Маркетинг персонала как инструмент решения кадровых задач предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.07.2022

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Петренко, М. Ю. Маркетинг персонала как инструмент решения кадровых задач предприятия / М. Ю. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94208/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова : маркетинг персонала, кадровая служба предприятия, подбор персонала, управление трудовыми ресурсами.

Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получения максимально возможной прибыли, что обуславливает не только максимизацию выручки, но и контроль за издержками. Одной из постоянных, и зачастую достаточно весомых статей расходов предприятий, являются издержки на персонал. Учитывая значительные объемы денежных средств, направляемых на оплату труда персонала, актуальной является проблема эффективности труда. Однако, на практике, достичь высокого коэффициента трудоотдачи достаточно сложно: людям свойственно снижение производительности не только в средне- и долгосрочной перспективах, но и в течение рабочего дня и / или отдельной рабочей смены. Усугубляет проблему и такие факторы как «моральное выгорание» работников, а также найм на работу сотрудников, которые изначально нацелены не на высокопроизводительный труд, а на «работу ради галочки». Результатом является недополучение прибыли предприятием, выпуск продукции низкого качества, задержки при проведении работ НИР и ОКР и т. д.

Одним из обстоятельств, обуславливающих существование вышеназванных проблем организации высокопроизводительного труда — является политика предприятия в сфере управления персоналом, которая, в основной своей части, нацелена на мотивацию сотрудников к труду с помощью увеличения их заработной платы, не учитывая при этом реальные потребности, знания и умения самого сотрудника.

Другой проблемой, де-факто унаследованной современным бизнесом со времен ещё Советского Союза, является исключительно «техническая» функция сотрудников отделов кадров предприятий, вся работа которых связанная с наймом нового сотрудника сводится к заключению трудовых договоров (и оформлении прочих сопутствующих документов) с теми претендентами на вакантные места, которые были приведены к ним директорами и / или начальниками отделов соответствующего предприятия. То есть, кадровые службы, фактически не задействуются при проведении внутрифирменных совещаний, на которых производится разработка и утверждение среднесрочной и долгосрочной стратегии организации, и, соответственно, не представляют, персонал какой квалификации в ближайшее время будет необходим предприятию [4]. Соответственно, не имея представления о векторе развития организации, сотрудниками отделов кадров предприятий не инициируются и не осуществляются мероприятия. Имеющие своей целью предварительный поиск сотрудников, способных в ближайшем будущем занять создаваемые рабочие места; не производятся упредительные меры по переобучению и повышению квалификации собственного персонала организации.

При отсутствии должной коммуникации между кадровыми службами предприятия и его руководством (собственниками) последние, при разработке стратегии развития организации, не получают от отдела кадров информацию о наличии на рынке труда профессионалов, не связанных в данный конкретный момент времени контрактами с другими работодателями. В результате такой несогласованности, к моменту, когда соответствующие специалисты необходимы предприятию, потребуется много времени, чтобы таких сотрудников найти, уговорить их перейти на данное предприятие и при необходимости — дообучить конкретным трудовым функциям. Это приводит к тому, что предприятие как минимум потеряет время на поиск и найм соответствующих профессионалов, заплатив за их труд (из-за «экстренного» найма) больше, чем могло бы, а как максимум — даже не сможет приступить к производственному процессу, потеряв из-за этого всю планируемую прибыль.

Такие примеры достаточно часто прослеживаются в деятельности отечественных организаций. Механизмов решения таких ситуаций предложено может быть много; все зависит от конкретных обстоятельств и готовности высшего менеджмента предприятий к внесению изменений в принятую на предприятии организационную структуру и проявления необходимой гибкости при работе с персоналом. Одним из вариантов роста трудоотдачи персонала организации, является концепция маркетинга персонала — процесс определения предварительной потребности организации в тех или иных специалистах и задействование всех имеющихся ресурсов для того, чтобы в необходимый момент времени, данные специалисты оказались в распоряжении предприятия и смогли обеспечить ему требуемую норму прибыли.

К сожалению, проведенный анализ специальной литературы, показал, что и в отечественных, и в зарубежных источниках, пока еще не выработано единого подхода к сути маркетинга персонала. Наиболее четким и всеобъемлющим, автор считает определение данное доктором экономических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, А. Я. Кибановым, который утверждает следующее: «маркетинг персонала представляет собой специфический вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале» [3]. На взгляд автора, указанное определение наиболее полно соответствует потребностям субъектов предпринимательства и наиболее ёмко с концептуально-теоретической точки зрения.

Проведенный анализ иных подходов к сущности термина маркетинг персонала показывает, что в научных публикациях, выделяется два основных подхода к сущности маркетинга персонала. В рамках первого подхода, маркетинг персонала рассматривается в узком смысле, как весьма специфическая функция кадровой службы организации, являющаяся несколько обособленной от других направлений работы данной службы предприятия. В рамках второго подхода, маркетинга персонала рассматривается в несколько более широком понимании — как философская концепция управления трудовыми ресурсами организации [1].

Интегральный результат анализа приведенных выше подходов к пониманию сущности маркетинга персонала позволяет выделить некоторые его основные элементы (см. рис. 1.)

Основные элементы маркетинга персонала [2]

Рис. 1. Основные элементы маркетинга персонала [2]

Ниже, на рисунке 2 отображены основные задачи, которые должны решаться на предприятиях с помощью маркетинга персонала, могут быть эффективно решены посредством использования инструментария маркетинга персонала.

Задачи, которые должны решаться с помощью маркетинга персонала

Рис. 2. Задачи, которые должны решаться с помощью маркетинга персонала

Анализ представленных выше теоретических и практических задач, решаемых с помощью инструментария маркетинга персонала показывает, что его потенциал в деятельности субъектов предпринимательства — велик и многогранен; грамотное позиционирование предприятия на рынке труда и политика априорного подбора и обучение персонала — могут принести предприятию не просто более высокую прибыль, но лидирующее место на рынке производимых товаров, работ или услуг.

Литература:

  1. Афанасьева, Л. А. Маркетинг персонала как научный подход к управлению персоналом в условиях инновационной экономики / Л. А. Афанасьева // Инновационное управление персоналом: сборник материалов кадрового форума, Курск, 25–26 апреля 2019 года. — Курск: Курский государственный университет, 2019. — С. 100–105.
  2. Зубков, Д. М. Маркетинг персонала: сущность, подходы и принципы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. № 1.
  3. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации. М.: Финстатинформ, издание 2-е, дополненное. 2017.
  4. Петренко, Т. В. Анализ потребности работодателей г.Таганрог к профессиональному уровню сотрудников / Т. В. Петренко, А. В. Зимовец, В. В. Кошман // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 8(97). — С. 353–359. — EDN XRUXHF.
Основные термины (генерируются автоматически): маркетинг персонала, предприятие, высокопроизводительный труд, кадровая служба предприятия, персонал, помощь маркетинга персонала, проведенный анализ.


Ключевые слова

маркетинг персонала, подбор персонала, кадровая служба предприятия, управление трудовыми ресурсами

Похожие статьи

Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия

В статье раскрыто понятие кадрового контроллинга, рассмотрены основные его цели, задачи и функции. Обоснована необходимость применения контроллинга в целях повышения эффективности кадровой политики и деятельности всех служб предприятия в целом.

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации

Мотивация персонала как фактор конкурентоспособности современной организации

Определение эффективности бизнес-процессов компании

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Задачи кадровой политики в формировании кадрового потенциала организаций

Похожие статьи

Кадровый контроллинг в системе управления персоналом предприятия

В статье раскрыто понятие кадрового контроллинга, рассмотрены основные его цели, задачи и функции. Обоснована необходимость применения контроллинга в целях повышения эффективности кадровой политики и деятельности всех служб предприятия в целом.

Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации

Мотивация персонала как фактор конкурентоспособности современной организации

Определение эффективности бизнес-процессов компании

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Кадровая политика как инструмент управления персоналом

В статье рассмотрены понятие и определение кадровой политики как важнейшего инструмента управления персоналом.

Оптимизация работы по набору персонала на предприятии

Данная статья посвящена актуальным вопросам оптимизации работы по набору персонала на предприятии. Проведенное исследование позволяет утверждать, что политика компании по набору и найму работников является важнейшей для предприятия, так как она выпол...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Задачи кадровой политики в формировании кадрового потенциала организаций

Задать вопрос