В статье анализируется деятельность прокуратуры в наше время, а также выявляются проблемы в ее деятельности. Автор детально анализирует пути решения проблем на основе интервьюирования работников прокуратур г. Хабаровска выявляя пути их решения в деятельности прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура РФ, законодательство, полномочия, Конституция РФ, функции прокуратуры.
На сегодняшний день государство нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Такой системой является прокуратура, именно она представляет оплот единства правопорядка в государстве. В статье 129 Конституции РФ закреплено, что прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом. [1]
В настоящее время прокуратура представляет собой систему единых федеральных органов, в задачу которых входит осуществление надзора от имени государства. Функции прокуратуры определяются Конституцией РФ и федеральными законами, основным из которых является федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». [2]
Ведущими направлениями прокуратуры является надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, в результате чего происходит обеспечение верховенства закона.
Организация органов прокуратуры и осуществление прокурорской деятельности органически взаимосвязаны и неразделимы. И только в совокупности это сможет обеспечить надлежащую деятельность органов прокуратуры. Система принципов может быть выведена не из буквального содержания, а из смысла ряда статей Федерального закона от 17.11.1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». [2] Так, принцип единоначалия не закреплен в законодательстве, однако ряд нормативных положений дают основание сформулировать его. В систему принципов организации и деятельности прокуратуры так же можно включить принципы: законности; единства и централизации органов прокуратуры; единоначалия; независимости органов прокуратуры при осуществлении своей деятельности от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений; гласности; взаимодействия прокуратуры с иными государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами; деполитизированности организации и деятельности органов прокуратуры. При этом в прокуратуре Российской Федерации выделяются следующие специализации, а именно военные прокуратуры, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры субъектов, городов и районов Российской федерации.
Основной задачей исследования являлось выявление проблем в деятельности органов прокуратуры, мешающие её более эффективной работе и поиск решений по устранению данных проблем. С этой целью было проведено интервьюирование сотрудников прокуратур г. Хабаровска. В результате были проанализированы ответы сотрудников Военной Прокуратуры Хабаровского гарнизона, 57 Военной Прокуратуры Гарнизона, Хабаровской Транспортной Прокуратуры, Прокуратуры Центрального Района города Хабаровска на интересующие нас вопросы. Особое внимание было обращено на проблему создания Следственного Комитета и передачи части полномочий Прокуратуры РФ. Как известно, 15 января 2011 г. произошло разделение полномочий Прокуратуры и Следственного комитета, с связи с этим разделение органы прокуратуры лишены части полномочий, связанных с ведением предварительного следствия по уголовным дел. Так же, по мнению сотрудников, в их работе по надлежащему исполнению прокурорского надзора мешает большое количество бумажных работ и оперативных совещаний. Одной из серьезных проблем является «кадровый голод». Дефицит работников связан с повышенным, и не всегда объяснимыми требованиями, которые предъявляются к кандидатам, желающим осуществлять свою деятельность в органах прокуратуры.
Анализируя указанное выше, видятся следующие решения по устранению указанных недостатков и повышению уровня эффективности прокурорского надзора и деятельности по защите законных прав граждан.
Прежде всего для этого, необходимо сократить затраты времени на оперативные и иные совещания, уменьшить количество бумажных работ, а также расширить полномочия прокуратуры, в частности связанные с ведением уголовных дел. Помимо указанного, существуют иные проблемы, связанные с эффективностью в уголовном судопроизводстве и с организацией работы в прокуратуре. В частности, имеет значение, достигнутый уровень состояния законности, обеспеченный деятельностью прокуратуры, осуществляемой посредством минимальной затраты времени и с использованием надзорных полномочий, сосредоточенность деятельности прокуратуры по предупреждению нарушений закона. Прежде всего, гарантией законности деятельности прокуратуры является добропорядочность сотрудников прокуратуры, поскольку лица, работающие на благо гарантий прав граждан и обеспечивающие безопасность не должны, создавать условия опасные для всего населения, обязаны добросовестно исполнять свой долг. Поэтому развитие законодательства о прокурорском надзоре должно проходить в соответствии с научными разработками теории прокурорского надзора, а совершенствование прокурорского надзора прежде всего заключается в устранении проблем и противоречий, которые возникли в следствии отступления законодательства в отдельных случаях от принципов, разработанных наукой, исторических традиций, а также наделение прокуратуры не свойственными для нее, как органа надзора, функциями.
Для устранения выявленных проблем целесообразно в законодательном порядке закрепить положения о том, что прокуроры при осуществлении надзорных полномочий должны руководствоваться только Конституцией РФ и Федеральным законом. Принцип централизации прокурорского надзора нуждается в изменении, поскольку централизация, прежде всего должна быть гарантией в борьбе с местным и ведомственным влиянием, бюрократизмом и произволом. Главной задачей прокурорского надзора является охрана единой законности, поэтому деятельность прокуратуры не должна быть направлена на подмену деятельности иных органов власти, правоохранительных органов, в том числе в борьбе с преступностью. Следует наделить прокуроров правом приостанавливать действия противоречащих правовых актов, а также органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо законодательно закрепить данное положение, тем самым принять меры к расширению полномочий прокуратуры. Необходимо вернуть право законодательной инициативы Генеральному прокурору РФ, так как в настоящее время в его полномочия входит только участие в правотворческой деятельности. Для соблюдения законности в высших органах государственной власти необходимо предоставить Генеральному прокурору РФ право обращения в Конституционный Суд РФ с просьбой о проверке конституционности нормативных актах Президента и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, исследовав главные направления деятельности прокуратуры, ее структуру и полномочия, можно прийти к выводу, что прокуратура занимает главнейшую роль в системе органов государственной власти, ее деятельность представляет собой часть процесса развития правового государства в нынешнее время, а изложенные способы решения проблем органа Прокуратуры способствовало бы более эффективной деятельности, как органа прокуратуры, так и Конституционного Суда, а в конечном итоге служило бы укреплению законности в Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020).
- Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021)