Данная статья посвящена описанию опыта совместной деятельности студентов студенческого научного объединения «ПрофиКи» и педагога наставника техникума, по работе над научно- исследовательским проектом экскурсионного квеста «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства», предполагающий его прохождение в закрытом помещении, хранящем наследие предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края.
Ключевые слова: интерактивная экскурсия, квеструм, профессиональный культурный код, наследие Хабаровского края.
Для учащихся школ выпускных классов, проходящих профориентацию, важно сформировать представление о возможностях образовательных учреждений Хабаровского края обучить подрастающее поколение различным специальностям. Важно иметь полное представление о профессиях, их истории, возможностях и значимости для региона, в котором он проживает. Такие знания помогут будущему профессионалу сделать правильный выбор и найти свой вектор развития. Так же данная работа будет актуальна и для обучающихся техникума – это позволит углубить их знания или взглянуть с другой стороны на выбранную профессию.
История Хабаровского края богата событиями и подвигами людей связавшим свою жизнь с профессии сварщик. Заводы, памятники, промышленные объекты, корабли и техника, образовательные учреждения, объекты инфраструктуры города, достижения учёных в совершенствовании сварочного производства, судьбы людей, информация о востребованности профессии сварщик в Хабаровском крае.
Главной целью проекта является через призму профессии сварщик раскрыть исторические факты о родном крае, труде, культуре, знаменитых людях, подвигах и воспитывать чувство гордости за свой край. Мы предполагали, что авторский маршрут квеструм позволит с интересом познакомиться с профессией сварщик и узнать много нового из истории Хабаровского края.
Внедрение такой технологии как квеструм в проекте обусловлен его востребованностью. Успех усвоения информации учащимися во многом зависит от их заинтересованности. Квеструм помогает учащимся совершенствовать навыки поиска необходимой информации, и ее дальнейшего системного анализа. При применении данной технологии, учащиеся также проходят полный цикл мотивации к познавательной деятельности, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет обучающимся не только исследовать, развивать логическое и критическое мышление, а также работать в команде.
Выбор темы «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства», должна подчеркнуть значимость человека труда, рабочего. Их роль невозможно переоценить, так как с их помощью строились целые города по всему Хабаровскому краю. А количество известных людей своей профессии, обилие и разнообразие исторических фактов, связанных с профессией сварщик вызовет интерес у участников квеста.
В своём проекте авторам хотелось раскрыть сущность профессии сварщик и её значимость для Хабаровского края через факты, хранящие наследие предприятий, профессий и профессионалов Хабаровского края.
Краевой конкурс научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Слово о моем Хабаровском крае…» делился на два основных этапа, разработка и внедрение.
В разработке, организации и проведении нашего квеста были задействованы члены студенческого научного объединения «ПрофКи», членами которого являются авторы проекта, а также руководитель объединения и психолог. Консультантами выступили мастера производственного обучения по специальности сварщик и администрация техникума.
На этапе разработки квеста нашей команде предстояло изучить сущность профессии сварщик. Собрать информацию о заводах, памятниках, промышленных объектах, кораблях и техники, образовательных учреждениях, объектах инфраструктуры города, достижения учёных в совершенствовании сварочного производства, судьбах людей, закончивших наш техникум.
Собирая информацию, авторы убедились, что поиск материалов и исторических фактов не должен ограничиваться интернет ресурсами, так как даже в интернете есть не всё. Так обращаясь в библиотеки и архивы, мы смогли найти те исторические факты, которые помогли нам сформировать задания для нашего маршрута.
На этом этапе очень помог музей техникума, в котором авторы получили доступ к огромному количеству информации и исторических фактов, фотографиям и видеоматериалам.
В работе проведены исследования истории профессии сварщик, жизни техникума и пути становления его воспитанников от обучения до значимых достижений в освоенной профессии, истории объектов, связанных со сварочным производством находящихся на территории края. А также приведены формы подачи экскурсионной информации и методы разработки квеста. В результате проекта разработан маршрут квеструм «Профессиональный Хабаровск: секреты сварочного мастерства».
На этапе внедрения нашей команде предстояло грамотно встроить собранную информацию в придуманную легенду нашего квеста. Так как команда имеет опыт в организации и проведении квестов, проблем с ресурсообеспечением не возникло. Весь необходимый реквизит для маршрута был изготовлен самостоятельно из подручных материалов. Кодовые замки, ключи, головоломки, ребусы, лабиринты, всё это погружало каждого участника квеста в атмосферу азарта.
Выстроив маршрут в производственном корпусе техникума, была проведена апробация квеструма с обучающимися 1го и 2го курса по специальности «Сварочное производство». Участники квеста помогли доработать маршрут и задания квеста. Были учтены замечания и пожелания участников.
Формой организации деятельности участников в квесте сводилось к направлению деятельности студентов на достижение цели квеста. Через решение по цепочки логических задач, в ходе выполнения которых участник изучал исторические факты, связанные с профессией сварщик и Хабаровским краем.
Задания были построены таким образом, чтобы поиск ответов объединял игроков команды, способствуют живому общению между участниками, развивают находчивость, смекалку, наблюдательность, и побуждал к движению. Поэтому все задания требовали практического решения. Такой подход вызывает интерес у участников и делает квест более активным и живым. Перед каждым заданием на станции участники прослушивали легенду со встроенным в неё историческим фактом, после чего приступали к практическому выполнению.
Команда передвигалась по маршруту, по цепочке от станции к станции, выполнив одно задание команда получала доступ к следующему. Главным критерием оценивания команды являлось время, за которое они прошли квест. Время на прохождение всего маршрута 60 минут. По итогам квеста проводилась рефлексия и вручение памятных подарков. В конце квеста мастера провели с ребятами практический урок по сварке, после которого ребята забрали на память металлические картинки, сделанные собственными руками.
В разработанном квесте приняли участие школьники 7-8 классов, 56, 87, 49, 83 школ. Всего 45 человек.
Авторский проект квеструма включён в ежегодный план летних лагерей «ПРОФИ» при техникуме, а также в программу профориентационной деятельности нашего техникума.
В ходе участия в конкурсе команда студенческого научного общества «ПрофиКи» получила огромный опыт в разработке интерактивных крестов. Ребята освоили новые компетенции и прокачали свои компетенции в поисковой деятельности и работе с информационными ресурсами.
По результатам конкурса команда авторов была награждена: дипломом 2 степени за разработку научно-исследовательского проекта экскурсионного маршрута; диплом 1 степени за апробацию и внедрение научно-исследовательского проекта экскурсионного маршрута.
Авторская модель квеструма может использоваться образовательными учреждениями, внеся небольшие изменения, можно перестроить квест на другие профессии. С самой экскурсией можно ознакомиться на сайте студенческого научного общества http://profiki-sno.tilda.ws/page28515789.html.
Литература:
- Григорьев, А. Война и тыл: хабаровские хроники / А. Григорьев // Тихоокеан. звезда. – 2010. – 4, 11, 19, 25 февр., 25 марта.
- Трудный путь к Победе: сб. док. Гос. арх. Хабар. края о Великой Отечеств. войне (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.) / Гос. арх. Хабар. края; редкол.: Т. А. Шевчик (гл. ред.) [ и др.] ; сост. : Л. А. Кривченко, И. Д. Морозова, Л. В. Салеева. – Хабаровск: Част. коллекция, 2005. – 544 с.