От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тимофеева, В. А. От истории профессии к экскурсионному маршруту: опыт участия в конкурсе «Слово о моем Хабаровском крае» / В. А. Тимофеева, А. А. Долгова, М. А. Валехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94187/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства», предполагающий его прохождение в закрытом помещении, хранящем наследие предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края.

Ключевые слова: интерактивная экскурсия, квеструм, профессиональный культурный код, наследие Хабаровского края.

Для учащихся школ выпускных классов, проходящих профориентацию, важно сформировать представление о возможностях образовательных учреждений Хабаровского края обучить подрастающее поколение различным специальностям. Важно иметь полное представление о профессиях, их истории, возможностях и значимости для региона, в котором он проживает. Такие знания помогут будущему профессионалу сделать правильный выбор и найти свой вектор развития. Так же данная работа будет актуальна и для обучающихся техникума – это позволит углубить их знания или взглянуть с другой стороны на выбранную профессию.

История Хабаровского края богата событиями и подвигами людей связавшим свою жизнь с профессии сварщик. Заводы, памятники, промышленные объекты, корабли и техника, образовательные учреждения, объекты инфраструктуры города, достижения учёных в совершенствовании сварочного производства, судьбы людей, информация о востребованности профессии сварщик в Хабаровском крае.

Главной целью проекта является через призму профессии сварщик раскрыть исторические факты о родном крае, труде, культуре, знаменитых людях, подвигах и воспитывать чувство гордости за свой край. Мы предполагали, что авторский маршрут квеструм позволит с интересом познакомиться с профессией сварщик и узнать много нового из истории Хабаровского края.

Внедрение такой технологии как квеструм в проекте обусловлен его востребованностью. Успех усвоения информации учащимися во многом зависит от их заинтересованности. Квеструм помогает учащимся совершенствовать навыки поиска необходимой информации, и ее дальнейшего системного анализа. При применении данной технологии, учащиеся также проходят полный цикл мотивации к познавательной деятельности, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет обучающимся не только исследовать, развивать логическое и критическое мышление, а также работать в команде.

Выбор темы «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства», должна подчеркнуть значимость человека труда, рабочего. Их роль невозможно переоценить, так как с их помощью строились целые города по всему Хабаровскому краю. А количество известных людей своей профессии, обилие и разнообразие исторических фактов, связанных с профессией сварщик вызовет интерес у участников квеста.

В своём проекте авторам хотелось раскрыть сущность профессии сварщик и её значимость для Хабаровского края через факты, хранящие наследие предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края.

Краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае…» делился на два основных этапа, разработка и внедрение.

В разработке, организации и проведении нашего квеста были задействованы члены студенческого научного объединения «ПрофКи», членами которого являются авторы проекта, а также руководитель объединения и психолог. Консультантами выступили мастера производственного обучения по специальности сварщик и администрация техникума.

На этапе разработки квеста нашей команде предстояло изучить сущность профессии сварщик. Собрать информацию о заводах, памятниках, промышленных объектах, кораблях и техники, образовательных учреждениях, объектах инфраструктуры города, достижения учёных в совершенствовании сварочного производства, судьбах людей, закончивших наш техникум.

Собирая информацию, авторы убедились, что поиск материалов и исторических фактов не должен ограничиваться интернет ресурсами, так как даже в интернете есть не всё. Так обращаясь в библиотеки и архивы, мы смогли найти те исторические факты, которые помогли нам сформировать задания для нашего маршрута.

На этом этапе очень помог музей техникума, в котором авторы получили доступ к огромному количеству информации и исторических фактов, фотографиям и видеоматериалам.

В работе проведены исследования истории профессии сварщик, жизни техникума и пути становления его воспитанников от обучения до значимых достижений в освоенной профессии, истории объектов, связанных со сварочным производством находящихся на территории края. А также приведены формы подачи экскурсионной информации и методы разработки квеста. В результате проекта разработан маршрут квеструм «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства».

На этапе внедрения нашей команде предстояло грамотно встроить собранную информацию в придуманную легенду нашего квеста. Так как команда имеет опыт в организации и проведении квестов, проблем с ресурсообеспечением не возникло. Весь необходимый реквизит для маршрута был изготовлен самостоятельно из подручных материалов. Кодовые замки, ключи, головоломки, ребусы, лабиринты, всё это погружало каждого участника квеста в атмосферу азарта.

Выстроив маршрут в производственном корпусе техникума, была проведена апробация квеструма с обучающимися 1го и 2го курса по специальности «Сварочное производство». Участники квеста помогли доработать маршрут и задания квеста. Были учтены замечания и пожелания участников.

Формой организации деятельности участников в квесте сводилось к направлению деятельности студентов на достижение цели квеста. Через решение по цепочки логических задач, в ходе выполнения которых участник изучал исторические факты, связанные с профессией сварщик и Хабаровским краем.

Задания были построены таким образом, чтобы поиск ответов объединял игроков команды, способствуют живому общению между участниками, развивают находчивость, смекалку, наблюдательность, и побуждал к движению. Поэтому все задания требовали практического решения. Такой подход вызывает интерес у участников и делает квест более активным и живым. Перед каждым заданием на станции участники прослушивали легенду со встроенным в неё историческим фактом, после чего приступали к практическому выполнению.

Команда передвигалась по маршруту, по цепочке от станции к станции, выполнив одно задание команда получала доступ к следующему. Главным критерием оценивания команды являлось время, за которое они прошли квест. Время на прохождение всего маршрута 60 минут. По итогам квеста проводилась рефлексия и вручение памятных подарков. В конце квеста мастера провели с ребятами практический урок по сварке, после которого ребята забрали на память металлические картинки, сделанные собственными руками.

В разработанном квесте приняли участие школьники 7-8 классов, 56, 87, 49, 83 школ. Всего 45 человек.

Авторский проект квеструма включён в ежегодный план летних лагерей «ПРОФИ» при техникуме, а также в программу профориентационной деятельности нашего техникума.

В ходе участия в конкурсе команда студенческого научного общества «ПрофиКи» получила огромный опыт в разработке интерактивных крестов. Ребята освоили новые компетенции и прокачали свои компетенции в поисковой деятельности и работе с информационными ресурсами.

По результатам конкурса команда авторов была награждена: дипломом 2 степени за разработку научно-исследовательского проекта экскурсионного маршрута; диплом 1 степени за апробацию и внедрение научно-исследовательского проекта экскурсионного маршрута.

Авторская модель квеструма может использоваться образовательными учреждениями, внеся небольшие изменения, можно перестроить квест на другие профессии. С самой экскурсией можно ознакомиться на сайте студенческого научного общества http://profiki-sno.tilda.ws/page28515789.html.

Литература:

  1. Григорьев, А. Война и тыл: хабаровские хроники / А. Григорьев // Тихоокеан. звезда. – 2010. – 4, 11, 19, 25 февр., 25 марта.
  2. Трудный путь к Победе: сб. док. Гос. арх. Хабар. края о Великой Отечеств. войне (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) / Гос. арх. Хабар. края; редкол.: Т. А. Шевчик (гл. ред.) [ и др.] ; сост. : Л. А. Кривченко, И. Д. Морозова, Л. В. Салеева. – Хабаровск: Част. коллекция, 2005. – 544 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровский край, профессия, Профессиональный Хабаровск, сварочное мастерство, сварочное производство, сварщик, участник квеста, научно-исследовательский проект, студенческое научное общество, студенческое научное объединение.


Ключевые слова

интерактивная экскурсия, квеструм, профессиональный культурный код, наследие Хабаровского края

Похожие статьи

«Во славу Отечества!»: идея и реализация общеучилищного проекта-экспозиции, посвященного Отечественной войне 1812 года

Статья посвящена использованию метода проектов в системе патриотического воспитания нахимовцев в филиале НВМУ (г. Мурманск). Даны цели и задачи конкретного проекта, этапы работы над ним.

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе

В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Социальные инструменты формирования экологической ответственности населения (опыт реализации проекта «Защитим лес от пожара»)

В статье анализируются статистические данные о лесном фонде и лесных пожарах в Хабаровском крае и Амурской. Представлен практико-ориентированный проект «Защитим лес от пожаров», направленный на формирование экологической ответственности обучающихся и...

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди»

В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Мимоза для мамы»

Предложенное занятие носит комплексный характер. Ярко прослеживаются интегративные связи между образовательными областями. В структуре НОД использованы: игровая ситуация, беседа — диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность воспитанников. З...

Методическая разработка филателистического экспоната «Основы здорового образа жизни» для филателистической образовательной площадки школы

Коллекция представляет собой вариант одностендового филателистического экспоната (16 листов формата А-4) на выставку творческую, филателистическую, научную, который собирают школьники 8 класса на уроке ОБЖ по теме «Основы здорового образа жизни» под ...

Похожие статьи

«Во славу Отечества!»: идея и реализация общеучилищного проекта-экспозиции, посвященного Отечественной войне 1812 года

Статья посвящена использованию метода проектов в системе патриотического воспитания нахимовцев в филиале НВМУ (г. Мурманск). Даны цели и задачи конкретного проекта, этапы работы над ним.

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе

В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Социальные инструменты формирования экологической ответственности населения (опыт реализации проекта «Защитим лес от пожара»)

В статье анализируются статистические данные о лесном фонде и лесных пожарах в Хабаровском крае и Амурской. Представлен практико-ориентированный проект «Защитим лес от пожаров», направленный на формирование экологической ответственности обучающихся и...

Урок-конкурс «Февральская революция 1917 года в России. Эпоха революций, события, люди»

В работе представлен урок, посвящённый 100-летию Февральской революции. Интегрированный урок-конкурс разработан для активизации познавательной и самостоятельной творческо-поисковой деятельности обучающихся, направленной на изучение спорных вопросов и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Мимоза для мамы»

Предложенное занятие носит комплексный характер. Ярко прослеживаются интегративные связи между образовательными областями. В структуре НОД использованы: игровая ситуация, беседа — диалог, дидактическая игра, продуктивная деятельность воспитанников. З...

Методическая разработка филателистического экспоната «Основы здорового образа жизни» для филателистической образовательной площадки школы

Коллекция представляет собой вариант одностендового филателистического экспоната (16 листов формата А-4) на выставку творческую, филателистическую, научную, который собирают школьники 8 класса на уроке ОБЖ по теме «Основы здорового образа жизни» под ...

Задать вопрос