В статье проведен анализ проблем правовых механизмов муниципального земельного контроля. Обобщены местные особенности правовых механизмов муниципального земельного контроля, реализующие нормы федерального, регионального законодательства с множеством требований к использованию земельных участков в соответствующих муниципальных правовых актах, которые не регулируют взаимодействие практических и профилактических мероприятий системы земельного контроля.
Ключевые слова: обеспечение земель, поселения, система, законодательство, земля, городское землепользование, Земельный кодекс, Конституция, проблема.
Муниципальные правовые механизмы земельного контроля регулируются соответствующим законодательством федерального, регионального уровня и муниципальными правовыми актами сферы землепользования. Федеральные особенности правовых механизмов муниципального земельного контроля определяются нормами ЗК РФ, Закона № 131, КоАП РФ [1], ГрК РФ и др. законов о множестве требований к использованию городских земельных участков и соответствующей ответственности за их нарушения, которые не включают требования к совместным мероприятиям субъектов земельного государственного надзора, земельного муниципального контроля и к использованию данных земельного мониторинга, проводимого согласно п. 5.ст. 67 ЗК РФ.
Так положениями ст. 72 ЗК РФ установлены правовые основы земельного муниципального контроля федерального уровня [4] (рисунок 1).
Рис. 1. Правовые основы земельного муниципального контроля федерального уровня
В отношении правовых основ земельного муниципального контроля регионального уровня в качестве примера стоит указать на положения п. 3 ст. 3 Закона РМЭ № 3–3 от 2015 года [3], согласно которому Правительство РМЭ определяет порядок муниципального земельного контроля [5], охватывающий положения представленные на рисунке 2.
Анализ указанного республиканского порядка муниципального земельного контроля также показывает на отсутствие норм об использовании в проверочных мероприятиях данных земельного мониторинга, проводимого согласно п. 5 ст. 67 ЗК РФ [8].
Рис. 2. Порядок положений муниципального земельного контроля
То есть, региональные особенности правовых механизмов муниципального земельного контроля реализуют нормы федеральных законов о множестве требований к использованию земельных участков и соответствующей ответственности за их нарушения в соответствующем региональном документе о проведении земельного муниципального контроля, который не включает требования к использованию данных земельного мониторинга, проводимого согласно п. 5 ст. 67 ЗК РФ.
На местном уровне мероприятия муниципального земельного контроля в целом детализируют нормы федерального и регионального законодательства с учетом местных особенностей. Например, Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район» (далее — Положение [7]) в целом повторяет региональные правила и включает 9 разделов норм: с общими положениями, с содержанием предмета земельного муниципального контроля, с полномочиями компетентных лиц контроля, с порядком осуществления проверок, с отдельными аспектами осуществления плановых, внеплановых, документарных и выездных проверок, а также с типовой формой акта проверки в рамках земельного муниципального контроля.
Вместе с этим, в соответствии с нормами ст. 44 Федерального закона № 248-ФЗ от 2020 года [2] Медведевским муниципалитетом утверждена Программа предупреждения рисков нанесения вреда охраняемым ценностям при осуществлении земельного муниципального контроля (далее — Программа [10]) (рисунок 3).
Рис. 3. Положения Программы предупреждения рисков нанесения вреда охраняемым ценностям при осуществлении земельного муниципального контроля
Однако, стоит обратить внимание на отсутствие согласованности, взаимодействия норм Положения [9] с правилами Программы [11], поскольку в первом документе не упоминаются требования второго, а во втором документе отсутствуют данные о первом.
То есть, местные особенности правовых механизмов муниципального земельного контроля реализуют нормы федерального, регионального законодательства с множеством требований к использованию земельных участков в соответствующих муниципальных правовых актах, которые отличаются формальным содержанием, поскольку не регулируют взаимодействие практических и профилактических мероприятий системы земельного контроля.
Литература:
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
3 Закон Республики Марий Эл от 27.02.2015 г. № 3-З (ред. от 24.09.2021) «О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/424051820 (дата обращения: 14.06.22).
4 Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 49 (Часть I). Ст. 8216.
5 Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22 мая 2015 года N 291 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля в Республике Марий Эл.
6 Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medvedevo12.ru/regulatory/munitsipalnyy_zemelnyy_kontrol/?ELEMENT_ID=41337 (дата обращения: 14.06.22).
7 Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Медведевский муниципальный район».
8 Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70869020/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 14.06.22).
9 Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70869020/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 14.06.22).
10 Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Медведевского муниципального района № 169 от 20.12.2021 г. «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального земельного контроля на территории сельских поселений Медведевского муниципального района». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medvedevo12.ru/regulatory/munitsipalnyy_zemelnyy_kontrol/?ELEMENT_ID=41337 (дата обращения: 14.06.22).
11 Решение Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Медведевского муниципального района № 169 от 20.12.2021 г.