В работе проанализированы особенности взаимоотношений между родителями и детьми, основные виды конфликтов, при которых проецируется отрицание подростком здорового образа жизни; отображены результаты проведённого социологического опроса; исследуется правовая основа профилактики употребления подростками психоактивных веществ и административная ответственность за вовлечение подростков в противоправные действия, отрицающие здоровый образ жизни.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, подростки, конфликты в семье, психоактивные вещества.
В молодёжной среде широко распространены такие явления как курение, наркомания, алкоголизм, всё то, что противоположно здоровому образу жизни. Как правило, в подростковый период люди начинают употреблять психоактивные вещества. Фактором употребления таких веществ являются взаимоотношения в семье, образ жизни подростка и его друзей. Для того чтобы у ребенка сложилось правопослушное нравственное поведение, соответствующее ценностным ориентациям, большое значение имеет то, какие взаимоотношения между родителями ребенок наблюдает и как родители воспитывают и взаимодействуют со своим ребёнком.
Во время любой конфликтной ситуации подростки соответствующе реагируют на определенный тип поведения родителей. В подростковый период дети очень часто преувеличивают в силу физиологических изменений внутри организма, так, любое слово, сказанное родителем, может стать «катализатором» к конфликту.
Существует несколько видов реакций ребенка на конфликтные действия родителей: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Могут быть и иные ситуации, когда родители неадекватно реагируют на сказанные ребенком слова.
При возникновении конфликтов поведение родителей и детей различно. Существуют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения, конфликт сверхзаботы, конфликт неуважения прав на самостоятельность, конфликт отцовского авторитета [4].
Особое внимание стоит уделить тому, что именно в такие моменты дети пытаются найти неконструктивные выходы из конфликтной ситуации. Подростки не могут понять проблем и осознать противоречивость межличностных отношений. Это не дает подростку возможности полноценно оценить собственное поведение и взаимоотношения с окружающими людьми, мешает ему быть самим собой, индивидуальностью, приводит к возникновению внутриличностных конфликтов, эмоциональной неустойчивости, замкнутости [5]. На этом этапе происходит самое важное – подростки теряют ощущение взаимного доверия, которое является одним из важнейших факторов защиты от девиантного поведения.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 г. (ред. от 24.04.2020) № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2] и другие нормативные правовые акты регламентируют вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Для предотвращения совершения правонарушений, связанных с употреблением психоактивных веществ несовершеннолетними, необходимо переломить сложившуюся ситуацию в сфере пресечения пропаганды и рекламы психоактивных веществ в молодежной среде.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3–ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ запрещаются [1]. Административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, содержащих наркотические средства или психотропные вещества новых потенциально опасных психоактивных веществ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 26.03.2022) (далее – КоАП РФ) ст. 6.13.
В ходе исследования было выявлено, что для 50 % из 60 опрошенных отношения между родителями не являются положительным примером. А также 25 % считают, что родители для них не авторитет, соответственно и рассказы о том, что происходит в жизни подростка у 27 % отсутствуют. Более того, аналогично у 27% плохие отношения между родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношения между родителями непосредственно влияют на мировоззрение ребенка, в частности, подростка и это становится причиной отдаления поколений и возникновения недосказанности и недопонимания в семье, что приводит к ссорам. На вопрос о том, что чаще всего становится причиной ссоры между родителями и респондентами, около 72, 5% опрашиваемых ответили, что именно недопонимание и отказ от чужого мнения как следствие разницы в возрасте – наиболее частая причина ссоры. Также в ходе исследования было выяснено, что у каждого второго недовольство родителей в сторону подростка выражается повышенным тоном.
Однако, несмотря на предыдущие показатели, только 11,7 % считают, что их ограничивают родители, у остальных 88,3 % эти ограничения отсутствуют. Несмотря на это, 63,4% относятся отрицательно к любым психоактивным веществам, 25 % – абсолютно нейтрально; 11,6% употребляют алкоголь или курят. И, как показало исследование, 1,7% употребляют часто, 18,3 % – время от времени, 41,7 % – очень редко.
Большое влияние на подростков оказывают их сверстники, таким образом 30% опрошенных выбрали «Курение среди друзей» как фактор употребления или пробы никотина, далее 25 % – «употребление алкоголя среди друзей» как фактор употребления алкоголя. Оставшиеся 25 % назвали фактором употребления психоактивных веществ состояние семейной атмосферы. Было выявлено, что у одного опрашиваемого в семье присутствует насилие, у трех – жестокость воспитания, у шести – родительский надзор, злоупотребление алкоголем в семье присутствует у одного респондента и у четырех – курят в семье. Соответственно, можно сделать вывод о том, что проекция семейной атмосферы и ее конфликтности напрямую оказывает влияние на подростка и его отношение к здоровому образу жизни.
Среди опрошенных были и те, кто не употребляет какие–либо психоактивные вещества. Эти респонденты, как показало исследование, имеют минимизированное межличностное противоречие с родителями, или оно и вовсе отсутствует.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что для ребёнка отношения между родителями являются примером взаимодействия с другими людьми, эти формы поведения сохраняются у него как в подростковом возрасте, так и в зрелые годы [3]. Последствием проекции конфликтной ситуации в семье является то, что подростки отрицают здоровый образ жизни и теряют со временем те частично заложенные семьей как социальным институтом ценностные ориентации. Поэтому родители, в рамках педагогической состоятельности воспитания ребёнка, должны проводить профилактические беседы с подростками в отношении употребления психоактивных веществ, поощрять дружбу с подростками, не употребляющими психоактивные вещества, и прежде всего, поддерживать доверительные отношения с ребенком.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3–ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – ст. 900
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120–ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №26.
- Махина С. Н., Карагодин А. В., Дорофеева Ж. П. Особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних за правонарушения, посягающие на общественный порядок в сфере реализации антиалкогольного законодательства // Научный портал МВД России. – 2021. – № 2 (54). – С. 109–115.
- Курбатова А. С., Чурина А. Г. Сохранение традиционных семейных ценностей как социально-педагогическая проблема // Вестник Мининского университета / – 2014. – №1. – С.1–7.
- Данилина О. А. Последствия супружеских конфликтов для семьи, супругов и общества в целом. – 2017. – №8 (19). – С. 71–73.