В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с трудностями в общении и поведении.
Ключевые слова: дошкольники, коррекция, социально-эмоциональная сфера, адаптация, психологические технологии.
Первый опыт отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Дети, с трудностями в общении, проблемами в социально-эмоциональной сфере не могут выстроить оптимальные межличностные отношения, чаще подвергаются депрессии из-за конфликтных ситуаций.
Современный подход в коррекционно-развивающей работе, это не подавление неадекватного поведения у детей, как деструктивной формы поведения, а совокупность психолого-педагогических действий, направленных на обучение ребенка способам конструктивного взаимодействия через игровые технологии. Психологические технологии, интегрированные в дидактические игры, являются терапевтическим средством для детей с нарушениями в сфере общения.
В рамках организации преемственности образовательных учреждений (детский сад – техникум) через научную развивающую среду и психолого-педагогическое пространство, КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум» и МБДОУ детский сад №6 п. Сита разработали и реализовали проект, нацеленный на создание условий и коррекцию социально-эмоциональной сферы дошкольников с трудностями в общении. Экспертами в оценке проекта выступали действующие педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Процедура реализации осуществлялась в три этапа.
1. Диагностический этап, на котором определялось проблемное поле дошкольников. Методы на данном этапе: беседы с детьми, воспитателями; наблюдение и анализ социальных навыков дошкольников; диагностика самооценки, уровня тревожности, агрессивности, навыки игровой деятельности.
Анализируя результаты, мы определили, что крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, как дома, так и в ДОУ, приводят к сходным результатам – низкой самооценки ребенка. Дети не могут быть хорошими постоянно, и уж тем более, не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования.
Таблица 1
Самооценка детей старшего дошкольного возраста
Самооценка |
Количество детей |
% |
Самооценка |
Количество детей |
% |
Здоровый |
14 |
67% |
Больной |
7 |
33% |
Умный |
15 |
71% |
Глупый |
6 |
29% |
Хороший |
11 |
52% |
Плохой |
10 |
48% |
Красивый |
17 |
81% |
Некрасивый |
4 |
19% |
Добрый |
15 |
71% |
Злой |
6 |
29% |
Счастливый |
7 |
33% |
Несчастливый |
14 |
67% |
Если взрослые этого не понимают, то дети в таких условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним значимых взрослых.
33% дошкольников являлись высоко тревожными детьми. Высокая тревожность влияла на познавательные процессы, являлась благодатной почвой для различных расстройств в поведении и социальной адаптации, добавляла эмоциональной нестабильности дошкольникам в межличностных отношениях.
Таблица 2
Результаты уровня тревожности дошкольников
Индекс тревожности |
Количественный показатель |
Процент |
Низкий уровень |
6 человек |
29% |
Средний уровень |
8 человек |
38% |
Высокий уровень |
7 человека |
33% |
2. Формирующий эксперимент ставил целью проведение коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на основе разработанной программы «Островок дружбы и доброты» по коррекции социально-эмоциональной сферы детей. Методы на данном этапе: практическая коррекционно-развивающая работа с детьми, беседы с детьми, воспитателями, родителями; наблюдение и анализ социальных навыков дошкольников.
Игры были рассчитаны на период дошкольного детства. С их помощью мы решали заявленные проблемы взаимопонимания детей и взрослых, развивали навыки общения со сверстниками, корригировали типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка), оказывали помощь в адаптации детей к дошкольному учреждению.
Игровые занятия представляли собой синтез современных психотерапевтических методов: игротерапии, метода беседы, арт-терапии, психогимнастики, телесной терапии, элементов психодрамы, сказкотерапии, социальной терапии.
3. Контрольный этап, выявлял эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на основе разработанной программы. Методы на данном этапе: беседы с детьми, воспитателями; консультации для родителей; диагностические методы.
В процессе диагностики, а также во время деятельности детей в привычных условиях (на занятиях в дошкольном учреждении, на прогулках с детьми, в режимных моментах, в играх и т.п.) мы вели наблюдение за психическими проявлениями каждого ребенка. Данные подробно фиксировались в протокол, а затем использовались при составлении коррекционно-развивающих занятий. Специально организованные консультации с родителями и воспитателями об особенностях ребенка, о его трудностях дополняли картину.
После реализации коррекционно-развивающей программы «Островок дружбы и доброты» с применением психологических технологий, результаты дошкольников заметно изменились. Уровень адекватной самооценки возрос с 62% до 86%, из 8 детей с низкой самооценкой 5 детей прошли игровую коррекцию с положительным результатом.
Изменились представления детей о себе. Физическая активность помогла дошкольникам считать себя здоровыми. Успешное выполнение упражнений, похвала педагога, рисунки, фотографии, показанные родителям, помогли детям стать более «умными» и «красивыми», чем они считали себя до игровой коррекции. Главное, что 100% дошкольников, принимавших участие в программе «Островок дружбы и доброты», почувствовали себя «добрыми» и «хорошими». Нашим деткам для счастья нужно очень мало, внимание, любовь и положительные эмоции. Общее снижение тревожности в группе после коррекции составило 19%.
В процессе наблюдения и бесед с детьми было выявлено, что дошкольники стали чаще играть в сюжетно-ролевые игры, самостоятельно придумывать замысел игры, развитие сюжета стали обсуждать между собой, начали придумывать различные сюжетные линии самостоятельно, привлекая при этом в игру детей, которые не стремились принимать участия в сюжетно-ролевых играх ранее. В свободное время дети начали самостоятельно разыгрывать различные сказки, рассказы. В группе появилось больше эмоционально-привлекательных детей и не осталось отвергаемых, низкостатусных.
Результативность реализации разработанной и реализованной программы, также, подтверждена диагностическими исследованиями и мониторингом дошкольного образовательного учреждения.
В отношениях с окружающими, между собой, и в семьях со своими братьями и сестрами, у дошкольников снизилась конфликтность и агрессивность, появилась адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, эмоциональная устойчивость. Все эмоции, их оттенки, которые испытывали, проживали дети в игровой форме, формировали привычку, относиться дружелюбно к окружающим их людям, давали возможность осмыслить свое поведение, самоутвердиться в своем окружении адекватными способами.
Таким образом, результаты проведенного формирующего эксперимента продемонстрировали значительную роль использования коррекционно-развивающей работы с применением психологических технологий для снижения гиперактивности, устранения искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизации образа «Я», развития социально-эмоциональной сферы дошкольников с трудностями в общении.
Литература:
- Варга, А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения у дошкольников / Семья в психологической консультации [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: «Юникс», 2009. - № 3, - с.38-51.
- Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов [Текст] / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. – М.: «Мозаика-Синтез», 2014. – 38 с.