В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : речь, логопед, воспитатель, взаимодействие, совместная работа.
The article highlights the main elements of the joint work of a speech therapist teacher and preschool specialists. The most effective forms with speech disorders in preschool children have been identified and analyzed.
Keywords: speech, speech therapist, educator, interaction, teamwork.
На сегодняшний день роль логопеда в детской дошкольной организации (далее ДОО) является востребованной и актуальной. Это обуславливается тем, что около 58 % детей имеют различные речевые нарушения связанные, как физиологическими, так и с психологическими проблемами [4].
Для того, чтобы работа логопеда была эффективной и имела положительный показатель в первую очередь важен не только дифференцированный (индивидуальный) подход к каждому ребёнку, но и совместная работа со всеми специалиста ДОО.
Положение о взаимодействии логопеда со специалистами ДОО разработано в соответствие с Федеральным законом № 273- ФЗ от 29.12. 2012 г. Оно гласит, что воспитатель и логопед должны вести совместную деятельность для выявления и своевременной помощи детям с нарушениями речи, а также для составления плана коррекционно-образовательной работы [3]. Данное положение исполняется практическим каждый ДОО, но бывают исключения, где логопедическая группа отсутствует (ДОО при школах), и логопед работает с детьми только по основному запросу с предоставлением справки от ПМПК или в старших группах при подготовке к поступлению в начальную образовательную организацию.
Воспитатель является главным звеном, который первый выявляет речевые нарушения — это происходит или через родителей (родители при поступлении в ДОО сами обозначают проблему и предоставляют документы для дальнейшей работы), или благодаря профессиональным наблюдениям [3].
Взаимодействие логопеда и воспитателя начинается с совместного обследования ребёнка — логопед, психолог и воспитатель. После подробного обследования все специалисты разрабатывают коррекционную программу, в которой отражены важнейшие этапы работы в зависимости от уровня нарушений и отклонений воспитанника.
После составления коррекционной программы, задача воспитателя ежедневно наблюдать за речевым состоянием ребёнка и выполнять рекомендации логопеда. Обычно это рекомендации, которые связанны с исправлением слов, имеющих неверную форму произношения т. е. воспитатель исправляет ребёнка, когда он произносит слова неправильно, а также обогащает новыми словами лексический запас. Советский педагог и философ Н. И. Красногорский выделял такую форму работу, как самую главную и самую ценную в развитии речи ребёнка. Он отмечал, что «при нормальном речевом общении ребенка с окружающими людьми речевые реакции у детей образуются путём подражания и путём рефлекторного повторения» [1].
Обычно дети с нарушением речи очень хорошо идут на контакт с логопедом, но в группе чувствуют себя некомфортно и стараются оставаться в одиночестве, так как не могу правильно выразить свои чувства и эмоции. В данном случае задача воспитателя организовать межличностное общение между воспитанниками группы. Межличностное общение очень важно, так как оно влияет не только на развитие эмоционального фона, но является важным элементом в становлении полноценной здоровой личности.
Работа всех специалистов ДОО имеет два направления:
— индивидуальное — дифференцированный подход;
— групповое — воспитатель, психолог и музыкальный работник, через игровую форму (сюжетные игры, дидактические игры, музыкально-ритмические игры, игры на развитие памяти и внимания), литературные произведения, театрализацию, индивидуальные и групповые беседы, сказкотерапию, арт-терапию, логопедических зарядок (артикуляционная и дикционная гимнастика, работа с дыхательной системой), пальчиковая гимнастика и т. д. формируют правильную речь ребёнка и закрепляя полученные навыки. Все формы работы согласовываются с логопедом: тематика (например, на занятии у логопеда изучались фрукты, задача воспитателя закрепить данную тематику и наоборот), направление, цель и задачи.
Воспитатель — это индивидуальный помощник логопеда, который помогает осуществлять организовать не только коррекционный процесс, но и работу с родителями, а именно:
— организация проведения анкетирования и опросов, которые подготавливает логопед;
— организация индивидуальных встреч логопеда с родителями, а также родительских собраний;
— передача и объяснение, домашние задания и многое другое.
Взаимодействия логопеда и воспитателя может оценивать только тогда, когда цель самой работы будет достигнута: успешное развитие артикуляционного и дикционного аппарата, правильно сформировано произношение, обогащена лексика, развиты коммуникативные способности и отслеживается положительная динамика в полноценном становлении личности.
Литература:
- Красногорский Н. И. Высшая нервная деятельность ребёнка / Н. И. Красногорский. — Л.: Государственное издательство медицинской литературы, 1958. — 320 с.
- Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада / Н. В. Нищева — СПб.: Детство-пресс, 2004. — 120с. — ISBN: 5–89814–216–9.
- Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ: положение о взаимодействии учителя-логопеда со специалистами ДОУ: официальный сайт — Крым, 2022. — URL: https://ohrana-tryda.com/node/4260?ysclid=l5x7f78qxz891520209 (дата обращения: 23.07.2022).
- Социальный навигатор: официальный сайт — Москва, 2017. — URL: https://sn.ria.ru/20171114/1508750706.html (дата обращения: 23.07.2022).