В статье рассмотрены актуальные аспекты функционирования и правового регулирования института естественных монополий. Исходя из положений действующего законодательства, проанализированы методы государственного регулирования естественных монополий. Сделан вывод о необходимости фиксации законодательного перечня услуг, предоставляемых естественными монополиями.
Ключевые слова: монополия, конкурентный рынок, ценовая дискриминация, специальный режим.
Общепризнан тот факт, что конкуренция представляет собой неотъемлемое свойство рынка, и эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Неоднозначность социально-экономических условий приводит к образованию такой рыночной ситуации, как монополия и естественная монополия. Наличие отрицательных последствий функционирования естественных монополий требует регулятивного вмешательства в их деятельность. Являясь разновидностью монополистических рыночных структур, естественная монополия может злоупотреблять неограниченной рыночной властью. В то же время, получая преимущества от положительного эффекта масштаба и разнообразия, она играет важную положительную роль в рыночной экономике. Конкуренция является ключевым элементом системы рыночных отношений и ведущей характеристикой рыночной среды. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию от латинского сoncurrere, concurrentia — «сталкиваться», «состязаться», т. е. фактически конкуренция — это состояние соперничества и противоборства между субъектами хозяйственной деятельности.
Рынок монополистической конкуренции близок по своим характеристикам к конкурентному рынку и одновременно имеет черты рынка монополизированного. На монопольно конкурентном рынке каждый продавец обладает небольшой рыночной властью, поскольку производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей, а отдельные потребители могут предпочесть именно его продукцию и заплатить за нее более высокую цену. Для обеспечения и поддержки конкурентной среды государство проводит антимонопольную политику, в рамках которой осуществляет меры антимонопольного регулирования.
В современных условиях выделяют два вида естественных монополий — это природные естественные монополии и технико-экономические естественные монополии. В основе формирования природных естественных монополий выступает наличие барьеров для конкуренции, возведенных естественной средой — природой. Технико-экономические естественные монополии причины их возникновения — технические или экономические, связанные с практическим действием эффекта масштаба. Механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий является системой юридических и организационных средств, создаваемых государством с целью упорядочения данных общественных отношений, содействия удовлетворению публичных интересов, достижения баланса интересов потребителей и естественных монополий. Механизм государственного правового регулирования деятельности естественных монополий включает ценовой контроль и неценовые методы регулирования.
Статьей 8 и п. 2 статьи 34 Конституции РФ [1] устанавливаются запрет монополизации в сфере экономической деятельности и поддержка конкуренции, которые получают свое развитие в нормативно-правовых актах. Исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, следует констатировать, что прямой запрет на монополии отсутствует. Лишь на монополизацию наложен запрет, т. е. на сам процесс, результатом которого является расширение сферы действия имеющихся монополий или создание новых. В России же естественные монополии складывались объективно. То есть это не являлось следствием целеустремленной деятельности государства, направленной на монополизацию. Регулирование естественных монополий в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147-ФЗ) [2], который устанавливает правовые основы государственной политики, касающиеся этих структур.
Законодателем предусмотрено жесткое государственное регулирование деятельности естественных монополий, а также прямое государственное вмешательство в их деятельность, поскольку в силу особого правового статуса естественных монополий, связанного с возможностями их воздействия на обширный круг лиц, необходимо установление отдельных ограничений. Институт ограничения прав является составным элементом специального режима для естественных монополий и законным способом изменения объема прав. Разработка и введение в действие специального закона о естественных монополиях, как представляется, в первую очередь были направлены на создание особого режима естественной монополии. Создание специального режима является дополнительным способом государственного регулирования, поскольку позволяет установить контроль над использованием естественно-монопольных ресурсов, а также регулировать деятельность субъектов естественных монополий [3, с. 6].
Статьей 6 Закона № 147-ФЗ предусмотрен открытый перечень методов регулирования деятельности исследуемых субъектов. В настоящее время ст. 6 данного закона установлены методы ценового регулирования и квотирования. Помимо этого предусматривается определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию естественными монополиями. Следует также отметить, что ст. 7 Закона № 147-ФЗ закрепляет обязательное согласование, поскольку предусматривает обязанность субъектов естественных монополий получить у соответствующих органов разрешение на совершение сделок обозначенных в п.2 указанной статьи, а также согласования, касающиеся инвестиций субъекта естественной монополии.
Актуальной проблемой правового регулирования естественных монополий является вопрос о перечне услуг, оказываемых субъектами естественной монополии. Иногда хозяйствующие субъекты оказывают услуги, не относящиеся к сфере естественной монополии, а лишь связанные с ней. Отсутствие в законодательстве исчерпывающего круга таких услуг положительно сказалось бы на системе правового регулирования естественных монополий. Механизм государственного регулирования деятельности естественных монополий включает:
— ценовой контроль (установление тарифов), который является наиболее часто применяемым, так и
— неценовые методы регулирования (определение круга потребителей, которые подлежат обязательному обслуживанию, согласованный (разрешительный) порядок совершения сделок) [4, с. 134].
Следует отметить, что применение такого средства регулирования, как ценового, является ограничением права по установлению цены за услугу или товар, что приводит к лишению возможности субъекта самостоятельно определять ценовую политику, ограничивая реализацию свободы выработки договорных условий. Кроме того, данное средство регулирования, также не позволяет потребителям обращаться в органы регулирования по вопросам, касающимся величины цен. Под ограничением права по установлению цены за услугу или товар, понимается, возможно-допустимое, основанное на внутригосударственном законе, вмешательство государства, вводимое государством, соразмерно преследуемым им целям исключительно для защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности и защиты публичных интересов. Помимо этого, законодателем предусмотрены определенные обязанности естественных монополий при осуществлении ими деятельности (ст.8 Закона № 147-ФЗ), например:
— в части раскрытия информации;
— обязательного заключения договоров с потребителями, касательно которых применяется соответствующее законодательное регулирование;
— представление соответствующей отчетности о своей деятельности;
— представление на недискриминационных условиях доступа на товарный рынок для лиц, к которым применяется соответствующее законодательное регулирование и т. д.
Введение и прекращение регулирования естественных монополий посредством ведения реестра естественных монополий. Следует отметить отсутствие взаимосвязи между включением в реестр (введением регулирования) и установлением в отношении хозяйствующего субъекта регулируемых цен (тарифов) (кроме сферы транспорта и связи). Поэтому необходимо закрепить правоустанавливающий статус реестра и установить взаимосвязь между включением в реестр и введением ценового и неценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что законодательство в области естественных монополий (по сравнению с антимонопольным) выделяется, тем, что в нем значительная роль отведена подзаконному регулированию и усмотрению антимонопольного органа. Вводимые ограничения, касающиеся деятельности естественных монополий возможно только в той степени, в которой это необходимо и допустимо.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 4 июля 2020 г. — N 144.
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // Российская газета. — N 164. — 24.08.1995.
- Башлаков-Николаев, И. В. Новый проект закона о внесении изменений в закон о естественных монополиях в контексте задач и приоритетов тарифного регулирования в Российской Федерации / И. В. Башлаков-Николаев. — Текст: непосредственный // Конкурентное право. — 2022. — № 2. — С. 3–8.
- Краснова, Т. А. Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий / Т. А. Краснова. — Текст: непосредственный // Финансовые рынки и банки. — 2020. — № 3. — С. 133–135.