В статье приводится опыт создания обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков.
Ключевые слова: ульчский язык, родной язык, преподавание родного языка, обучающее пособие, средство обучения, интерактивные упражнения.
В современном мире вопрос сохранения языков коренных малочисленных народов Севера стоит очень остро. И этой проблемой занимаются на всех уровнях: от государственного до общественного. Но при этом хотелось бы отметить, что у каждого коренного народа своя особая сложившаяся ситуация, которая очень часто носит трагический характер.
Например, история ульчского языка. Так сложилось исторически, что с момента освоения Дальнего Востока, русские исследователи Амура пришли к выводу, что ульчский язык является диалектом нанайского языка.
Первые годы Советской власти были посвящены ликвидации безграмотности, приобщению народов Советской России к активному строительству социализма. Коммунистическая партия Советского Союза поставила задачу как можно быстрее создать учебную литературу, в том числе и для народов Севера.
В начале 30-х гг. были созданы алфавиты для большинства коренных народов Севера. В 1932 году был создан первый нанайский букварь на латинице. Автор Валентин Александрович Аврорин. По этому букварю стали обучать и ульчских детей. Но учеба не сложилась, и их перестали использовать.
Только после войны было доказано, что ульчский язык является самостоятельным языком. В 1985 году выходит первая и единственная монография «Ульчский язык» О.П. Суника, известного лингвиста-североведа. В 1987 году выходит «Школьный ульчско-русский словарь» того же О.П. Суника. И только в 1992 году выходит первый ульчский букварь К.Ф. Дечули. Таким образом, произошел временной разрыв в 60 лет, который губительно сказался на состоянии ульчского языка как учебного предмета. В то время, как для других народов Севера в эти 60 лет издавалась учебная литература.
Цель проекта: создать обучающее пособие (книжку-раскраску) «Традиционная ульчская женская одежда» для обучающихся младшего школьного возраста как средства формирования лексических навыков.
Предварительно нами была проанализирована литература по истории ульчского языка, так же были рассмотрены современные методы и технологии обучения. Мы пришли к заключению, что основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность.
После психолого-педагогического обоснования проекта: изучения психологических особенностей, обучающихся младшего школьного возраста и специфики проектной деятельности в этой категории школьников мы остановили свой выбор на обучающем пособии «книжка-раскраска» по выбранной теме.
Обучающиеся при выполнении проекта по теме познакомятся с образцами традиционной ульчской женской одежды, их названиями, историей, материалами, из которых она изготовлена, технологией изготовления. Затем раскрашивание, орнаментирование, выполнение лексических упражнений позволит им выучить лексику и активно использовать ее в речи.
Затем мы четко определили этапы работы: выбор темы, отбор лексики, создание рисунка-основы для раскрашивания, выбор лексических упражнений и создание интерактивных упражнений по теме.
При выборе темы мы руководствовались несколькими принципами: тема должна наиболее полно отражать культуру, традиции, быт, мировоззрение ульчского этноса; тема должна быть понятна и интересна обучающимся; тема должна способствовать раскрытию творческого потенциала.
После анализа календарно-тематического планирования было принято решение остановиться на теме «Традиционная ульчская женская одежда».
Тема «Традиционная ульчская женская одежда» очень обширная. Поэтому на начальном этапе обучения мы решили остановить свой выбор на нескольких типах халатов: арми – халат из рыбьей кожи; лэбэли – зимний стеганый халат; капчума – летний халат покроя кимоно; дяка тэтуэ – разновидность халата (ульч. «ценная одежда»); покто – разновидность халата, женский нижний халат.
Изучив традиционную женскую одежду ульчей, мы обнаружили, что выбранная нами одежда имеет практически один крой. Поэтому этот силуэт мы использовали для раскраски.
При разработке упражнений мы руководствовались принципом «от простого к сложному». Предлагаемые упражнения направлены на семантизацию лексики, а именно семантизация с помощью наглядности.
а) Цикл упражнений начинается с упражнений, направленных на узнавание лексики, его формы, соотнесения слова с образом, т.е. картинкой.
б) Упражнения, направленные на отработку орфографии слов: скрэббл и кроссворды разной сложности.
в) Соотнести слово и его определение.
г) Переводные упражнения.
Рис.1. Цикл упражнений н узнавание лексики
С помощью огромного количества интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий. Это могут быть задания следующего характера.
Мы использовали сайт для создания интерактивных упражнений Liveworksheets.com, который помогает разнообразить обучение и развивать речевые и языковые навыки.
Лексические упражнения для книжки-раскраски были переведены из формата Word Office в PDF. Печатные упражнения были переделаны в электронные интерактивные.
Таким образом, данная книжка-раскраска направлена на формирование и развитие целого ряда умений и навыков. Она знакомит младших школьников с культурой, традициями, бытом ульчского этноса. Формат раскраски позволяет раскрывать творческий потенциал каждого младшего школьника. Работа в рамках проектирования позволяет детям самим увидеть и оценить результаты своего труда. Комплекс лексических упражнений позволяет отработать вокабуляр по данной теме.
Такая планомерная работа позволяет четко представить процесс обучения языку по этапам в рамках определенной темы. Наше пособие нужно использовать на начальном этапе изучения темы «Традиционная одежда ульчей», т.е. когда идет введение тематической лексики.
Ценность нашей работы в том, что в ней поэтапно представлен процесс формирования лексических умений у обучающихся младшего школьного возраста, разработан комплекс упражнений в печатной и электронной интерактивной форме. И по аналогии с нашей работой можно разрабатывать любую разговорную тему.
Положительная динамика уровня лексических умений младших школьников до и после работы с книжкой раскраской, созданной авторами, доказывает, что использование проектных и интерактивных технологий значительно повышает уровень усвоения знаний и учебную мотивацию.
Литература:
- Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – Лингводидактика и методика, 2006. – 319 с.
- Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку, М.: Изд. центр «ТетраСистемс», 2011. – 306 с.
- Суник, О.П. Ульчский язык / О. П. Суник – Ленинград.: Наука, 1985. – 265 с.
- Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. / М.: Изд. центр «Омега-Л», 2010. – 475 с.
- Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. / М.: Изд. центр «Омега-Л», 2010. – 325 с.