Специфика межличностных коммуникаций думеров в интернете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.07.2022

Статья просмотрена: 541 раз

Библиографическое описание:

Швецов, Л. К. Специфика межличностных коммуникаций думеров в интернете / Л. К. Швецов, Н. В. Швецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94232/ (дата обращения: 17.10.2024).



Данная статья демонстрирует результаты разведывательного исследования, цель которого заключалась в фиксации специфики межличностных коммуникаций представителей думерской субкультуры. Для установки понимания, являются ли данные коммуникации фактором ресоциализации думеров в российском обществе. Было осуществлено включенное наблюдение (4 дня), была проанализирована тональность сообщений, а также степень вовлеченности в различные темы разговоров (личная жизнь, политика, искусство, юмор).

Ключевые слова : молодежь, Russian Doomer Music, думеризм, социализация, стиль жизни.

This article demonstrates the results of an intelligence study, the purpose of which was to fix the specifics of interpersonal communications among representatives of the Doomer subculture. To establish an understanding of whether these communications are a factor in the re-socialization of doomers in Russian society. A participant observation was carried out (4 days), the tone of messages was analyzed, as well as the degree of involvement in various topics of conversation (private life, politics, art, humor).

Keywords : youth, Russian Doomer Music, doomerism, socialization, lifestyle.

В последние годы в интернет-пространстве набирает популярность молодежная субкультура думеров. Сами ее представители называют данное явление как «думерство» или «думеризм». Из проведённой ранее серии полуструктурированных интервью с представителями данной субкультуры (n=15), удалось зафиксировать возрастной диапазон думеров от 14 до 32 лет [1].

В основе данного явления лежит английское слово «Doom» (в переводе на русский язык «рок», «судьба»). Родиной думеризма считаются Соединённые Штаты Америки. В определённое время люди начали пользоваться изображением (мемом) с нарисованным персонажем, который изображался в черной кофте и шапке, с сигаретой во рту. Люди начали называть данный образ «Doom guy» (с англ. guy переводят на русский как «парень») или «Doomer» [2].

Чуть позже начали появляться иные вариации изображения. К примеру, думер может изображаться так же с каким-нибудь пейзажем за спиной или с кругами под глазами. Еще позже появился и женский прототип думера (Doomer girl), который тоже активно используется представителями субкультуры. Люди видели во всех этих образах печальные, грустные и депрессивные мотивы. Каждый человек усматривал свои причины в печали думерских образов. Возможно, именно поэтому эти изображения завоевали такую популярность в разных странах и породили даже целую субкультуру.

Популярная вариация изображения думера

Рис. 1. Популярная вариация изображения думера

Если дать краткую характеристику представителям думерской субкультуры (исходя из полученных данных, в ходе проведённого качественного исследования), то можно сказать следующее [1]:

— Думеры имеют свои стереотипы поведения, которые заключаются в интроверсии;

— Ключевая идея думеров кроется в смирении и принятии существующей действительности;

— Думеры обладают своими инструментами художественного самовыражения (музыка в жанре «пост-панк», интернет-мемы, содержащие образы думеров, фотографии старых зданий панельного типа);

— Думеры часто испытывают грусть, тоску. Они не могут найти себя в социуме;

— Представители думерской субкультуры ищут свое успокоение в ностальгии.

Итак, у нас существует гипотеза, которая гласит о том, что коммуникации думеров между собой позволяют им избегать десоциализации. Думеры объединены осознанием принадлежности к субкультуре, а также пристрастием к определённым явлениям изобразительного и музыкального искусств. Мы предполагаем, что коммуникации, обусловленные общими интересами, помогают ресоциализироваться, то есть приобретать социальный опыт, реализовывать себя в социальной среде. Заметим, что речь идёт о социальном опыте не только среди думеров, но и в целом российском обществе.

Соответственно, для проверки нашей гипотезы был избран метод включенного наблюдения. Местом наблюдения выступали групповые беседы думеров в социальной сети Вконтакте, ссылки на которые можно получить в тематических сообществах, которые связаны с думеризмом.

В фокусе нашего внимания находилась фиксация тональности коммуникаций думеров (позитивные или негативные сообщения), а также фиксация частоты различных тем, которые думеры привыкли обсуждать (степень вовлеченности). Для этого были составлены бланки наблюдений, в которых осуществлялись подсчеты. Наблюдение длилось 4 дня в 2 групповых беседах.

При составлении бланка мы отметили, что все разговоры, обсуждаемые в рамках групповых бесед, можно поделить на:

— Юмористические темы;

— Темы, затрагивающие вопросы искусства (фотографии, музыка);

— Темы, которые касаются личной жизни, обмена опытом;

— Политические темы.

Под негативными сообщениями мы понимали сообщения, которые содержали неодобрение, грусть, печаль, агрессию. Под позитивными сообщениями понимались те, которые содержали в себе юмор, одобрение, выражение симпатии. Немаловажным аспектом в ходе наблюдений была фиксация количества активных пользователей, участвующих в беседах, так как очевидно, что, например, 2 активных пользователя (которые, при этом, написали большое количество сообщений) будут свидетельствовать о низкой вовлеченности в коммуникации.

Рассматриваемые групповые беседы не критически отличались по количеству активных участников, учитывая разницу общей численности групп. Важно понимать, что у нас отсутствовала возможность установления даже демографических характеристик групповых бесед, потому что такова специфика социальных медиа. Немалый процент пользователей, как правило, указывает свой ненастоящий возраст, а некоторые и вовсе указывают не свой пол, регистрируются под ненастоящими именами.

В общем и целом, можно сказать, что большинство сообщений носили позитивный характер, а наибольшая вовлеченность наблюдалась в обсуждениях личной жизни участников бесед. Почти с равной степенью вовлеченности обсуждались темы юмористического характера с темами по вопросам изобразительного и музыкального искусств. Очень редко участники поднимали политические темы. Как правило, разговоры о политике сопровождались немалым количеством негативных сообщений.

Соотношение позитивных и негативных сообщений

Рис. 2. Соотношение позитивных и негативных сообщений

Соотношение обсуждаемых тем

Рис. 3. Соотношение обсуждаемых тем

При этом корреляции между количеством вовлеченных в коммуникацию и количеством сообщений на политические темы не было обнаружено. Аналогичным образом можно сказать о юмористических темах, а также об обсуждении искусства.

Стоит отметить, что беседы о личной жизни участников бесед сопровождались исключительно позитивными сообщениями. Люди делились своими проблемами, переживаниями, а также поддерживали друг друга.

Среднее арифметическое активных участников групповой беседы № 1 (за 4 дня наблюдения) составляет 13, в то время как в беседе № 2 это число равняется 25. Если мы разделим средние количества активных участников на полные количества людей в выборочных совокупностях, то можем получить средний процент людей, вовлеченных в коммуникации. Таким образом, в групповой беседе № 1 вовлеченных людей всего 7 %, а в групповой беседе № 2 всего 9 %.

Заключение

Таким образом, можно заключить, что частично наша гипотеза находит свое подтверждение, исходя из собранных данных. Межличностные коммуникации думеров имеют ресоциализирующий потенциал, так как их коммуникации в целом выстраиваются в конструктивном ключе — сообщения носят позитивный характер, а сами беседующие нередко советуют друг другу как корректнее вести себя в российском обществе, в различных жизненных ситуациях.

Главная мысль в том, что коммуникации думеров между собой не отделяют их от остального российского общества (как бывает с рядом иных субкультур) [3], а наоборот, имеют потенциал в избавлении от процесса десоциализации.

Тем не менее, мы не можем уверенно утверждать, что подобные коммуникации действительно помогают в ресоциализации. Для того чтобы фиксировать результат — требуется отдельное исследование. К примеру, интервью или анкетирование активных участников групповых бесед.

Более того, низкий процент активных участников ставит ещё больший вопрос в эффективности таких коммуникаций. Отсутствие ясного понимания, кем по-настоящему являлись объекты наблюдений, мешает фиксации различных корреляций. Нельзя исключать, что активными участниками становятся вполне конкретные половозрастные сегменты.

Данное исследование может дать только один однозначный ответ. Межличностное взаимодействие думеров не несет за собой деструктивности. Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут служить дополнительным источником информации в сфере социологии молодежи.

Литература:

  1. Швецов Л. К., Хайруллина Ю. Р. — «Думеры» как представители новой молодежной субкультуры России. — V Международная конференция «Казанские социологические чтения». — 2022- Издательство Казанского университета. — С. 267–274;
  2. Sara Elaine Barrera. Russian doomer music, the soviet past, and disillusioned American youth: an America perspective on the popularity and presence of Russian doomer music and soviet culture in American Tiktok//Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти, материалы международной научной конференции аспирантов и студентов. — (Санкт-Петербург 2021). -Часть 1-C 213–216
  3. Шапоренко А. Н. — Влияние субкультур на процесс социализации подростков, оставшихся без попечения родителей.-Социально-гуманитарные знания. -2018- C. 309.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, беседа, групповая беседа, сообщение, личная жизнь, личная жизнь участников бесед, музыкальное искусство, позитивный характер, российское общество, социальный опыт.


Ключевые слова

социализация, стиль жизни, молодежь, Russian Doomer Music, думеризм

Похожие статьи

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании. Особой частью статьи является анализ ценностной модели Starbu...

Влияние информационных технологий на когнитивные функции студентов ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление влияния информационных технологий на состояние когнитивных функций, таких как: память, мышление, внимание, речь, гнозис, счет, ориентация, планирование, а также контроль высш...

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Определение степени конфликтогенности с помощью анализа интернет-активности

В статье рассматривается Интернет-активность как фактор, который определяет конфликтогенность на основе обсуждения проблем г. Краснодар. Представлены результаты контент-анализа группы «Типичный Краснодар» таких социальных сетей как «ВКонтакте» и «Одн...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Похожие статьи

Никнеймы в онлайн-коммуникации и их особенности

Данная статья посвящена функционированию никнеймов в онлайн-коммуникации со всем разнообразием их особенностей. Сделана попытка раскрыть особенности никнеймов в разных языковых и общественно-социальных сообществах в Интернете. Автором настоящего иссл...

Корпоративная этика в современной России

Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...

Исследование проблем построения маркетинговых коммуникаций в интернет-сообществах (на примере сообщества «Freeshop Kaliningrad» г. Калининград)

В статье рассмотрены особенности интернет-маркетинга и маркетинговых коммуникаций в интернет сообществах социальной сети «Вконтакте». Проведен анализ используемых инструментов, попытка ответить на вопрос, в чем заключается специфика интернет – коммун...

Опыт экономического поведения Starbucks для российских компаний

Данная статья содержит анализ бизнеса мирового лидера кофеен Starbucks. В статье рассматриваются элементы маркетинговой политики, которые послужили причиной для мировой экспансии компании. Особой частью статьи является анализ ценностной модели Starbu...

Влияние информационных технологий на когнитивные функции студентов ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера

В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление влияния информационных технологий на состояние когнитивных функций, таких как: память, мышление, внимание, речь, гнозис, счет, ориентация, планирование, а также контроль высш...

Современная реклама: приемы манипулятивного воздействия

В статье автор исследует манипулятивные приемы, используемые в современной рекламе, которые воздействуют на сознание и поведение потребителей. Описаны основные черты манипуляции, включая скрытые цели и использование эмоциональных слабостей. Рассматри...

Клиповое мышление как фактор, влияющий на речевую коммуникацию студента на уроках литературы

В статье рассмотрен феномен клипового мышления в контексте процесса обучения. Выявлены предпосылки и условия, способствующие возникновению подобного явления. В статье рассмотрены негативные особенности феномена. Определена необходимость корректировки...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Определение степени конфликтогенности с помощью анализа интернет-активности

В статье рассматривается Интернет-активность как фактор, который определяет конфликтогенность на основе обсуждения проблем г. Краснодар. Представлены результаты контент-анализа группы «Типичный Краснодар» таких социальных сетей как «ВКонтакте» и «Одн...

Проблемы межкультурной коммуникации в современном социуме

Нельзя пренебрегать актуальностью межкультурной коммуникации, а тем более глобализации в целом. Эти явления происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы ...

Задать вопрос