В статье изучается необходимость знакомства специалистов связи с этническими особенностями коренных народов региона. Это актуально для каждого региона, в том числе дальневосточного.
Ключевые слова: русскоязычные писатели Дальнего Востока, Владимир Клавдивеич Арсеньев, Григорий Анисимович Федосеев, Николай Павлович Задорнов, специалисты связи.
Одним из инструментов познания этнических особенностей народов Дальнего Востока и межкультурных взаимодействий является художественная литература.
В статье рассматриваются этнические особенности дальневосточных этносов, отражённые в художественных произведениях русскоязычных писателей, работавших и проживавших в регионе и обращавшихся к дальневосточной тематике. Целью исследования является изучение характерных особенностей и уникальности коренных народов Дальнего Востока для улучшения этнокультурных взаимодействий.
Для демонстрации выбраны наиболее известные русскоязычные писатели, которые обращались к теме Дальнего Востока: Владимир Клавдивеич Арсеньев, Григорий Анисимович Федосеев, Николай Павлович Задорнов [1].
Владимир Клавдевич Арсеньев один из самых ярких исследователей Дальнего востока. Кроме того, он является одним из самых талантливых писателей, повествующих о первых этапах промышленного освоения дальневосточных земель. Владимир Арсеньев родился 10 сентября 1872 года в Петербурге. Владимир Клавдиевич Арсеньев за свою военную, трудовую, писательскую и исследовательскую деятельность создал ряд романов, повествующих об этнографических особенностях народов и племен дальнего востока, которые. В данной работе рассматривается его известнейшая робинзонада «Дерсу Узала», которая, кстати, экранизирована советскими и японскими кинематографистами [2].
Николай Павлович Задорнов является ещё одним из ярких представителей литературной профессии о Дальнем Востоке. В отличие от Арсеньева и Федосеева он не был очевидцем некоторых событий освоения региона, но общаясь с нанайским и русским этносами, создал великолепную трилогию «Амур-батюшка», которая включает 2 книги с одноимённым названием «Золотая лихорадка». Николай Задорнов родился в Пензе 22 ноября (по новому стилю – 5 декабря) 1909 года.
Григорий Анисимович Федосеев, «заразивший» своими книгами многих геодезистов, является, пожалуй, самым ярким автором, описывающий Дальний Восток в послевоенный период. Федосеев, будучи одним из первопроходцев-геодезистов, был участником составления картографического материала на «белые пята» дальневосточной территории. Помимо приключенческих описаний своих путешествий в его литературных трудах большое место занимает освещение этнических традиций коренных народов. Как и у Арсеньева, его лучшим другом был проводник-эвенк Улукиткан. Родился в 1899 году в станице Кардоникской Ставропольского края. Одним из ярких произведений является повесть «Злой дух Ямбуя», которая была экранизирована на киностудии им. Горького и получила премию Джека Лондона (лучшие фильмы о севере) во Франции.
Итак, авторами рассмотрены три произведения повесть «Дерсу Узала» (В.К.Арсеньев), роман-эпопея «Амур-батюшка» (Н.П.Задорнов), повесть «Злой дух Ямбуя» (Гр.А.Федосеев), два из которых экранизированы.
Все рассматриваемые в работе авторы индивидуальны в описании событий, раскрытии характера героев, стилистике. Задорнов склонен к эстетической стороне литературного искусства и историзму, Федосеев – к приключенческой стороне, но в то же время и воспитательному аспекту, Арсеньев – к познавательным аспектам в большей степени.
«Дерсу Узала» - повесть Владимира Клавдиевича Арсеньева, основанная на событиях исследовательской экспедиции по Уссурийскому краю 1907-1908 годов. Жанр – приключения, робинзонада. Главными действующими лицами выступает сам автор и его проводник, нанаец Дерсу Узала. Книга вышла в издательстве «РуДа».
Повесть «Дерсу Узала» включена в перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению». В книге читатель найдёт картины из природы Уссурийского края и жизни населяющих её людей: русских, китайцев, корейцев, удэгейцев и др. Особое место занимает история взаимоотношений писателя с проводником гольдом (нанайцем) Дерсу Узала, ставшего ему другом. Если анализировать повесть, то в ней обнаруживаются такие этнические особенности быта различных народов, как: способы охоты и рыбной ловли, постройка жилищ, специфика верований нанайцев, орочей, удэгейцев (т.е. анимизм и шаманизм), нормы морали и нравственности.
Владимир Клавдиевич и «лесной человек» Дерсу прошли (1906-1907) вместе многие километры уссурийской тайги и стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 г. Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах. Весной 1908 года он распростился со своим добрым другом и пошёл пешком в Приморский край, на свою родину, к истокам реки Уссури [3].
Если в рамках содержания наблюдать за описанием этнокультурных особенностей народов Дальнего Востока, то можно увидеть религиозные воззрения нанайцев и удэгейцев (анимизм), модель питания в летний и зимний период, формы хозяйственного бытования, приметы, одежду и прочее. Произведение является кратким пособием по этнографии народов среднего Амура и Уссури.
Романы «Амур-батюшка» и «Золотая лихорадка» – трилогия, посвященная историческому повествованию о нелегкой судьбе крестьян-переселенцев на Дальний Восток и освоению новых земель. Самый первый роман, «Амур-батюшка», на взгляд самих читателей (т.е. их большинства), самый интересный и романтический, а в чем-то и приключенческий. В 1952 г. роман Н.П.Задорнова «Амур-батюшка» был награжден Государственной премией СССР.
«Злой дух Ямбуя» – это повесть, которая вышла в издательстве «РуДа», замечательного советского писателя и геодезиста Григория Анисимовича Федосеева рассказывает о событиях, произошедших в конце 1940-х гг. в малодоступных районах Восточной Сибири, а точнее на Алданском нагорье (Якутия). Повесть «Злой дух Ямбуя» – одно из лучших произведений отечественной приключенческой литературы о Дальнем Востоке, в котором смешиваются жанры мистики, детектива и дальневосточной героики.
В 1977 году вышел советский художественный фильм «Злой дух Ямбу ́ я» (киностудия им.М.Горького) по одноимённой повести Григория Федосеева. Фильм Бориса Бунеева не изменил повествования книги, а только дополнил его широкими панорамами северной тайги.
Повесть рассказывает читателям о тяжёлом и опасном труде геодезистов и оленеводов в дальневосточной тайге. В ней Григорий Федосеев ярко описывает обряды и верования эвенков, способы родовспоможения, морально-этические принципы и методы воспитания у эвенкийского этноса, наиболее знакомого автору. Его наблюдения стали почвой для научных исследований в области этнографии.
Итак, анализ художественной литературы русскоязычных писателей выявил ряд интересных жанров. Некоторые из них – в частности эпопеи и робинзонады, можно использовать при изучении этнокультурных особенностей. Ненавязчиво и с большой симпатией описываются и представлены в исследовании литературных произведениях этнокультурные особенности удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Именно те традиции, которые бы вызвали у российского читателя интерес и уважение.
Для этого авторами исследования разработаны следующие рекомендации: увеличить количество часов в рамках курса «Литература» в сторону регионального компонента; применять на занятиях аудиовизуальные методы: демонстрировать экранизации лучших образцов дальневосточной литературы; ввести в рамках элективов и дополнительных занятий лекции по основам изучения культуры дальневосточных народов; в рамках, наличествующих в учебных планах дисциплины «Культурология» ввести занятия по литературе Дальнего Востока.
Литература:
- Арсеньев, В.К. Дерсу Узала. – Владивосток: Приморское книжное издательство, 1960. – 564 с.
- Задорнов Н.П. Амур-батюшка. Т.1 – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1972. – 386 с.
- Федосеев, Гр.А. Злой дух Ямбуя. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1982. – 420 с.