выработав универсальные способы ведения традиционного хозяйства. Одной из сторон, характеризующих материальную культуру аборигенов дальневосточного региона, является изготовление и применение кухонной утвари, образцы которой хранятся в музеях России, а также и в музее Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума.
Начало сборов относится к середине ХХ века, коллекция посуды коренных народов Хабаровского края составляет 19 предметов. Это поступления от студентов педагогического училища, которые стояли у истоков образования музея нынешнего техникума. Для сохранения этого ценного материала и передачи его следующим поколениям было решено создать набор открыток с традиционной посудой из музея техникума.
Подходы к теоретическому изучению искусства коренных северян можно найти в трудах Л.И. Штернберга, В.К. Арсеньева, А.П. Окладникова, Н.В. Кочешкова, С.В. Иванова, П.Я. Гонтмахера и других. Их научные изыскания в этой области доказали эстетическую ценность и духовность культуры аборигенов Дальнего Востока. В книге К.П. Белобородовой «Приамурские узоры» есть интересные сведения об обработке бересты, о плетении из лозы и корней тальника и т.д. [1]
По функциональному предназначению всю посуду можно разделить на четыре группы: предметы для сервировки стола; предметы для приготовления пищи; предметы для собирательства; предметы для хранения продуктов.
К предметам для сервировки стола относятся различные чаши, ложки, палочки для еды, вилки, корытца, сосуды.
При приготовлении пищи использовали различные деревянные поварешки, ложки – шумовки, ковши, ступки с пестами, корыта, палочки, разных размеров блюда.
Собирательство как один из видов хозяйственной деятельности играл важную роль в жизни северных народов. Поэтому для осуществления этого вида деятельности существовали разнообразные предметы, относящиеся к кухонной утвари. Среди них различные туеса, короба, корзины, ведра и т.д. [3]
В отдельную группу выделяется ритуальная посуда, которая использовалась в особых случаях и хранилась отдельно. Она особенно тщательно отделывалась и украшалась, имела древнюю форму и орнаментику. Многие исследователи-североведы отмечают, что такая посуда представляет огромный этнографический и художественный интерес. [5].
В музее техникума представлена небольшая коллекция традиционной посуды коренных малочисленных народов Севера. Кухонная утварь представлена, изделиями из бересты, деревянной и плетеной посудой. Имеется среди экспонатов и ритуальная посуда.
Предметы систематизированы по материалам, из которых они изготовлены. Каждая открытка сопровождается описанием и содержит следующие сведения: 1) автор (если известен); 2) название научное и этническое; 3) этнос; 4) функциональное назначение; 5) время бытования; 6) внешнее устройство; 7) размеры предмета (даны в сантиметрах); 8) материал и техника изготовления; 9) сохранность (при наличии повреждений); 10) место и время сборов (если известно).
Искусство резьбы по дереву у всех народов Приамурья имеет много общего. Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья – виртуозы художественной обработки дерева. Резчики использовали для своих поделок различные породы: лиственницу, клен, тополь, ольху, ель, пихту, рябину [2]. Мастер имел набор инструментов: топоры, ножи с кривыми и тонкими лезвиями, сверла, шило, пилу, напильники. Среди экспонатов музея деревянная посуда представлена пятью ложками различного назначения и двумя ковшами.
Одним из самых часто используемых материалов в быту была – береста. Легкая, красивая, эластичная, водонепроницаемая, она была незаменима в прошлом в любой семье. Из нее делали разнообразную утварь: посуду, рыболовные снасти, музыкальные инструменты и разные поделки. Предметы из этого пластичного материала очень легкие и удобные в хозяйстве. В музее сохранились четыре короба для хранения и две корзинки для сбора ягод.
Наряду с берестой в изготовлении кухонной утвари женщины использовали лозу, корни ивы и тальника. Собирались прутья с кустов в мае или летом в тайге. Со свежих прутьев снималась кора. Иногда ее не снимали, чтобы оставить темным для рисунка.
Кроме тальниковых корней для плетения использовался и другой материал, который по-нанайски называется « воченкура ». Мастера собирали прутья особого кустарника (лозы) в прибрежной полосе пойменного леса. Перед началом плетения корни и прутья лозы долго отмачивались в холодной воде. Материал становился мягким, не ломался и легко принимал округлую форму при сгибании. [4]. Плетёная посуда в музее имеется в двух видах: блюдо для продуктов и шумовка для вынимания мяса или рыбы.
Особенно тщательно отделывалась и украшалась ритуальная посуда, имеющая наиболее древнюю форму и орнаментику. Наиболее значимыми обрядовыми действиями были «кормление воды» и медвежий праздник. Для каждого из этих событий мастерами изготавливалась традиционная ритуальная посуда. Из ритуальной посуды есть два корыта для приготовления ритуального блюда и ковш для медвежьего праздника.
Рис.1.Образец открытки
Одной из проблем научной атрибуции предметов кухонной утвари народов Приамурья является определение их точной этнической принадлежности. Они были распространены у всех коренных народов, населяющих территорию Хабаровского края, и не имели существенных отличий. Имеющиеся предметы кухонной утвари в музее техникума представляют этнографический и культурологический интерес для исследователей народов Приамурья.
Литература:
- Белобородова, К.П. Приамурские узоры/ К.П. Белобородова. – Л.: Художник РСФСР, 1975. – 108 с.
- Гонтмахер, П.Я. Типология орнаментального искусства и методика изучения орнамента народов Амура и Сахалина / П.Я.Гонтмахер // Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России: (Материалы к историко-этнографическому атласу): Сб. науч. тр. –Владивосток: Дальнаука, 2003. – С.152-172.
- Иванов, С.В. Материалы по избирательному искусству народов Сибири XIX – начала XX века / Иванов, С.В. – М., 1954. – 839 с.
- История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. – СПб: Наука, 2003. – 326 с.
- Кочешков Н.В Этнографические аспекты изучения народного декоративного искусства // Краеведческий вестник. – Владивосток, 1995. – Вып. 3. – С. 157-160.