Наиболее эффективной комплексной формой профессиональной ориентации младших школьников является профориентационный конкурс. В статье подробно описано, как подготовить, организовать и провести профориентационный конкурс. Также представлены основные положения конкурса и рекомендации по его организации и проведению.
Ключевые слова: профориентация младших школьников, профориентационный детский конкурс, гибкие и жесткие навыки, вариативность форм профориентации.
Профориентационная работа имеет важное значение в работе с младшими школьниками, так как связывает систему образования с другими сферами общества, потребности учащихся с их будущим. За термином профориентация стоит значительно больше, чем выбор профессии. Речь идет о личностном и профессиональном самоопределении. Младший школьный возраст является пропедевтическим этапом профессионального самоопределения. На этой ступени образования у учащихся формируются конкретные представления о многообразии профессий, о различных сторонах новых профессий, о роли труда в жизни человека [1].
Такое понимание профориентации младших школьников позволило выделить ее особенности: формирование представлений о мире профессий, учет ведущей деятельности, возрастных особенностей, смена видов деятельности, ориентация на личностные интересы, реализация вариативных форм организации, учет кризисных моментов профессионального самоопределения младшего школьника, взаимодействие с социальными партнерами.
Комплексной интерактивной формой профориентации младших школьников выступает профориентационный конкурс, который реализует следующие задачи: побуждение у школьников интереса к современным профессиям; эффективное усвоение теоретического материала о профессиях и освоение специальных навыков. Конкурс считается комплексной формой профориентации, включающей в себя: беседы о профессиях, игры, виртуальные экскурсии, визуализация, анимация, изучение других источников информации, мастер-классы, soft-пробы. Реализуются данные формы в подготовке к конкурсу, а в проведении конкурса заложена форма soft-проб [2].
Цель статьи: представить особенности организации и проведения профориентационного детского конкурса.
В практической деятельности был проведен профориентационный конкурс «ПрофСпец» на базе МАОУ Гимназия №6. В конкурсе участвовало 36 учащихся 3-4 классов в возрасте 9-11лет МАОУ Гимназия №6 и МБОУ СОШ №85 г. Хабаровска.
Цель конкурса «ПрофСпец»: создание новых возможностей для ранней профориентации и предпосылок для освоения младшими школьниками современных профессиональных компетенций.
Задачи конкурса «ПрофСпец»: создание модели профориентации и основ профессиональной подготовки обучающихся по программам начального общего образования; создание системы освоения и применения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций; формирование системы соревнований среди обучающихся как инструмента регуляции и мотивации приобретения специальных навыков.
По каждой компетенции в конкурсном задании прописаны необходимые специальные навыки. «Жесткие» навыки (hard skills) – навыки «профессиональные», «гибкие» навыки (soft skills) – навыки общего характера, связанные с личностными качествами. Поэтому первым этапом подготовки младших школьников являлась диагностика сформированности гибких навыков. Результаты показали, что у 8 чел. (22%) учеников гибкие навыки сформированы, у 27 чел. (75%) сформированы частично, у 1 чел. (3%) не сформированы. По результатам диагностики был сделан вывод: работа по формированию гибких навыков младших школьников актуальна. Из гибких навыков лучше сформирован навык мотивации, особое внимание стоит уделить формированию навыка планирования.
Далее проводилось выявление заинтересованных и способных участников конкурса через диагностику сформированности специальных навыков. Результаты показали следующий уровень владения специальными навыками: 4 чел. (11%) – высокий уровень, 11 чел. (31%) – хороший уровень, 16 чел. (44%) – средний уровень, 5 чел. (14%) – низкий уровень. Работа над формированием специальных навыков также актуальна, особо обратить внимание нужно на формирование навыков качественного выполнения задания по подбору мультимедийного контента и умение пользоваться графическими редакторами.
Основной этап подготовки к профориентационному конкурсу – реализация разработанных А.М. Комаровой рабочих программ внеурочной деятельности «Графический дизайн» и «Мультимедийная журналистика». Программы разработаны с учетом ранней профессиональной мотивации младших школьников и требований к участникам конкурса «ПрофСпец» и апробированы с октября 2021 года по март 2022 года в МАОУ Гимназия №6 (А.М. Комарова) и МБОУ СОШ №85 (Е.В. Гандарюк). При реализации программ учитывалось не информационное (предметно-знаниевое), а деятельностное содержание, т.к. необходимым условием для формирования компетенций выступает осмысленный опыт деятельности. Общее, что объединяло разработанные образовательные программы – формирование у младших школьников опыта практико-ориентированной деятельности, реализуемой в профессиональном контексте.
Проведенный в апреле 2022 года профориентационный конкурс состоял из четырех блоков.
В организационный блок входили: проверка оборудования, сборы конкурсантов и экспертов, приветственное слово, знакомство с экспертами, проведение техники безопасности, организация жеребьевки и брифинга.
В практическом блоке было реализовано: установка времени, выполнение на рабочих местах задания А1, сдача материалов, выполнение на местах задания А2, сохранение файлов. Практический блок предполагает командное участие в выполнении заданий, в состав которой входит наставник и конкурсанты (2 человека). Блок проводился по двум компетенциям:
– «Графический дизайн» – компетенция конкурса по разработке фирменного стиля: логотипа цветного и черно-белого варианта, оформление дизайна предметов и создание паттерна.
– «Мультимедийная журналистика» – компетенция конкурса по представлению информации с помощью различных медийных элементов: текста, фотографии, аудио, видео, графики, анимации и других производных от них форм.
Демонстрационный блок (последний блок для конкурсантов): представление за 5 минут продукта (мультимедийная история/фирменный стиль). Во время представления на конкурсной площадке находились только эксперты и пара, которая представляет продукт.
Оценивание – завершающий блок конкурса. Для оценивания и регуляции выполнения заданий конкурсантами был создан совет экспертов. Совет экспертов состоял из главного эксперта, наставников, внешних экспертов, экспертов, технического эксперта. Оценивание выполнения конкурсных заданий проходило экспертами индивидуально для каждой пары на основе критериев каждой компетенции под руководством главного эксперта с соблюдением кодекса этики.
Как оценили конкурс его участники? Младшие школьники отметили увлекательность соревнования, где они смогли показать свои умения, сложность в выполнении заданий в полном объеме и за определенное время. Организаторы выделили, что конкурс – мероприятие нового формата профориентации младших школьников для города и края в целом, позволяющее оценить сформированность умений практической деятельности и актуальную значимость профориентации в целом. Члены жюри сделали акцент на оценке сформированности гибких и специальных умений участников.
Конкурс выявил такие проблемы, как: сопоставление занятий по подготовке с режимом образовательной деятельности школьников; организационные вопросы (питание, транспортировка, место отдыха и пр.).
Собственный опыт позволил нам дать следующие рекомендации практического характера по организации профориентационного детского конкурса: начинать надо с выявления учащихся с интересом; добровольное участие; организация беседы с целью уточнения возможностей ребенка (времени); заблаговременная подготовка; разработка дидактических материалов; определение времени занятий; использование возможностей сайта Московского детского чемпионата Kidskills; психологическая поддержка и формирование позитивного отношения; самообразование педагога-наставника; отслеживание результатов.
Литература:
- Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
- Сергеев, И. С. Инновационная профориентация школьников: непрерывность, социальное партнёрство, практико-ориентированность / И.С. Сергеев – Текст: электронный – URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/2143.