Ключевые слова: Амурская область, Российская Федерация, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, долгосрочный период, плановые показатели, фактические показатели.
В современной практике государственного управления значительная роль отводится планированию и программированию социально-экономического развития. Основываясь на оценке складывающейся ситуации, в рамках стратегий и программ определяются целевые ориентиры для будущих этапов развития, на достижение которых направлены действия государственных и муниципальных органов управления.
Разработка стратегических подходов и программ социально-экономического развития региона предполагает необходимость учета его природно-ресурсного, экономического и демографического потенциалов, места в пространственной структуре региона, экономического статуса среди других субъектов РФ. В тоже время необходимо учитывать положение региона в системе государственных приоритетов, реализацию на территории региона национальных проектов и инвестиционных программ, осуществляемых государственными корпорациями [7].
Главными функциями социально-экономического прогнозирования является:
— выявление и анализ сложившихся закономерностей и тенденций экономического развития;
— оценка этих тенденций в будущем и учет их положительных и отрицательных последствий;
— предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем;
— выявление возможных альтернатив развития в перспективе;
— накопление информации, позволяющей выбрать верное направление развития экономики.
Результатом прогнозирования как деятельности является прогноз, представляющий собой вероятностный документ, который используется при:
— при разработке и корректировке стратегий, планов, государственных программ;
— в бюджетном процессе при формировании бюджетов всех уровней;
— для аналитических целей.
Согласно Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» выделяется 3 уровня прогнозирования [6]:
— федеральный уровень, где разрабатывается прогноз научно-технологического развития Российской Федерации, стратегический прогноз Российской Федерации, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период;
— региональный уровень (прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетный прогноз субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на среднесрочный период);
— муниципальный уровень (прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период, бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период).
В Амурской области мониторинг реализации документов стратегического планирования осуществляется Правительством Амурской области. Документами, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования Амурской области, являются ежегодный отчет Губернатора Амурской области о результатах деятельности Правительства Амурской области и сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Амурской области [2].
Для достижения показателей прогноза социально-экономического развития Амурской области реализуются мероприятия в рамках 49 региональных проектов по 11 Национальным проектам, а также 16 государственных программ Амурской области, показатели которых синхронизированы между собой [3].
Вместе с этим с прогнозом социально-экономического развития Амурской области синхронизированы основные параметры документов стратегического планирования — цели, задачи, конечные результаты.
Эффективность реализации государственных программ Амурской области проводится ежегодно и размещается на сайте министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.
Информация о реализации Национальных проектов на территории Амурской области проводится каждые полгода и размещается на сайте управления проектной деятельности Амурской области.
В таблице 1 представим плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы.
Таблица 1
Плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы
Показатели |
Год |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
||||
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
|
Население |
||||||
Численность постоянного населения, тыс. чел. |
793,20 |
796,00 |
790,00 |
796,10 |
781,85 |
797,30 |
Промышленное производство |
||||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб. |
170013,30 |
123000,00 |
202288,23 |
124100,00 |
213551,46 |
130670,00 |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,90 |
100,4 |
95,70 |
102,90 |
104,00 |
103,00 |
Промышленное производство по видам деятельности: |
||||||
Добыча металлических руд (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
116,70 |
106,25 |
89,70 |
101,80 |
99,22 |
101,89 |
Добыча угля (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
96,20 |
144,53 |
96,70 |
143,57 |
111,80 |
120,23 |
Производство пищевых продуктов (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,70 |
101,20 |
97,70 |
101,50 |
102,00 |
101,80 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
70,9 |
100,20 |
72,40 |
100,50 |
102,50 |
100,90 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
117,20 |
100,00 |
69,10 |
100,40 |
120,00 |
100,70 |
Производство прочих транспортных средств и оборудования (индекс производства), % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
89,40 |
100,00 |
90,30 |
100,50 |
101,00 |
100,70 |
Сельское хозяйство |
||||||
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
44736,40 |
63141,97 |
48273,40 |
67573,15 |
48911,83 |
72525,38 |
Инвестиции |
||||||
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
340966,49 |
203200,00 |
343411,60 |
279110,00 |
470445,08 |
149700,00 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
126,50 |
105,00 |
93,90 |
104,40 |
127,91 |
104,20 |
Строительство |
||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн. руб. |
247162,00 |
117245,47 |
291305,90 |
161880,90 |
316882,56 |
88323,00 |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
209,10 |
105,20 |
111,30 |
105,00 |
105,00 |
104,80 |
Торговля и услуги населению |
||||||
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
182953,40 |
178050,00 |
192739,80 |
187960,00 |
206179,16 |
199980,00 |
Объем платных услуг, млн. руб. |
48753,30 |
52440,00 |
47279,30 |
55680,00 |
50051,99 |
59170,00 |
Индекс потребительских цен, % к декабрю предыдущего года |
104,80 |
104,20 |
107,20 |
103,60 |
105,70 |
104,00 |
Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||
Доходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, млн. руб. |
83459,20 |
50128,05 |
105151,20 |
53389,34 |
113317,90 |
57086,24 |
Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб. |
61291,10 |
48145,29 |
71139,40 |
51867,25 |
78428,20 |
55564,15 |
Из таблицы 1 видно, что численность постоянного населения Амурской области на 01.01.2021 составила 781,5 тысяч человек, что в свою очередь, на 15,45 тысяч человек меньше планового показателя. За 2020 год численность населения сократилась на 8,1 тыс. человек, или на 1,0 %. Общее снижение численности населения на 61,0 % обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся и на 39,0 % — превышением миграционного оттока над миграционным приростом [4].
Наблюдается снижение индекса промышленного производства в 2020 году по сравнению с 2019 годом (95,7 %), снижение обусловлено отрицательной динамикой в добыче металлических руд (на 10,3 % — уменьшение содержания золота в рудах на всех рудниках ГК «Петропавловск»), угля (на 3,3 % — снижение количества работников на разрезах из-за введенных ограничительных мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (далее — COVID-19). Однако в 2021 году индекс промышленного производства увеличился на 8,3 % по отношению к 2020 году, и тем самым превысил плановый показатель на 1 %.
Кроме того, снижение в 2020 году в сравнении с 2019 годом отмечено:
— в производстве пищевых продуктов на 2,3 %, что обусловлено уменьшением производства крупы и мукомольно-крупяных изделий на 13,7 %, соевого масла на 9,6 % из-за снижения покупательской способности, неполной загрузки производственных мощностей по переработке сои в связи с ростом экспорта необработанной сои;
— в производстве готовых металлических изделий на 27,6 % за счет снижения производства деталей и конструкций из черных металлов на 25,6 %;
— в производстве прочей неметаллической минеральной продукции на 30,9 % за счет снижения производства бетона на 35,4 %, строительного кирпича на 24,2 % — приостановки деятельности кирпичных заводов с введением ограничительных мер на въезд иностранных граждан, которые заняты на кирпичных заводах области;
— в производстве прочих транспортных средств и оборудования на 9,7 %, что вызвано уменьшением объемов услуг по ремонту, техническому осмотру вагонов и локомотивов на Белогорском и Бурейском вагонных ремонтных депо.
В производстве продукции сельского хозяйства наблюдается положительная динамика на протяжении всего анализируемого периода, так производство продукции сельского хозяйства в 2020 году увеличилось по сравнению с 2019 годом на 7,9 % и составило 48273,40 млн. рублей, а в 2021 году 48911,83 млн. рублей, однако не достигло планового показателя в 72525,38 млн. рублей. Рост обеспечило направление «растениеводство» за счет применения новых ресурсосберегающих технологий.
В 2020 году организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) использовано 343,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема составил 93,9 %. Основной причиной стала закупка дорогостоящего оборудования для Амурского газоперерабатывающего завода (далее — АГПЗ) в 2019 году [5].
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за 2020 год составил 291305,90 млн. рублей, что на 129425 млн. рублей больше планового показателя, индекс физического объема — 111,3 % к уровню 2019 года. Увеличение связано с началом строительства в сентябре 2020 года нового мостового перехода через р. Зея в г. Благовещенске и новых объектов на АГПЗ в г. Свободный. Положительная динамика фактических показателей наблюдается в течение всего анализируемого периода.
В 2020 году на территории области построено 2183 жилых помещения, что на 32,4 % меньше уровня 2019 года, общей площадью 156,1 тыс. м2 (76,2 % к уровню 2019 года).
Оборот розничной торговли Амурской области в 2020 году сложился в размере 192739,80 млн. рублей, или 99,3 % в сопоставимой оценке к 2019 году.
Объем платных услуг в 2020 году, оказанных населению области через все каналы реализации, сложился в размере 47279,30 млн. рублей, или 92,9 % в сопоставимой оценке к 2019 году.
Индекс потребительских цен в декабре 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года составил 107,2 %.
Консолидированный бюджет области за 2020 год исполнен с профицитом 2107,0 млн. рублей. Объем собственных налоговых и неналоговых доходов увеличился на 16,1 %, рост обусловлен реализацией крупных инвестиционных проектов на территории области, а также увеличением налогооблагаемой базы по организациям, осуществляющим золотодобычу на территории региона.
Самообеспеченность консолидированного бюджета региона в 2020 году составила 72,4 %.
Из-за COVID-19 за 2020 год численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась на 4,4 тыс. человек и на конец года составила 13,0 тыс. человек, в том числе 8,3 тыс. человек получали пособие по безработице. Уровень официальной (регистрируемой) безработицы составил 3,2 % от численности рабочей силы.
Таким образом, можно сделать вывод, что существенное влияние на развитие экономики оказало распространение COVID-19. Введенные ограничительные мероприятия привели к снижению значений отдельных показателей в разных сферах экономической деятельности:
- Обрабатывающие производства:
— в производстве пищевых продуктов — уменьшение производства мукомольно-крупяных и кондитерских изделий ввиду снижения покупательского спроса;
— в производстве прочей неметаллической минеральной продукции — уменьшение производства кирпича из-за введенных ограничительных мер на въезд иностранных граждан, задействованных на кирпичных заводах области.
- Оптовая и розничная торговля — снижение объемов продаж магазинов, преимущественно расположенных в торговых центрах.
- Транспорт — снижение спроса на пассажиро-перевозки по всем видам транспорта.
Также ограничительные мероприятия вызвали:
— Рост уровня инфляции — рост цен на непродовольственные (106,4 %) и продовольственные товары (107,6 %), услуги (107,6 %).
— Увеличение количества безработных граждан и рост уровня безработицы — постановка граждан на учет в качестве безработных ввиду увеличенного размера пособий по безработице, дополнительных выплат на детей и упрощенной процедуры регистрации граждан как безработных.
Вместе с тем, отрицательная динамика отмечена по следующим показателям:
- Объем добычи золота — уменьшение содержания золота в рудах на всех рудниках компании «Петропавловск».
- Индекс физического объема поступления инвестиций — уменьшение объема инвестиций по виду деятельности «Транспортировка и хранение» за счет завершения в 2019 году строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» [5].
- Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) — переход организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП) на новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан.
Основными положительными факторами, определяющими тенденции социально-экономического развития Амурской области в среднесрочном прогнозируемом периоде, являются:
— высокий потенциал минерально-сырьевых ресурсов;
— развитие транспортной доступности региона: ввод в эксплуатацию моста через р. Амур, строительство моста через р. Зея, реконструкция четырех аэропортовых комплексов и взлетно-посадочных полос, увеличение пропускной способности Восточного полигона Транссибирской и Байкало- Амурской магистралей;
— рост налоговых и неналоговых доходов бюджета;
— наличие территорий опережающего развития с льготными налоговыми условиями и упрощенными административными процедурами;
— реализация крупных инвестиционных проектов;
— создание мощностей по переработке газового сырья; увеличение потребления энергомощностей;
— создание новой социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Литература:
- Вопросы реализации Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на региональном и муниципальном уровнях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.ru/;
- Портал правительства Амурской области [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.amurobl.ru/;
- Постановление от 13 июля 2012 года N 380 (ред. от 05.04.2021) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа https://docs.cntd.ru/document/961723123;
- Приказ Минэкономразвития России от 23.03.2017 № 132 (ред. от 06.04.2021) «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» //Консультант плюс 2021
- Социально-экономическое положение Амурской области: Доклад/Амурстат. — Благовещенск, 2021. — 100 с.
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
- Агеев, А. ГОСПЛАН — основные подходы к планированию социально-экономического развития России [Текст] / А. Агеев, Е. Логинов // Экон. стратегии. — 2017. — № 8. — С.100–108.