В статье на примере муниципальных правовых актов Медведевского муниципалитета РМЭ систематизированы правоприменительные муниципальные проблемы организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений, которые отражают: недостаточное внимание муниципалитетов к планированию мероприятий реализации позитивных свойств земельных участков; отсутствие в ПЗЗ городского поселения Медведево норм о показателях обеспеченности муниципальной территории объектами социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур; отсутствие взаимодействия практических и профилактических мероприятий системы земельного контроля.
Ключевые слова: обеспечение земель, поселения, система, законодательство, земля, городское землепользование, Земельный кодекс, Конституция, проблема, мероприятия, поселение, управление.
Существуют проблемы правового регулирования мероприятий: планового, системного управления землями городских поселений; инвестиционного, обеспечения системы управления такими землями; контрольной подсистемы управления землями городских поселений. Н. С. Мустакимов логично аргументирует недостатки системного подхода к использованию земельных ресурсов с помощью специальных программ, инструментов регулирования экономических отношений, связанных с землями городских, аграрных и пр. территорий [5, c. 73–76]. При этом, ученый выделяет проблемные аспекты регионального уровня (рисунок 1).
Рис. 1. Проблемные аспекты регионального уровня
Представленные недостатки системного подхода к использованию земельных ресурсов на региональном уровне подтверждаются содержанием актуальной информационной модели инвестиционной деятельности в РМЭ, элементы которой отражены на соответствующих публичных веб-ресурсах.
На веб-страницах Инвестиционной карты РМЭ [4] термин «земельный участок» упоминается только в рамках данных об оценке земельных участков, рекомендуемых для инвесторов. Например, по Инвестиционной карте РМЭ на территории Медведевского района отмечены 30 земельных участков — инвестиционных площадок с разрешенным сельскохозяйственным назначением. Формирования других инвестиционных площадок кроме аграрных в Медведевском районе не требуется.
С учетом вышеизложенного можно обобщить группу теоретико-правовых проблем организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений, характеризующуюся недостаточным системным подходом к разработке вопросов сферы землепользования (рисунок 2).
Рис. 2. Проблемы организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений
Обозначенные теоретико-правовые проблемы недостаточного системного подхода к землепользованию подтверждаются представленными ранее недостатками практического содержания.
В частности, в ходе анализа федеральных аспектов организационно-правового обеспечения планирования земель городских поселений обозначена правоприменительная проблема неопределенности ч. 3 ст. 14 Закона № 78 [1], в которой предусмотрено условие планирования рационального использования земель в городских и сельских поселениях по требованиям обширного и нерегламентированного перечня градостроительной документации.
В рамках анализа федеральных аспектов правовых механизмов муниципального земельного контроля установлено, что контрольные мероприятия регламентируются нормами ЗК РФ, Закона № 131, КоАП РФ, ГрК РФ и др. законов о множестве требований к использованию городских земельных участков и соответствующей ответственности за их нарушения, которые не включают требования к совместным мероприятиям субъектов земельного государственного надзора, земельного муниципального контроля и к использованию данных земельного мониторинга, проводимого согласно п. 5.ст. 67 ЗК РФ. Обозначенный пробел характеризует правоприменительную проблему обеспечения взаимодействия субъектов земельного государственного надзора, земельного муниципального контроля и применения при подготовке проверок данных земельного мониторинга, содержание которого предусмотрено нормами п. 5, ст. 67 ЗК РФ [3].
Исходя и представленных данных, можно обобщить правоприменительные федеральные проблемы организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений, включающие: неопределенность исполнения ч. 3 ст. 14 Закона № 78 [2]; необходимость упрощения, систематизации, толкования действующего множества правовых инструментов применения полезных свойств городских земельных участков в виде показателей обеспеченности муниципальной территории объектами социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур; отсутствие правил обеспечения взаимодействия субъектов земельного государственного надзора, земельного муниципального контроля и применения при подготовке проверок результатов земельного мониторинга.
В ходе анализа муниципальных аспектов организационно-правового обеспечения планирования земель городских поселений на примере муниципальных правовых актов Медведевского муниципалитета РМЭ обозначена правоприменительная проблема необходимости обобщения на местах внушительного объема, действующего федерального, регионального законодательства по вопросам землепользования и недостаточного внимания муниципалитетов к планированию мероприятий реализации позитивных свойств земельных участков.
Рассматривая муниципальные аспекты экономического использования земель городских поселений в Медведевском районе РМЭ, установлено, что не все формальные нормы законодательства соблюдаются в положениях муниципальных правовых актов. В нарушение п. 4 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ положения ст. 3 ПЗЗ городского поселения Медведево не включают нормы о показателях обеспеченности муниципальной территории объектами социальной, транспортной, коммунальной инфраструктур.
Комплекс представленных проблем отражен на рисунке 3.
Рис. 3. Теоретико-правовые и правоприменительные проблемы организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений
Таким образом, в ходе проведенного исследования систематизированы следующие группы проблем организационно-правового обеспечения использования земель городских поселений.
Литература:
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О землеустройстве» // Российская газета. № 118–119. 23 июня 2001.
- Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О землеустройстве» // Российская газета. № 118–119. 23 июня 2001
- Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2014 № 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения».
- Инвестиционная карта РМЭ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://investkarta12.ru (дата обращения: 14.06.22).
- Мустакимов Н. С. Методология регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне в части земельных отношений / Н. С. Мустакимов, З. К. Кондратенко // Аграрное и земельное право. 2017. № 2 (146). С. 73–76.