Работа приурочена к официальному дню рождения БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал о Байкало-Амурской магистрали. Освещена роль БАМа в Советские и Постсоветские периоды времени, более подробно раскрыты следующие вопросы: строительство БАМа, Герои Социалистического Труда в период стройки, возрождение - БАМ 2. Предлагается практическое использование собранного материала в познавательных и практических целях, таких как проведение уроков краеведения и классных часов, посвященных урокам.
Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль, Дальний Восток, разработка мероприятия, создание настольной игры.
История освоения зоны БАМа заключает в себе ещё нераскрытый потенциал для исследования государственных проектов развития в позднем СССР. Нарастающему внутреннему кризису советское руководство пыталось противопоставить стратегию модернизации за счёт включения природных ресурсов страны в международную торговлю и получения доступа к иностранным технологиям. Рассматривая проект освоения зоны БАМа в качестве части этой стратегии, планы по строительству магистрали разрабатывались в контексте переосмысления места Советского Союза в мировой экономике, предположений об усилении его роли в качестве поставщика природных ресурсов в капиталистические страны и сохранения высоких цен на основные сырьевые товары.
В 1924 году Совет труда и обороны СССР утвердил долгосрочный план строительства железных дорог страны. Впервые в документах намечены контуры будущего «Второго Транссиба».
В 1932 году вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», согласно которому было создано Управление строительства БАМа, начаты проектно-изыскательские работы и началось строительство. Впервые на картах появляется станция БАМ (на Транссибирской магистрали). Определено генеральное направление магистрали БАМ с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тындинский - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. Началось строительство линии БАМ - Тындинский (позже Малый БАМ). При официально установленной численности сотрудников в 25 тысяч человек удалось привлечь всего 2,5 тысячи человек. В результате вышло второе постановление СНК СССР, согласно которому строительство БАМА передавалось в особое управление ОГПУ.
В 1933 году к планируемой магистрали БАМА были проложены небольшие линии Транссибирской магистрали: Бам - Тында, Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре, Лайм - Ургал.
В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 году начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
В 1940-41 годах был построен первый подход к магистрали – участок Бам-Тында, который в 1942 году по решению Государственного комитета обороны был демонтирован, звенья колеи моста перенесены на скальную дорогу вдоль реки Волга, необходимость в которой появилась в связи с обороной Сталинграда.
В 1941 году продолжалось строительство трассы Волочаевск - Комсомольск-на-Амуре для соединения с Транссибирской магистралью.
В мае 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги Комсомольск - Советская Гавань.
Восточный участок дороги был введен в эксплуатацию в 1945 году и сыграл значительную роль в доставке грузов во время войны с Японией.
Прокладка западного участка Тайшет - Лена была проведена в 1946-51 годах.
В 1947 году открылось движение на линии Тайшет - Братск. Введен в эксплуатацию участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (442 км); в июле 1951 года прошли первые поезда из Тайшета до станции Лена (Усть-Кут). Это ускорило строительство Братской гидроэлектростанции и крупных промышленных объектов в Братске и Усть-Илиме; в 1958 году участок Тайшет-Лена (692 км). С его вводом в эксплуатацию строительство магистрали было приостановлено до 1967 года, когда было принято постановление правительства «Об усилении исследований БАМа».
5 апреля 1972 года началось строительство современного БАМа (первые кубометры грунта были засыпаны в Бам-Тындинскую железную дорогу на станции БАМ).
В 1974 году был издан указ «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», после чего начались строительные работы на БАМе: всего предстояло построить 4200 км. БАМ был объявлен Всесоюзной комсомольской ударной стройкой, сюда приезжали массы молодежи.
22 декабря 1973 года в Усть-Кут с только что сданной линии Хребтовая - Усть-Илим была переброшена первая группа строителей.
Особая гордость – Герои Советского Союза, чей жизненный путь был связан с сооружением Байкало-Амурской магистрали. Героями Социалистического Труда стали здесь бетонщик Владимир Григорьевич Новик, монтер пути Леонид Давыдович Казаков, тоннельщик Валентин Романович Толстоухов.
Строительство большинства промышленных комплексов так и не состоялось, потому что в Советское время это считалось нерентабельным. В результате БАМ играет в основном роль транзитной ветки и сейчас полностью загружен. Выгодно провести все работы по расширению пропускной способности БАМа прямо сейчас и как можно скорее, поскольку Китай планирует создать обширный новый Шелковый путь и существуют альтернативные маршруты в Россию через Казахстан, Иран и Закавказье. Только завершенные строительные работы могут сыграть решающую роль в конкурентоспособности российских путей и помочь привлечь значительную часть грузопотоков. Это позволит окупить значительную долю наших конечных расходов, которые рано или поздно неизбежно пришлось бы понести.
Важная роль проекта БАМ-2 заключается в развитие регионов Дальнего Востока, ведь он является малонаселённым и на отдельных участках отсутствует жизненно необходимая инфраструктура. БАМ-2 решит эти проблемы, появятся дополнительные рабочие места, расширятся посёлки региона, возникнет огромный поток товаров, которые будут значительно дешевле, одним из серьёзных плюсов является демографический прирост за счёт рабочей силы.
Строительство длиною в жизнь целой страны, нашло своё продолжение в стране правопреемницы – России. По сей день можно ощутить трудовой энтузиазм, оптимизм, проникнуться осознанием величия свершений советского человека. Это пример высокого гуманистического смысла великого строительства, несущего жизнь будущему поколению, которое продолжает развивать транспортную сеть БАМа. Всё историческое и экономическое развитие, в конечном счете, подчинено интересом нашего и будущего поколений. БАМ – это выдающееся свершение, отечественное «Чудо света», являющиеся свидетельством величия эпохи развитого государства.
Всесоюзная стройка послужила началом освоения и обуздания, человеком природы Дальнего Востока, люди получили серьёзный опыт, и навык в преодолении сурового начала нашей Родины.
Работа авторов была направлена на формирование гражданских и патриотических чувств у студентов, осознание молодежью своей малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям. Раскрыть и показать потенциал и значимость БАМа авторы решили, через создание настольной игры «Путешествие по БАМу» и готового мероприятия, посвященного «Официальному дню рождения БАМа».
Разработки авторов позволили в среде студентов техникума и школьников района актуализировать интерес к строительству БАМа, которая продолжается и сегодня, приобщить подрастающее поколение к историческим ценностям, передать им дух трудового энтузиазма, советского народа. Воспитать чувства ответственности, патриотизма, сопереживания и не равнодушия к наследию и развитию своей страны.
Литература:
- Павлишин Г.Д., Сунгоркин В.Н. Навстречу времени: от Байкала до Амура. – 33 изд. – Москва: «Советская Россия», 1985. – 256 с.
- В.И Воротников Магистраль Мужества // На встречу времени от Байкала до Амура. - Москва: «Советская Россия», 1985. – С. 9-14.
- И. А. Шепелев Советский опыт строительства Байкало-Амурской магистрали в условиях коренной модернизации железнодорожной отрасли // Вестник Омского университета. – 2019. – №21. – С. 126-133.
- БАМ начали строить во второй раз // Эксперт URL: https://expert-ru.turbopages.org/expert.ru/s/2021/06/30/bam-nachali-stroit-vo-vtoroy-raz/.
- Нам есть чем гордиться: БАМ-2 станет прорывом для Хабаровского края // Информагентство ХКС URL: https://www.todaykhv.ru/news/economics-and-business/36735/.