В данной статье рассматривается феномен отцовства как менее изученный аспект семейных взаимоотношений относительно феномена материнства. В данной статье отцовство рассматривается как динамический психологический процесс, включающий в себя большое количество задач, решение которых ведет к здоровым отношениям в семье. В данной статье автор постарался раскрыть сущность феномена отцовства и оценить его влияние на воспитание ребенка и создание благоприятной для развития среды в семье.
Ключевые слова: семья, брак, ребенок, отец, феномен отцовства, психология, стереотип, семейные отношения.
Введение
Говоря об актуальности исследований, лежащих в области семейных взаимоотношений, аргументом в пользу важности исследований может быть статистика браков и разводов.
По данным Росстата, в 2021 году в России было заключено 923 553 браков (6,3 на 1000 человек населения). Это почти на 152 тысячи больше, чем в 2020-м. Число разводов в 2021 году тоже увеличилось, причем значительно. Если в 2020 году в стране официально разошлись 564 033 пары, то в 2021 узы брака расторгли уже 644 207 семьи (4,4 на 1000 человек населения). То есть на 80 174 больше.
Опираясь на данную статистику можно говорить о важности исследования всех аспектов, влияющих на вероятность сохранения брачных и семейных отношений. Отцовство как психологический феномен является одним из малоизученных факторов. Но поскольку, говоря о брачных отношениях, как об отношениях между мужчиной и женщиной, позже о семье, включающей отношения между родителями и детьми, мы видим изучение вопросов, связанных с ролью и становлением отца, как одних из наиболее сильно оказывающих влияние на семью. И в данной статье приводится сравнительный анализ материнства и отцовства, что может послужить материалом для дальнейших исследований в области семейных отношений.
Семья является основой общества, поскольку ребенок, родившийся в семье, смотрит на мир через призму первых эмпирических данных полученных в первые годы жизни. Ребенок, попадая во внешнюю среду, например, школу, устанавливает новые социальные связи на основе той информации, которую он получил в семье [1].
Так, например, в семье усваиваются общественные нормы, отношения между родителями, как меду мужчиной и женщиной, появляется представление о роли отца и матери в семьи и связанные с определением этих ролей разные потребности в отношении каждого из родителей.
Таким образом, влияние родителей на ребенка в первые и последующие годы жизни создает систему социальных отношений, поскольку их дети вырастут и образуют свои семьи с новыми детьми [7].
Автор не исключает того факта, что в процессе жизнедеятельности влияние отца и матери на ребенка постепенно ослабевает и ребенок может основать свою семью, кардинально отличающуюся от родительской [4].
Но так или иначе, ребенок мужского пола и позже будущий отец опирается на известный ему опыт семейных отношений, полученный из отношений между его родителями.
Социальные и биологические потребности мужчины лежат в основе роли отцовства. С одной стороны, биологическая возможность иметь детей является характеристикой половозрелого взрослого человека, но с другой стороны этот факт не является в полной мере достаточным для рождения ребенка и организации детско-родительских отношений. В современном мире гораздо более важными являются социальные факторы, оказывающие влияние на семью в вопросах отношений с детьми [5].
Большое влияние на отца оказывает большое количество стереотипов, связанных с мужчинами, с их серьёзностью, слабо развитой эмпатией и т. д. Однако, как показывают последние исследования, связанные с развитием ребенка, именно эмпатия к ребенку, большое количество, качественно проведенного времени, разделение домашних, стереотипно женских обязанностей по дому и воспитанию ребенка, ведет к здоровым отношениям в семье и соответственно нормальному взрослению ребенка [6].
Часто именно со стереотипами связаны бессознательные психологические трудности формирования отцовства. Поскольку отцовство может быть связано с преодолением стереотипных мышлений в отношении себя и семьи [8].
Так феномен материнства описан гораздо понятнее. Взаимодействие дочери со своей матерью происходит с момента беременности, что делает очевидным роль и задачи матери для дочери, в то время как в случае с мальчиком, мама может занимать гораздо больше места в жизни ребенка, когда отец занят тем, чтобы обеспечить семью необходимыми для жизни ресурсами, оставляя воспитания ребенка женщине [10] .У девочек происходит принятие на себя роли матери, например, во время ролевых игр на подобии «дочки-матери» гораздо раньше, чем у мальчиков, в то время как мужская половина задумывается о родительстве только после половой зрелости [9].
Общение матери с ребенком происходит задолго до того момента, как он появится на свет. Общение происходит посредством чувственного опыта, приобретаемого во время беременности. В то время как встраивание мысли о ребенке и его существовании в самосознание мужчины происходит гораздо сложнее и дольше, чем у матери. Так осознание ребенка, выстраивание родительской модели поведения, принятие на себя роли отца происходит отлично от женских и материнских [3].
До недавнего развития в сфере семейной психологии и педагогики содержание мужской роли в семье включало в себя стереотипные представления о мужчинах в обществе. К ним можно отнести физическую и эмоциональную устойчивость, исключение из своего поведения «женских» черт, таких как открытое выражение эмоций и чувств. Основными стереотипами были высокий статус и финансовый доход. Эти стереотипы могут привести к тому, что отец будет большую часть своего времени посвящать заработку денег и достижению высокого статуса, что обеспечит финансовыми ресурсами семью, но лишит ребенка отцовского воспитания. Это приведет к тому, что времени, проведенного с ребенком, учитывая тот факт, что для такого мужчины работа в пирамиде ценностей стоит выше, чем семья, становится недостаточно и мать автоматически занимает больше места в жизни ребенка, что приводит к определенным трудностям у мальчика в адаптации к адекватной мужской модели [2].
В заключении можно сказать, что роль отца до недавнего времени была определена как роль человека, не принимающего должного участия в жизни ребёнка в сравнении с матерью, но сейчас психолого-социальные науки уделяют всё больше времени изучению отцовства и выявляют большую долю влияния отца на ребёнка, хоть эта область по-прежнему остаётся недостаточно изучена. Безусловно, в здоровой семье оба родителя должны принимать равное участие в воспитании ребёнка и присутствовать в его жизни.
Литература:
- Браун Д. Теория и практика семейной психотерапии / Д. Браун — СПб.: Серия «Золотой фонд психотерапии», 2001–352стр.
- Баландина, Л. Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений / Л. Р. Баландина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — Серия № 1. — Психологические и педагогические науки. 2014. — № 1. — С.125–136
- Вагапова, А.Р., Перова, С. А. Семейная идентичность супругов и их оценка степени удовлетворенности браком / А. Р. Вагапова, С. А. Перова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — № 1 (13). — С.72–76.
- Буртовая Е. В. Конфликтология. М., 2002. 54 c.
- Карабанова О. А. Психология семейных отношений. Самара: Издательство СИОКПП, 2001. 75 с.
- Кочетова А. И. Начала семейной жизни. Минск, 1989. 446 с. 4. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996. 15 с.
- Куфтяк Е. В. «Исследование устойчивости семьи при воздействии трудностей», 2010.
- Савоничева С. С. «Факторы удовлетворенности браком в период после рождения ребенка: анализ зарубежных исследований», 2017
- Пучко Е. В. «Взаимосвязь стиля воспитания детей и удовлетворенности браком супругов», 2016.
- Борисенко, Ю. В. Специфика формирования отцовства как психологического феномена / Ю. В. Борисенко, К. Н. Белогай. — Сибирский психологический журнал. 2007. № 26. — С. 102– 107.