В рамках данной статьи анализируются особенности современного искусства и Digital Art. Автор проводит различия между искусством, использующим цифровые технологии в качестве инструмента для создания более традиционных объектов-фотографии, печати и т. д., а также непосредственно Digital Art, в рамках которого произведение создается, хранится и представлено только в цифровом формате и использует его интерактивный или совместный потенциал.
Ключевые слова: искусство, цифровизация, Digital Art, современные технологии.
Digital Art не является синонимом для термина «современное искусство», под которым понимают совокупность практик, сложившихся во второй половине двадцатого столетия. Digital Art появилось раньше и уходит своими корнями в дадаистское движение 1920-х годов, в творчество Марселя Дюшана и Ман Рея. Комбинаторные процессы, подчиняющиеся строгим правилам дадаистской поэзии, были впоследствии распространены и транслировались иными направлениями. Так, в 1960-х годах движение современного искусства флюксус под влиянием дадаизма затронуло в основном изобразительное искусство, а также музыку и литературу: это направление с помощью разрушительного юмора стремилось разрушить границы между традиционным пониманием искусства и построить связь между искусством и жизнью [1].
Но, конечно, ключевое значение для современного искусства и Digital Art имело развитие технологий. Переход от индустриальной эры к электронной эпохе сопровождался растущим интересом художников к скрещиванию искусства и технологий, который не мог не развиться в 1970-х и 1980-х годах с появлением новых технологий (видео, спутников). За этот период Digital Art развилось, объединив в себе широкий спектр практик: от создания объектно-ориентированных проектов до работ, направленных на возведение процессно-ориентированных виртуальных объектов. Но только в 1990-х годах Digital Art постепенно вошло в мир искусства и получило свое определение [2]. Сегодня отношения между Digital Art и современным искусством сложны.
Цифровые технологии и интерактивные медиа действительно помогают бросить вызов традиционным представлениям о произведении искусства, аудитории и художнике. Художник больше не является единственным создателем произведения, но часто является посредником или организатором взаимодействия между аудиторией и созидателем. Сам процесс создания часто является результатом сложного сотрудничества между художником и командой программистов, инженеров, ученых и графических дизайнеров. Ряд цифровых художников сами прошли инженерное обучение. Кроме того, цифровая среда создает различные проблемы в мире традиционного искусства: место проведения выставки, коллекция, продажа, сохранение [3].
Грамматическая форма наименования термина также выдает особый статус обозначаемого им понятия: сам факт неопределенности в том, говорить о Digital Art в единственном или во множественном числе, свидетельствует о гибридном характере этого понятия. Digital Art можно определить по контрасту с изобразительным искусством, с классическим творчеством и формальным, аналоговым произведением: живопись, скульптура и пр. Все чаще художественные практики неотделимы от технологических и компьютерных достижений, кардинально меняющих мир, в котором они создаются. Более того, техника, ранее бывшая второстепенной в процессе рождения произведения искусства, теперь выходит из роли обычного инструмента или процедуры, чтобы стать настоящим материалом, обладающим эстетикой и символикой, дополняющими характер произведения [4].
Как и любая сфера человеческой деятельности, современное искусство подвержено этой цифровой революции и, по сути, должно пересмотреть свое обоснование. Речь идет обо всех изменениях, вызванных цифровыми технологиями: демультипликация источников, дематериализация носителей, непосредственность и виртуальность, глобальность и работа в сети.
Кроме того, как и в случае с информацией, например, поскольку искусство также является своеобразным способом ее передачи, все понятия статуса и речевой иерархии не обладают центрированностью. В современном искусстве и Digital Art нет однозначных ответов на вопросы, кто судит, кто говорит, во имя чего создается произведение искусства, кто художник или техник, кто зритель или актер. Эта «путаница», присущая современному искусству и Digital Art, не является признаком обесценивания, а скорее признаком слияния и гибридизации, от которых искусство получает свою ценность.
Digital Art осуществляет характерный для конца двадцатого века переход от аналогового к цифровому: сдвиг в художественной парадигме, который не возникает из ничего. Digital Art укореняется и соответствует контурам развития, связанного с информационными технологиями и их реализацией. Об этом свидетельствуют семантические варианты формирования термина Digital Art, которое также могло называться кибернетическим или компьютерным искусством — именно такие названия были распространены в 1980-х годах с появлением потребительских микрокомпьютеров [5].
Первоначально именно визуальное создание-синтетическое изображение 3D стало новшеством и одновременно синонимом этих новых художественных практик. Таким образом, переход от аналогового к цифровому может быть единственным критерием для определения специфики произведения Digital Art. Но этот ключевой момент не является операционным — он просто знаменует собой расширение для других способов показа, установки, распространения, демонстрации.
Действительно, происхождение Digital Art можно также проследить от зарождения электронной музыки и экспериментального кино, до мотивов кинетического искусства и зарождения событий. Тем не менее, именно видеоарт является прародителем Digital Art благодаря реализованным средствам, а также намерениям в этом отвлечении функций и целей технического объекта для превращения его в произведение искусства. Кроме того, Digital Art во всех его формах (проекция, виртуализация, инсталляция) ставит вопрос о соотношении человека, техники и окружающей среды в режиме взаимодействия художника и его аудитории.
Использование цифровых технологий в качестве художественной среды предполагает, что от производства до презентации художник использует только цифровую платформу, демонстрирует и исследует присущие ей возможности. Цифровые технологии, среди прочего, интерактивны, основаны на участии и вовлечении аудитории, динамичны и настраиваются в соответствии с пожеланиями зрителей или слушателей, и эти особенности создают особую эстетику.
Одной из важнейших характеристик Digital Art является интерактивность. В то время как «классические» произведения искусства (живопись, скульптура и пр.) оставались статичными, подчиненными только созерцательному взгляду зрителя, «технологические» — отдавали предпочтение другим чувствам: прикосновениям, которые до сих пор отсутствовали в отношениях между зрителем и искусством [6].
В строгом смысле слова Digital Art является источником подлинного «взаимодействия», требуя движения от произведения к зрителю и, наоборот, от зрителя к произведению. В качестве примера можно привести проект Lotus 7.0 голландского художника и дизайнера Даана Роосегаарда. Эта инсталляция из алюминиевой фольги вступает в реакцию с движениями зрителя и, в свою очередь, кажется наделенной жизнью и разумом. Взаимодействие Digital Art и зрителя происходит в соответствии с модальностями, которые различаются в зависимости от используемых устройств и технологий.
Минимальная интерактивность — это своего рода навигация в более или менее прозрачном и древовидном информационном пространстве. Более сложная интерактивность может потребовать создания алгоритма программирования. В этом случае она одновременно управляет процессом, наблюдаемым для субъекта устройства, и алгоритмическим ветвлением для автора. Третье интерактивное взаимодействие все еще может заключаться в возможном представлении данных от субъекта. Это интерактивность, которая позволяет сделать вклад и художнику, причем последний может реально повлиять на содержание или форму произведения. Наконец, интерактивность может быть основой для опосредованного межчеловеческого общения. Именно здесь появляется alteraction — коллективное действие в реальном времени-составляет основу художественного проекта [7].
Digital Art привносит новый способ работы, состояние которого остается «незавершенной работой». Алгоритмические программы создают иллюзию автономной жизни произведения и, похоже, увеличивают его интерактивный потенциал до такой степени, что, по словам художника, оно, похоже, ускользает от своего создателя. Именно поэтому Digital Art считают генеративным искусством (алгоритмическим искусством), которое не может быть сведено к серии уравнений. Это прежде всего вопрос отношения, поскольку главное слово в этом отношении является «случайным», поэтому генеративное искусство предшествует появлению компьютеров и распространению информационных технологий. Математика и робототехника — это всего лишь способ для художника расширить свои намерения, восприятие, интерпретацию, эмоции в совокупности с цифровыми технологиями, возобновляющими, например, опыт автоматического письма.
Интерактивное и генеративное Digital Art предлагает движущиеся и захватывающие творения, работы, в которых текст, звук, изображение, а также форма и смысл можно модифицировать практически до бесконечности. Это «незавершенная работа» является сложной и постоянно развивающейся, совместной работой автора и его аудитории, в которой зрителю, как и художнику, предлагается интерпретировать ее и переосмыслять контуры.
Digital Art апеллирует к опыту, который является не только эмоциональным, но также чувственным и телесным. Усиленные звуковыми и пиротехническими средствами (пространственные звуки, интенсивное использование дымовых газов и стробоскопов) эффекты позволяют зрителю почувствовать себя в опасности, обеспечив тем самым переход из виртуального мира в реальный.
Погружающее искусство покидает единственное цифровое поле, чтобы захватить тело, но также и ум с помощью самых дестабилизирующих проектов, погружая зрителя в определенное психологическое состояние. Погружение — это, прежде всего, вопрос измерения (будь то реальное или виртуальное) и ощущения, также реального или имитируемого с помощью интерфейсов (гарнитура виртуальной реальности, перчатки для передачи данных, джойстики с «тактильной обратной связью»).
Уникальность произведения Digital Art заключается в том, чтобы иметь возможность создавать художественные, эстетические впечатления изнутри, оставляя зрителю центральное место, а не классическую конфронтацию с произведением лицом к лицу, например, при виде картины или просмотра на экране. Эти ощущение и сила погружения также могут быть усилены специальными структурами, предназначенными для размещения таких работ: например, темная комната (черный ящик) и купол в Монреальском обществе технических искусств, трансдисциплинарном центре, посвященном развитию и сохранению цифровой культуры [8].
Технологический фон Digital Art заставляет художников приближаться к миру научных исследований и промышленного сектора. Синергия с учеными, необходимая для выполнения многих проектов, также предоставляет художникам другие производственные возможности и выставочные площадки, техническую и финансовую поддержку, которую, например, не могут предложить фестивали. Художественное творчество и технологические исследования, которые когда-то были четко разделенными и практически непроницаемыми областями, сегодня настолько запутаны, что любые инновации внутри одного влияют на развитие другого. Гибридные работы, возникающие в результате их взаимопроникновения, делают необратимым раздробление старых границ, разделяющих искусство и науку. То, как они впервые сочетаются друг с другом, заставляет задуматься, с одной стороны, о том, какая артикуляция теперь позволяет взаимодействовать поискам и творчеству, а с другой стороны, о переопределении фигур художника, а также о способах оценки работ, характерных для этого контекста.
Необходимо провести долгосрочное исследование, в частности, углубив вопрос о взаимосвязи мультимедиа и синергии, которую необходимо развивать между Digital Art и традиционной политикой в области культуры и образования. В частности, необходимо подчеркнуть аспект создания и интерактивного использования мультимедийных работ, избирательный характер предоставляемых пособий и, в дополнение, помощь в организации семинаров по приему и созданию мультимедиа, а также необходимость создания интерактивных мультимедийных материалов, что предопределяет дальнейшее направление исследований данной тематики.
Литература:
- Воронцова С. И. Художник как шаман в современном искусстве // Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования. — 2019. — С. 18–23.
- Деникин А. А. Постцифровая эстетика в арт-практиках цифрового искусства // Обсерватория культуры. — 2017. — Т. 14. — № 1. — С. 36–45.
- Васева И. С. К вопросу о понятии Digital Art // Историко-культурное наследие в цифровом измерении. — Пермь, 2021. — С. 127–129.
- Давыд В. С. Digital Art и перспективы развития искусства // Новые задачи технических наук и пути их решения. — 2016. — С. 47–49.
- Юхнина О. Ю. Digital Art: новая художественная реальность // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок. — 2021. — С. 124–126.
- Давидян В. Э. Нестандартная коммуникация с поколениями Y и Z с помощью технологии Digital Art // Рекламный вектор-2018: время инноваций. — 2018. — С. 119–123.
- Меньшикова А. П., Левина Е. И. О перспективах инвестирования в Digital Art // Студенческий вестник. — 2021. — № 25–2 (170). — С. 26–28.
- Долгова А. А. Язык и коммуникация современной цифровой культуры: современное искусство и крипто-арт // Цифровые трансформации современной культуры. — Йошкар-Ола, 2021. — С. 142–147.