Ключевые слова: строительный колледж, обучающиеся, студенты, техники, межкультурные коммуникативные компетенции.
Выпускники строительного колледжа Академии строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» работают в первичных производственных подразделениях строительных компаний города Самары и Самарской области в должностях бригадиров, руководителей строительных отделов, мастеров. Строительство — одна из ведущих и динамично развивающихся отраслей народного хозяйства нашей страны, в которой трудятся миллионы рабочих и служащих. Существенной спецификой кадрового состава строительной отрасли является временно трудоустроенные иностранные рабочие. В строительных организациях Самарской области работает большое число выходцев из приграничных государств Центральной Азии (Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана).
Организации, где наряду с соотечественниками трудятся иностранные рабочие, будем называть транснациональными строительными компаниями. При работе в первичных подразделениях таких компаний техникам-строителям необходимо взаимодействовать и непрерывно иметь коммуникации с коллегами — людьми других культур, других государств, других национальностей, других традиций и обычаев. Выполненный SWOT-анализ работы техников-строителей в транснациональных строительных компаниях за три последних года свидетельствует, что незнание руководителем первичного производственного подразделения истории, культуры, религии народов, представители которых трудятся в подчинённом ему коллективе, является источником возникновения возможных межличностных отчуждений и социальных конфликтов. Исключить развитие такой негативной ситуации могут только техники, обладающие высоким уровнем толерантности к представителям других культур и межкультурными коммуникативными компетенциями (МКК) [1, 2, 3]. При этом под термином МКК выпускника строительного коллежа понимается его общая способность комфортно жить и работать в поликультурном обществе и успешно решать поставленные перед ним задачи [4]. МКК подразумевает межкультурные знания, опыт общения с людьми разных национальностей, владение различными видами и способами речевого взаимодействия (монолог, диалог, дискуссия, полемика, спор), уважительное отношение к мнениям и суждениям людей других культур.
Формирование и развитие у студентов толерантности происходит в учебном процессе перманентно в процессе различных видов учебно-познавательной деятельности.
В строительном колледже разработан и реализуется в учебном процессе комплекс инновационных методологических подходов и педагогических технологий, обеспечивающих развитие и формирование у обучающихся толерантных отношений к обычаям и традициям, правилам и нормам национального этикета народов других культур. Здесь мы назовем лишь доминирующие из них.
При изучении зарубежной литературы в рамках дисциплины «Литература» студенты колледжа знакомятся с творчеством всемирно известного таджикского поэта и ученого математика-алгебраиста Омара Хайяма, с увлечением читают и цитируют его уникальные стихи — рубаи; знакомятся с поэзией знаменитого узбекского поэта Алишера Навои; с большим интересом читают произведения всемирно известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, стихотворения широко известного казахского поэта Олжаса Сулейменова. Педагогический опыт свидетельствует, что заинтересованное ценностное и уважительное отношение студентов к литературному наследию различных народов является эффективным ресурсом формирования у обучающихся толерантного отношения к носителям этих культур.
На практических занятиях по учебной дисциплине «Психология общения» проводятся ролевые игры по выработке умений и навыков ведения межкультурных плодотворных и благожелательных диалогов и дискуссий, которые нацелены на формирование у студентов толерантности и МКК. Студенты разыгрывают роли рабочих, мастеров, бригадиров, руководителей первичного трудового коллектива в транснациональной строительной компании. В процессе таких диалогов и дискуссий у участников тренинга вырабатываются умения внимательного и эмпатического выслушивания собеседников и оппонентов, навыки лаконичного и аргументированного формулирования своих позиций, корректной оценки позиций оппонентов, умение пользоваться интонациями голоса, мимикой и жестами. Тематика тренировочных дискуссий, в которых принимают участие обучающиеся бывает, как и по производственным вопросам, так и по межкультурным внеслужебным социальным и обыденным жизненным проблемам [5, 6, 7].
Наиболее результативным и легко наблюдаемым видом учебно-познавательной деятельности студентов строительного колледжа, в процессе которой у них формируется совокупность МКК и толерантное отношение к носителям других культур, являются производственные практики в транснациональных строительных компаниях. При повседневной работе в такой строительной бригаде студенты общаются с коллегами — с соотечественниками и с иностранными рабочими по разным производственным и внеслужебным проблемам.
Таким образом, у студентов приобретается опыт ведения межкультурных диалогов и дискуссий, навык аргументации своих позиций по обсуждаемым вопросам и оценивания позиций собеседников.
Литература:
- Клепцова, Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е. Ю. Клепцова. — М.: Акад. Проект, 2004 (Киров: ОАО Дом печати — Вятка). — 173, [2] с.: ил., табл.; 20 см. — (Gaudeamus) (Учеб. пособие для вузов / М-во образования и науки РФ, Вят. гос. гуманитар. ун-т).; ISBN 5–8291–0332-X (в обл.).
- Асмолов, А. Т. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М.: Смысл. 1998.
- Диверсификация образовательных программ высшего педагогического образования в мультикультурном обществе [Текст]: (на материале региональных вузов России и Германии): монография / Т. А. Жукова. — Самара: Порто-принт, 2017. — 117 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 978–5-91867–148–1.
- Серяпина, Л. В. Обоснование совокупности кластера межкультурных коммуникативных компетенций студентов строительного колледжа, подготавливаемых для работы в транснациональных строительных компаниях / Л. В. Серяпина, В. Н. Михелькевич. — Текст: непосредственный // Современные наукоемкие технологии. — 2022. — № 6. — С. 178–182.
- Полушкин, И. А. Диалоговые технологии гражданского образования: [монография] / И. А. Полушкин, В. Н. Михелькевич, В. И. Ионесов; Самарский науч. центр Российской акад. наук [и др.]. — Самара: Изд-во Самарского науч. центра РАН, 2004. — 173 с.: ил., табл.; 21 см.; ISBN 5–93424–172–9.
- Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей / [Н. В. Бордовская и др.]; под ред. Н. В. Бордовской. — Москва: КноРус, 2010. — 431, [1] с.: ил., табл.; 22 см.; ISBN 978–5-406–00126–4 (в пер.).
- Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г. К. Селевко. — Москва: НИИ шк. технологий, 2006- (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). — 22 см. Т. 1. — 2006 (Можайск (Моск.обл.): Можайский полиграфкомбинат). — 816 с.: ил., табл.; ISBN 5–87953–211–9.