В статье представлены результаты исследовательского проекта по профилактики вредных привычек у детей младшего школьного возраста. ЛЭПБУК был выбран в качестве основного средства профилактической работы. Эффективность выбранного средства объясняется тем, что, играя, обучающиеся сами изучили, освоили информацию и сделали выводы о последствиях курения. Проект может быть использован, как методическое руководство для учителей начальных классов и классных руководителей среднего звена.
Ключевые слова: лэпбук, первичная профилактика, вредные привычки.
В настоящее время курение – это самая популярная вредная привычка современного мира. Не секрет, что люди начинают курить еще в школьные годы. Курят и юноши, и девушки. Курильщиков со «стажем» можно встретить и в четвертых, и в пятых классах. Детей, которые курят в начальной школе, крайне мало. Но, к сожалению, такие дети есть! В чем причина курения в столь раннем возрасте? Проведя исследования в одной из школ, мы выяснили эти причины [1].
Как бороться с этой привычкой? Что необходимо предпринять, если школьник курит? Конечно же, проводить профилактическую работу. Только стоит помнить о том, что одних слов о вреде курения и последствиях будет недостаточно, потому что у ребят в начальной школе нет необходимых знаний по анатомии, физиологии. Проводить классные часы или беседы в форме лекций не желательно (даже если ребята будут внимательно слушать, некоторую информацию они будут пропускать мимо ушей, не уделяя ей внимания). Да и тому же, пассивно слушать о том, что говорят взрослые – это скучно и неинтересно.
Если профилактическую работу проводить в виде игры, интересных заданий, то сразу же можно увидеть заинтересованность в детских глазах. Для таких профилактических игр можно использовать ЛЭПБУК. Это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверцами, окошками, которые можно листать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме [3].
Учитывая вышеизложенное, было принято решение создать такие наглядные и яркие книги-папки, в которых была бы расположена полезная информацию по первичной профилактике курения. Таким образом, с одной стороны в папке будет размещена полезная информация о вреде курения, которая ненавязчиво представлена в виде занимательного материала, а с другой стороны у ребят, которые на переменах будут играть и рассматривать книгу-раскладку, будет откладываться полезная информация.
Целью авторского проекта стало создание интерактивного лэпбука для учеников начальной школы, как средство первичной профилактики курения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи: подобрать необходимый материал для оформления лэпбука; выявить эффективность использования лэпбука в начальных классах, в форме опроса учащихся; проанализировать полученные результаты с целью разработки и реализации лэпбука; создать лэпбук совместно с учащимися.
ЛЭПБУК – это средство обучения детей, которое пришло из Америки. Его придумала и внедрила американская писательница из штата Вирджиния – Тэмми Дюби. Именно этой женщине пришла в голову замечательная идея наполнить картонную папку различными кармашками, картинками, карточками, конвертиками и применить эту папку для обучения своих детей. Затем ее творения попали в интернет, эти папки-книги многим понравились и обрели широкую популярность и известность, не только в США, но и в других странах, в том числе и в России. Имя обучающим интерактивным папкам также придумала Тэмми. Она назвала их LAPBOOK. «Lap» в переводе с английского означает «колени». А «book» – «книга». Интерактивность папки обеспечивается за счет разнообразных подвижных деталей: книжек-гармошек, кармашков, стрелочек, подвижных дисков, игр, разворачивающихся страничек, мини-книжек и т.д. [1].
На первом шаге исследования был проведен опрос среди ребят из начальной школы, с целью выявить среди них тех, кто курит. Опрос проводился со 2 по 4 классы. Первые классы не принимали участие, т.к. не все ребята в сентябре умели читать. Всего приняли участие 5 классов (91 человек). Анкетирование проводилось анонимно.
Результаты опроса: среди опрошенных ребят, пробовали курить – 10 человек (1 девочка – 4 класс и 9 мальчиков из 3 и 4 классов). В настоящее время курят 2 человека (мальчики - 4 класс). 91 человек, т.е. все опрошенные ребята, согласились с тем, что курение вредно. Но, пятеро ребят написали, что им нравятся курящие люди.
Среди причин курения школьников были такие ответы:
скучно – 15 чел.;
хотят выглядеть взрослыми – 21 чел.4
нравится курить – 17 чел.;
затруднились ответить – 53 чел.
Таким образом, выявлено двое курящих школьников.
В качестве пробной профилактики курения, было решено оставить разработанные Лэпбуки в одном из классов на неделю. Ребята рассматривали их на переменах. Заинтересованность была 100%.
Через неделю, после активного использования Лэпбуков был проведен вторичны опрос. В опросе участвовали ребята 4 класса – 16 чел. (тот класс, где выявлены курильщики). И, конечно же, на вопрос: «Понравилось, играя с лэпбуком, изучить информацию?» Все ответили: «Да!».
Был проведен тест с целью усвоения материала, т.е. хотелось проверить, насколько информация была изучена и осталась в памяти у ребят. Результаты теста: из 16 человек, только один ученик допустил ошибку. Остальные справились. На последний вопрос теста: «Ты куришь?», были даны отрицательные ответы. Либо помогла профилактика, с использованием лэпбука, либо ребята не совсем правдиво отвечали.
На третьем этапе исследования ребятам была предложена практическая работа по изготовлению похожих лэпбуков. Всю неделю ребята искали, собирали материал, продумывали шаблоны своих страниц, анализировали полезность информации. На следующем занятии ребята принесли необходимый материал, описали примерный образ будущего результата. Страницы лэпбука создавались отдельно, т.е. каждый ряд создавал свою идею. Затем состоялась мини-защита работы (рис.1)
|
|
Рис. 1. Лэпбук – средство профилактики курения у дошкольников
Таким образом, исследование позволило получить следующие выводы: ребята, создавая лэпбуки в ненавязчивой форме, самостоятельно изучали информацию. Большая часть информации о вреде курения им запомнилась, например, раскрашивая портрет курильщика, ребята будут помнить о том, что зубы курящего имеют некрасивый желтый оттенок, лицо серое, а ногти синюшного цвета; рассматривая иллюстрацию легких курильщика, можно представить, как они выглядят внутри человека, а значит, последствия курения им запомнятся надолго.
Возможности лэпбука велики. Во-первых, это один из методов, который можно использовать для первичной профилактики в начальных классах. Во-вторых, это замечательная возможность сплотить ребят в классе, предложив им самим сделать коллективную папку-раскладку на любую тему. В-третьих, все, что есть в лэпбуке, можно потрогать руками, информация представлена ярко, красиво, эстетично, что и привлекает в первую очередь внимание. Именно эти факторы помогают эффективному запоминанию.
Литература:
- Карий И.И., Фарафонова Н.Н. Лэпбук как инновационная форма ранней профориентации детей дошкольного возраста / И.И. Карий, Н.Н. Фарафонова // Педагогическая наука и практика. – 2021. – №4 (34).
- Османов Э.М., Дутов С.Ю. Профилактика табакокурения школьников как педагогическая проблема / Э.М. Османов, С.Ю. Дугов // Вестник ТГУ. – 2007. – №8.
- Полушкина Е.И., Рябова Л.Н. Лэпбук - инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста / Е.И. Полушкина, Л.Н. Рябова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №25.