Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов, детей и родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лаборатории детской игры как форма сотрудничества педагогов, детей и родителей / В. А. Черниченко, Л. Б. Каблучко, И. В. Бужор [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94212/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье авторы приводят пример использования формы работы с родителями.

Ключевые слова: лаборатория детской игры, родители, дети.

Актуальность игры и ее роли в развитии ребенка дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности современных детей. Значительные изменения в жизни общества требуют нового осмысления реалий игры современного детства. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития, их интересов, ценностей, представлений, встроенных в изменяющийся социальный и культурный контекст.

Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Детскому саду необходимо унаследовать лучшие традиции детских дворовых сообществ недавнего прошлого: творческую самоорганизацию, естественную передачу игровых традиций, то есть сохранить субкультуру детства.

Игровая деятельность способствует усвоению и соблюдению детьми нравственных общечеловеческих ценностей. В игре дети учатся поступать в соответствии с общественными нормами, правилами, объективно оценивать свои и чужие поступки. Игра стимулирует переживание положительных эмоций, чувств взаимопомощи, сотрудничества, дружбы, товарищества, общего успеха.

Создание «Лаборатории детской игры» помогает заинтересовать родителей и способствует привлечению педагогического ресурса семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В рамках «Лаборатории детской игры» были созданы интерактивные площадки для родителей, которые позволили им освоить технологию организации игр с детьми дома, расширить их спектр.

Работа интерактивных площадок проходила в форме совместной деятельности родителей, детей и педагогов. Участвуя в работе интерактивной площадки, родители имели возможность, во-первых, наблюдать процесс организации и проведения разных видов игр детей с педагогом или кем-то из родителей, во-вторых, приобрести опыт проведения игры. Освоение родителями технологии организации игр с детьми дома осуществлялось на теоретическом, практическом и технологическом уровнях.

Основой деятельности интерактивных площадок являлся принцип добровольности: родитель имел возможность выбрать тему для участия в интерактивной площадке и степень своего участия (наблюдатель, участник, помощник, организатор).

После работы каждой площадки подводились итоги с проведением рефлексии, оформлялись информационные листы, памятки, буклеты («Игра — это серьезно!», «Что такое игры с правилами?», «Как помочь ребенку полюбить подвижные игры», «Мальчики и девочки: одинаковые или разные игры?» и т. д.).

Основное содержание интерактивных площадок включало 2 этапа. На первом автором опыта организовывалось педагогическое просвещение родителей с целью ознакомления родителей с особенностями и назначением той или иной игры (вида игр), познакомить с методикой проведения игры, предоставить необходимую информацию по тому или иному аспекту игровой деятельности дошкольников.

На втором этапе было организовано продуктивное общение участников образовательного пространства по обозначенной теме. Родители становились участниками игры. Например, в ходе интерактивной площадки, посвященной организации дидактической игры, многие родители высказали мнение о том, что дома много развивающих игр, но детям не интересно в них играть. Автор опыта рассказал родителям об особенностях игр с дидактическими материалами, специально созданными для развития определенных способностей и умений.

Для родителей стало открытием, что для того, чтобы нивелировать присутствующий в дидактической игре элемент скрытого принуждения, необходимо, чтобы создаваемые для игры условия предоставляли ребенку возможность непосредственной игры, а не занятия. Например, складывание по образцу башни направлено на развитие наглядно-образного мышления. Но ребенку можно предложить игровой зачин: «Злой дракон разрушил замок и принцессе негде жить! Сейчас починим дворец, а потом поселим в него принцессу, посадим сад (выкладывание рядом игрушек или картинок в определенной логической последовательности), пригласим гостей погулять в саду» (развитие пространственной ориентации) и т. д.

Далее в ходе работы площадки родители показывали, как они используют конструкторы и конструктивные материалы, сюжетно-образные и сюжетно-дидактические игрушки, природный и бросовый материал в играх. При этом ребенок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата.

После обмена опытом родители по группам разыгрывали игровые зачины для игры в лото, с мозаикой, игрушками-вкладышами, кубиками с буквами. Игровые зачины презентовались и обсуждались.

В ходе работы площадки «Сюжетно-ролевая игра по страницам любимых сказок» были организованы имитационно-ролевые игры родителей, в ходе работы площадки «Драматизация без драм» — просмотр видеозаписи детских развлечений, в ходе работы площадки «Игры, с которыми дружит здоровье» — просмотр видеозаписи занятий физкультурой, спортивных праздников.

Площадки «Лаборатория сюжетно-ролевых игр», «Лаборатория Лего-игр», участие в внутрисадовском Фестивале игры проводились с приглашением детей. Тогда они становились активными участниками игр с родителями. Такая организация деятельности побуждала участников проявлять активность, создавала положительный эмоциональный фон.

Интерактивные площадки функционировали 1 раз в месяц в течение учебного года, а также онлайн, на сайте ДОУ размещался план работы, основные моменты деятельности каждой площадки, подкрепленные видеоматериалами, демонстрирующими проведение игры.

Проводимая работа заинтересовала родителей, они стали инициаторами создания банка игр группы.

Литература:

1. Дешеулина Р. П., Козлова А. В. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. /Дешеулина Р. П., Козлова А. В., М.: Издательство «Сфера», 2018.-128.

2. Справочник старшего воспитателя. Работа с родителями в детском саду/-М.:ЗАО «МЦФЕР», № 9 2019г.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, игра, детский сад, интерактивная площадка, площадка, ребенок, ходя работы площадки, детская игра, дидактическая игра, игровая деятельность.


Ключевые слова

дети, родители, лаборатория детской игры

Похожие статьи

Метод проектов на уроках физики

В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Инфографика как современный способ обучения русскому языку как второму

В статье автор рассматривает актуальную проблему обучения русскому языку как второму через современный образовательный тренд — инфографику. Автор представляет один из этапов проведения исследования — эксперимент, а также некоторые работы самих учащих...

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Развитие грамматических навыков у студентов-психологов с помощью аутентичных материалов

В статье авторы рассматривают социальные сети, как средство обучения грамматике студентов-психологов.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Похожие статьи

Метод проектов на уроках физики

В статье автор делится опытом применения метода проектов на уроках физики во время проведения лабораторных работ.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников

В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.

Инфографика как современный способ обучения русскому языку как второму

В статье автор рассматривает актуальную проблему обучения русскому языку как второму через современный образовательный тренд — инфографику. Автор представляет один из этапов проведения исследования — эксперимент, а также некоторые работы самих учащих...

Организация работы с родителями: принципы и методы взаимодействия в детском саду

В статье автор исследует методы взаимодействия педагогов с родителями.

Развитие грамматических навыков у студентов-психологов с помощью аутентичных материалов

В статье авторы рассматривают социальные сети, как средство обучения грамматике студентов-психологов.

ИКТ на уроках английского языка как средство повышения мотивации

Статья посвящена инновационным методикам изучения английского языка с помощью ИКТ-технологий на уроках и внеурочной деятельности.

Психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов

В статье автор исследует психолого-педагогические основы обучения школьников посредством метода проектов.

Роль куратора в адаптации студентов 1 курса колледжа (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы куратора со студентами первого курса колледжа. Рассмотрены функциональные обязанности и направления работы куратора, направленные на ускорение адаптации студентов.

Задать вопрос